Финансирование деятельности медицинских организаций в рамках обязательного медицинского страхования как объект проверки
Одним из источников финансирования учреждений здравоохранения являются средства обязательного медицинского страхования, использование которых является объектом проверок и ревизий со стороны территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Методическое обеспечение проведения проверки разработано Федеральным фондом обязательного медицинского страхования [9].
Территориальные фонды проводят проверки медицинских организаций (любой организационно-правовой формы), индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Территориальным фондом могут проводиться проверки различных видов (табл. 1). Основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.
Таблица 1
Виды проверок
Вид проверки | Характеристика проверки (рассматриваемые вопросы, периодичность проведения) |
По содержанию | |
Комплексная проверка | Рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации |
Тематическая проверка | Рассматриваются отдельные вопросы, связанные с использованием средств обязательного медицинского страхования |
Контрольная проверка | Рассматривается устранение нарушений и недостатков медицинской организацией в использовании средств обязательного медицинского страхования, ранее выявленных в ходе комплексной или тематической проверки |
По системности | |
Плановая проверка | Периодичность устанавливается с учетом возможности полного охвата вопросов и периодов деятельности медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, но не реже чем один раз в два года. Периодичность проведения плановых комплексных проверок устанавливается не чаще чем один раз в год |
Внеплановые проверки | Проводятся по решению директора территориального фонда на основании: представлений контрольных органов; обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, жалоб и заявлений граждан; в связи с истечением срока исполнения медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней); проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования; в случае прекращения действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации медицинской организации и других необходимых случаях |
Проверка использования средств обязательного медицинского страхования может проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются руководителем комиссии (рабочей группы) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы проверки.
Медицинским организациям следует обратить внимание на то, что руководитель и члены комиссии (рабочей группы) имеют право:
- запрашивать и получать от должностных лиц медицинской организации необходимые для проведения проверки документы, объяснения, информацию и их заверенные копии;
- получать доступ к информационным системам медицинской организации, предназначенным для выполнения обязательств медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, в режиме просмотра и выборки необходимой информации;
- получать копии документов (в том числе электронные) и копии иных записей (в присутствии сотрудников медицинской организации).
Объекты проведения проверки медицинских организаций территориальными фондами обязательного медицинского страхования перечислены на рис. 1.
/--------------------------------------------------------\
| Объекты проведения проверки медицинских организаций |
\--------------------------------------------------------/
/---------------------\ | /-----------------------------------------\
| Направления | |-|Соблюдение требования ведения раздельного|
| использования |--| | учета по операциям со средствами |
| средств, полученных | | | обязательного медицинского страхования |
| медицинскими | | \-----------------------------------------/
| организациями на | |
| финансовое | |
| обеспечение: | |
|---------------------/
| /----------------\ /----------------------------------------------\
| | территориальной| | Исполнение мероприятий по устранению |
| | программы | | нарушений и недостатков, выявленных |
|-| обязательного | | предыдущими проверками, в том числе |
| | медицинского | | соблюдение сроков возврата (возмещения)|
| | страхования | | медицинской организацией средств, |
| | (рис. 2) | | использованных не по целевому назначению, в |
| \----------------/ | бюджет территориального фонда и (или) уплаты |
| | штрафных санкций по результатам проверок,|
| | ранее проведенных территориальным фондом |
| |(при наличии) |
| \----------------------------------------------/
| /----------------\ /----------------------------------------------\
| | мероприятий | /-| внедрению стандартов оказания медицинской|
| | региональной | | | помощи |
| | программы | | \----------------------------------------------/
|-| модернизации |-/ /----------------------------------------------\
| |здравоохранения |-\ | повышению доступности амбулаторной |
| | субъекта | | | медицинской помощи, в том числе |
| | Российской | \-| предоставляемой врачами-специалистами |
| | Федерации по: | |(включая мероприятия по проведению |
| | (рис. 3) | | углубленной диспансеризации подростков) |
| \----------------/ \----------------------------------------------/
| /---------------------------------------------\
| /--|проведения дополнительной диспансеризации |
| | |работающих граждан (рис. 4) |
| | \---------------------------------------------/
| /----------------\ | /---------------------------------------------\
| | приоритетного | | |диспансеризации пребывающих в стационарных |
| | национального |-/ |учреждениях детей-сирот и детей, находящихся |
|-|проекта в сфере |----| в трудной жизненной ситуации (рис. 5) |
| |здравоохранения,|-\ \---------------------------------------------/
| | в том числе: | | /---------------------------------------------\
| \----------------/ | | оказания дополнительной медицинской помощи|
| | | врачами-терапевтами участковыми, врачами |
| | | общей практики (семейными врачами), |
| \--| медицинскими сестрами участковыми |
| | врачей-терапевтов участковых, |
| | врачей-педиатров участковых и медицинскими |
| | сестрами врачей общей практики |
| | (семейных врачей) (рис. 6) |
| \---------------------------------------------/
| /---------------------------------------------------------------------\
\| исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, |
| возникающих при осуществлении органами государственной власти |
| субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской |
| Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) |
| нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) |
|нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере|
| охраны здоровья граждан, и (или) возникающих в результате принятия |
| законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской |
| Федерации |
\---------------------------------------------------------------------/
Рис. 1. Объекты проверки медицинских организаций
Проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку по направлениям, отраженным на рис. 2. В процессе оценки обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию проверяется ряд параметров, которые отражены в табл. 2.
Направления проверки использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования |
/---------------\/----------------\/-----------------------\/---------------------\/---------------\
|Обоснованность || Соблюдение ||Наличие и достоверность|| Использование ||Достоверность и|
| получения || обязательства || данных || медицинской ||своевременность|
| средств || медицинской || персонифицированного ||организацией средств,|| представления |
| медицинской || организации по || учета сведений о ||полученных из резерва|| отчетов |
|организацией на|| использованию || медицинской помощи, || финансового || медицинской |
| оплату || средств || оказанной || обеспечения ||организацией об|
| медицинской || обязательного || застрахованным лицам, || предупредительных ||использовании |
| помощи по || медицинского || передаваемых ||мероприятий страховой|| средств |
| обязательному || страхования, || медицинской || медицинской || обязательного |
| медицинскому || полученных за || организацией в || организации, в том || медицинского |
| страхованию || оказанную ||территориальный фонд и || числе проверка || страхования по|
| (табл. 1) || медицинскую || страховые медицинские || наличия отчетных || установленным |
\---------------/| помощь, в || организации, || документов по || формам |
|соответствии с ||необходимых в том числе||средствам, полученным|\---------------/
|территориальной || для осуществления || медицинской |
| программой || контроля за || организацией из |
| обязательного || использованием средств|| резерва финансового |
| медицинского || обязательного || обеспечения |
| страхования: || медицинского || предупредительных |
|- по видам || страхования || мероприятий |
| медицинской || || |
| помощи; || || |
|- по структуре || || |
|тарифа на оплату|| || |
| медицинской || || |
|помощи (табл. 2)|| || |
\----------------/\-----------------------/\---------------------/
Рис. 2. Направления проверки использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования
Таблица 2
Параметры оценки обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
Проверяемый объект | Параметр оценки |
Лицензия медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности | Наличие лицензии; сроки действия лицензии; виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии и сертификатах аккредитации; фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь |
Заявки на авансирование медицинской помощи | Правильность составления заявок; своевременность направления заявок (в срок до 10-го числа текущего месяца). Проверяется до 70% от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию |
Реестр счетов и счета на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам | Правильность и своевременность представления медицинской организацией в страховые медицинские организации (в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным) |
Акт сверки расчетов между медицинской организацией и страховыми медицинскими организациями (согласно форме Типового договора по обязательному медицинскому страхованию на оказание и оплату медицинской помощи [4]) | Наличие актов. Сверка расчетов проводится страховой медицинской организацией и медицинской организацией ежемесячно на 1-е число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года. По результатам составляется акт о принятии к оплате оказанной медицинской помощи, подтверждающий сумму окончательного расчета между сторонами |
Дебиторская и кредиторская задолженность по оплате медицинской помощи | Наличие; продолжительность; размеры; причины задолженности |
Претензии медицинской организации к страховым медицинским организациям в части осуществления оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию | Наличие; обоснованность |
Претензии и (или) иски страховых медицинских организаций к медицинской организации в целях возмещения вреда, причиненного застрахованному лицу, и примененных к медицинской организации санкций | Наличие |
Размер полученных средств на оплату медицинской помощи | Соответствие стоимости оказанной медицинской помощи в представленных медицинской организацией реестрах счетов и счетах на оплату медицинской помощи (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию); факты получения средств на оплату медицинской помощи по счетам и реестрам счетов с нарушениями в их оформлении и предъявлении на оплату медицинской организацией согласно Перечню оснований для отказа в оплате медицинской помощи [7]; факты получения средств на оплату медицинской помощи при взимании платы с застрахованных лиц (в рамках добровольного медицинского страхования или в виде оказания платных услуг) за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой обязательного медицинского страхования |
Соблюдение обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования оценивается по параметрам, перечисленным в табл. 3.
Таблица 3
Параметры оценки соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств, полученных в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования
Проверяемый объект | Параметр оценки | Способ оценки |
Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда | Правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем; обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д.; установление случаев расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования | Проверка всех документов, подтверждающих обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.; проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации |
Расходы: на приобретение материальных запасов: лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов; оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования); организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации) | Соответствие сумм произведенных расходов с утвержденной сметой расходов; обоснованность цен при закупках товаров (работ, услуг) за счет средств обязательного медицинского страхования; соблюдение сроков поставки и оплаты, соответствие сумм, указанных в договорах, фактически произведенным расходам; своевременность, полнота и правильность оприходования лекарственных средств и расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов; сохранность, учет и списание лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов; наличие раздельного учета медикаментов, приобретаемых за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет средств, поступающих в медицинскую организацию из других источников | 1. Проверка первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки. 2. Проводится анализ закупленных лекарственных средств и проверяется наличие лекарственных средств с истекшим сроком годности. 3. Изучение: материалов инвентаризации имущества и финансовых обязательств, проведенной медицинской организацией (может быть проведена выборочная инвентаризация); наличия, продолжительности и размеров дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками товаров и услуг за счет средств обязательного медицинского страхования; своевременности взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности, проведения взаимных сверок в расчетах с поставщиками; правильности ведения учета расчетов; своевременности взыскания сумм выявленных недостач и хищений денежных средств обязательного медицинского страхования, материальных ценностей, приобретенных за счет средств обязательного медицинского страхования, а также потерь от порчи этих ценностей, отнесенных за счет виновных лиц |
Другие направления расходования средств (при наличии в составе принятых тарифов на оплату медицинской помощи) | Порядок проведения расходов; объем средств, предусмотренных на данные расходы в составе принятых тарифов и утвержденный сметой расходов; условий заключенных договоров | Проверка документов, регламентирующих расходование средств по соответствующему направлению |
При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется:
- правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования;
- правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации;
- соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования);
- своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование;
- наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе;
- законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования;
- обеспечение сохранности денежных средств.
Проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, осуществляется по направлениям, отраженным на рис. 3.
Направления проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения |
/--------------\ /--------------------\/--------------\/---------------\/------------------------\
| Проверка | | Проверка || Проверка ||Проверка соб- || Проверка реализации |
|дополнительных| | предоставления || реализации ||людения условий|| мероприятий и |
| соглашений к | | медицинской || мероприятий, ||использования || соблюдение условий |
| договорам на | | организацией в ||осуществляемых|| средств, || использования средств, |
| оказание и | | страховую медицин-|| за счет || полученных на || полученных в рамках |
| оплату | | скую организацию || средств, || внедрение || Программы модернизации |
| медицинской | |отдельного счета и ||полученных на || стандартов из || из бюджета |
| помощи по | |реестра счетов (или || внедрение || бюджета || территориального фонда |
| обязательному| | отдельного счета || стандартов, || Федерального || и бюджета субъекта |
| медицинскому | | в рамках реестра || повышение || фонда, в || Российской Федерации |
|страхованию о | | счетов на оплату || доступности || соответствии || с (если указанные |
|взаимодействии| | медицинской помощи || амбулаторной || с тарифным ||средства предусмотрены),|
| сторон при | | по территориальной || медицинской || соглашением || в соответствии с |
| реализации | | программе || помощи, и || и порядком || тарифным соглашением и |
| Программы | | обязательного || соблюдения || реализации || порядком реализации |
| модернизации | | медицинского || условий || Программы || Программы модернизации |
| | | страхования) на ||использования || модернизации и|| и расходования |
| | | оплату медицинской || средств, || расходования || средств на Программу |
| | | помощи в рамках || полученных на|| средств || модернизации |
| | | Программы || повышение || на Программу || утвержденными на |
| | | модернизации за || доступности || модернизации, || территории субъекта |
| | |счет средств бюджета|| амбулаторной || утвержденными || Российской Федерации |
| | | Федерального фонда || медицинской ||на территории || |
| | | || помощи из || субъекта || |
| | | || бюджета || Российской || |
| | | || Федерального || Федерации || |
| | | || фонда, в || || |
| | | ||соответствии с|| || |
| | | ||Правилами фи- || || |
| | | ||нансового обе-|| || |
| | | ||спечения [1] || || |
\--------------/ \--------------------/\--------------/\---------------/\------------------------/
Рис. 3. Направления проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации
Объекты проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение Программы модернизации, перечислены в табл. 4. Проверка использования средств, полученных медицинской организацией из бюджета территориального фонда на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, осуществляется по объектам, отраженным на рис. 4.
Объекты проверки использования средств, полученных медицинской организацией из бюджета территориального фонда, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
/------------------------------------\ | /-----------------------------------\
| Документы, подтверждающие || | Целевое использование полученных |
|обоснованность расходования средств | | | средств на проведение |
|------------------------------------/ || дополнительной диспансеризации |
| | |работающих граждан по установленным|
| | | направлениям расходования |
| /----------------------------------\ | \-----------------------------------/
| | Лицензии на все виды медицинской | |
|| деятельности, необходимые для | |
| | проведения дополнительной | | /-----------------------------------\
| |диспансеризации работающих граждан| | | Осуществление выплат заработной |
| \----------------------------------/ | | платы за счет средств, полученных|
| || на проведение дополнительной |
| /----------------------------------\ | |диспансеризации работающих граждан,|
| | Перечень сотрудников, участвующих| | | в соответствии с табелями учета |
|| в проведении дополнительной | | | рабочего времени |
| |диспансеризации работающих граждан| | \-----------------------------------/
| \----------------------------------/ | /-----------------------------------\
| /----------------------------------\ | | Достоверность заполнения отчетной |
| | Договоры, заключенные проверяемой| | | формы по использованию средств, |
| | медицинской организацией с | || полученных на проведение |
| |медицинской организацией, имеющей | | | дополнительной диспансеризации |
| | лицензию на виды медицинской | | | работающих граждан |
|| деятельности, отсутствующие в | | \-----------------------------------/
| | проверяемой медицинской | | /-----------------------------------\
| | организации, соответствие срока | | | Обособленное отражение и |
| | действия договора сроку | | | бухгалтерском учете поступления и |
| | фактического выполнения работ | || расходования средств на |
| \----------------------------------/ | | дополнительную диспансеризацию |
| | | работающих граждан |
| /----------------------------------\ | \-----------------------------------/
| | Смета доходов и расходов по | | /-----------------------------------\
| |средствам, полученным из бюджета | | | Численность работающих граждан, |
| | территориального фонда на | | | прошедших дополнительную |
\| проведение дополнительной | | | диспансеризацию, по спискам |
| диспансеризации работающих | \| медицинской организации и по |
|граждан, исполнение сметы доходов| | реестрам счетов на оплату |
| и расходов. | | проведенной дополнительной |
\----------------------------------/ |диспансеризации работающих граждан |
\-----------------------------------/
Рис. 4. Объекты проверки использования средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан
Таблица 4
Объекты проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение Программы модернизации
Проверяемый объект | Параметр оценки |
Документы, подтверждающие обоснованность расходования средств | Лицензии на оказание медицинских услуг в рамках проведения мероприятий Программы модернизации; действующие сертификаты у медицинских работников, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, медицинские услуги в рамках проведения мероприятий по оказанию медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами, принимающих участие в проведении углубленной диспансеризации подростков; локальные документы, определяющие порядок и условия оплаты труда медицинских работников в рамках реализации мероприятий Программы модернизации; дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключенные между медицинской организацией и ее работниками в части реализации Программы модернизации |
Заработная плата | Обоснованность начисления заработной платы; правильность расчетов и сроков выплаты; осуществление уплаты налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации |
Поставки лекарственных средств и расходных материалов, мягкого инвентаря, продуктов питания и прочих материальных запасов | Соблюдение законодательных процедур по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов [10]; соблюдение сроков поставки и оплаты |
Отчеты медицинской организации об использовании средств на цели по реализации региональной программы модернизации здравоохранения | Своевременность формирования и достоверность данных по установленным формам [5, 8] |
Объемы выделенного финансирования и кассовых расходов | Выявление наличия неиспользованных или нераспределенных средств |
Бухгалтерский учет поступления и расходования средств в рамках Программы модернизации | Обособленность отражения по каждому источнику финансового обеспечения с ведением аналитического учета на субсчетах |
При проверке использования средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан может быть проведена выборочная проверка:
- карт учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина (учетная форма N 131/у-ДД-10) медицинских карт амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04) полноты объема проведенной дополнительной диспансеризации (законченный случай) и правильности оформления медицинской документации врачами-специалистами, соблюдения алгоритма осмотра врачами-специалистами;
- соответствия заключений врачей-специалистов, осуществляющих осмотры, в карте учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина и медицинской карте амбулаторного больного;
- соответствие специальностей врачей, выполняющих осмотры, специальностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России [3].
Объекты проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отражены на рис. 5.
Объекты проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
/----------------------------------\ | /-----------------------------------\
| Документы, подтверждающие | | | Обособленное отражение |
| обоснованность расходования |-| | бухгалтерском учете поступления и |
| средств | | |расходования средств на проведение |
|----------------------------------/ |-| диспансеризации пребывающих в |
| /----------------------------------\| | стационарных учреждениях |
| | Лицензии на виды медицинской || |детей-сирот и детей, находящихся в |
| | деятельности, необходимые для || | трудной жизненной ситуации |
| | проведения диспансеризации || \-----------------------------------/
|| пребывающих в стационарных || /------------------------------------\
| | учреждениях детей-сирот и детей, || | Целевое использование полученных |
| | находящихся в трудной || | средств на проведение |
| | жизненной ситуации || | диспансеризации пребывающих в |
| \----------------------------------/| | стационарных учреждениях |
| |-| детей-сирот и детей, находящихся в |
| | | трудной жизненной ситуации, по |
| | | установленным направлениям |
| | | расходования |
| | \------------------------------------/
| /----------------------------------\| /------------------------------------\
| |Перечень сотрудников, участвующих || |Достоверность данных отчетной формы |
| | в проведении диспансеризации || | по использованию средств, |
|| пребывающих в стационарных || | полученных на диспансеризацию |
| | учреждениях детей-сирот и детей, ||-| пребывающих в стационарных |
| | находящихся в трудной жизненной || | учреждениях детей-сирот и детей, |
| | ситуации || | находящихся в трудной жизненной |
| \----------------------------------/| | ситуации |
| | \------------------------------------/
| /----------------------------------\| /------------------------------------\
| |Договоры, заключенные проверяемой || | Осуществление выплат заработной |
| | медицинской организацией с || | платы за счет средств, полученных |
| |медицинской организацией, имеющей || | на проведение диспансеризации |
| | лицензию на виды медицинской || | пребывающих в стационарных |
|| деятельности, отсутствующие в ||-| учреждениях детей-сирот и детей, |
| | проверяемой медицинской || | находящихся в трудной жизненной |
| | организации, соответствие срока || | ситуации, в соответствии с табелями|
| | действия договора сроку || | учета рабочего времени |
| | фактического выполнения работ || \------------------------------------/
| \----------------------------------/|
| /----------------------------------\| /------------------------------------\
| | Смета доходов и расходов по || | Численность детей, прошедших |
| | средствам, полученным из бюджета || | диспансеризацию, по спискам |
| | территориального фонда на || | медицинской организации и по |
| | проведение диспансеризации || | реестрам счетов на оплату |
\| пребывающих в стационарных |\-| проведенной диспансеризации |
| учреждениях детей-сирот и детей, | | пребывающих в стационарных |
| находящихся в трудной жизненной | | учреждениях детей-сирот и детей, |
|ситуации, исполнение сметы доходов| | находящихся в трудной жизненной |
| и расходов | | ситуации |
\----------------------------------/ \------------------------------------/
Рис. 5. Объекты проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
При проведении проверки использования средств, полученных на финансирование диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть выборочно изучены:
- карты диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (учетная форма N 030-Д/с/09-10) медицинские карты ребенка.
При проверке определяется обоснованность использования средств с учетом:
- полноты объема проведенной диспансеризации (законченный случай) и правильности оформления медицинской документации врачами-специалистами, соблюдения алгоритма осмотра врачами-специалистами;
- соответствия заключений врачей-специалистов, осуществляющих осмотры, в карте диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, медицинской карте ребенка;
- соответствия специальностей врачей, выполняющих осмотры, специальностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 03.03.2011 N 162н [6].
При проверке использования средств, полученных медицинской организацией из бюджета территориального фонда на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), проверяются объекты, отраженные на рис. 6.
Объекты проверки использования средств, полученных медицинской организацией из бюджета территориального фонда на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) |
| /--------------------------------------------------------------\
|------| Наличие у медицинской организации лицензий на оказание|
| | соответствующей медицинской помощи |
| \--------------------------------------------------------------/
| /--------------------------------------------------------------\
|------|Наличие открытого отдельного счета для учета средств,|
| |направленных на оплату дополнительной медицинской помощи |
| \--------------------------------------------------------------/
| /--------------------------------------------------------------\
|------|Наличие бюджетной заявки и приложения к ней |
| \--------------------------------------------------------------/
| /--------------------------------------------------------------\
| |Документы, подтверждающие обоснованность включения работников |
| |медицинской организации в бюджетную заявку, информации в |
| |приложении к заявке, документов, подтверждающих оформление |
|------|трудовых отношений между работником и медицинской организацией|
| |(численность прикрепленного населения, приказ о количестве |
| |созданных участков, приказ о приеме на работу,|
| |трудовая книжка, штатное расписание и др.) |
| \--------------------------------------------------------------/
| /--------------------------------------------------------------\
| |Наличие оформленных дополнительных соглашений к трудовым|
| |договорам (с 1-го рабочего дня месяца) между медицинской|
|------|организацией и медицинскими работниками первичного звена по|
| |оказанию дополнительной медицинской помощи |
| \--------------------------------------------------------------/
| /--------------------------------------------------------------\
| |Осуществление выплат в соответствии с заявкой (штатное|
| |расписание, табель учета рабочего времени, платежная |
|------|ведомость, расчеты по начислениям на выплаты |
| |согласно законодательству) |
| \--------------------------------------------------------------/
| /--------------------------------------------------------------\
|------|Отражение операций по расчетам за дополнительную медицинскую|
| |помощь в бухгалтерском учете |
| \--------------------------------------------------------------/
| /--------------------------------------------------------------\
\------|Достоверность данных отчетной формы по использованию средств,|
|полученных на дополнительную помощь |
\--------------------------------------------------------------/
Рис. 6. Объекты проверки использования средств, полученных медицинской организацией из бюджета территориального фонда на оказание дополнительной медицинской помощи
Таким образом, деятельность медицинских организаций находится под особым наблюдением в части расходования средств обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам соблюдения законодательства в области закупок, формирования заявок и расходования средств финансирования медицинской помощи, организации раздельного учета по направлениям расходования средств и пр. В этой связи было бы целесообразным создать собственную систему внутреннего аудита расходования средств обязательного социального страхования.
Список источников
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 255 "О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг".
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан".
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.12.2010 N 1184н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.12.2010 N 1240н "Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь".
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.03.2011 N 162н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
7. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
8. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.12.2010 N 240 "Об утверждении Порядка и формы предоставления отчетности об использовании средств на цели по реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в период 2011-2012 годов".
9. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
10. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Л.П. Курочкина,
канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Костромского государственного технологического университета
"Бухучет в здравоохранении", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в здравоохранении"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru