Помещения, принадлежащие унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, находятся в многоквартирном доме, который подлежит сносу в связи с его ветхо-аварийным состоянием.
Возникнет ли у предприятия в связи со сносом дома право требовать выплаты стоимости принадлежащих ему нежилых помещений или предоставления взамен аналогичных помещений?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У унитарного предприятия отсутствует право требовать выплаты стоимости принадлежащих ему помещений или предоставления взамен аналогичных помещений.
Обоснование вывода:
Признание в установленном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ). Если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.
В этом случае жилые помещения изымаются у собственников путем их выкупа (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ).*(1) Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ). При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ). В этом случае условия выкупа (срок выкупа, выкупная цена и пр.) определяются судом (смотрите также п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11). Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).
Отметим, что указанные нормы описывают правовые последствия признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу исключительно для собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Правовые последствия для собственников нежилых помещений и субъектов, которым такие помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения, законом не определены.
Исходя из сложившейся судебной практики к таким правоотношениям с участием собственников нежилых помещений по аналогии (ст. 6 ГК РФ) подлежат применению нормы закона, регулирующие сходные правоотношения, в частности ч. 10 ст. 32 ЖК РФ. Это означает, что при наличии указанных в ст. 32 ЖК РФ обстоятельств (признании дома аварийным и подлежащим сносу, предъявлении требования о его сносе, неосуществлении его сноса собственниками помещений в разумный срок, принятии решения об изъятии помещений) собственники нежилых помещений в многоквартирном доме, наравне с собственниками жилых помещений, имеют право на выплату выкупной стоимости принадлежащих им помещений (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 09.04.2012 N Ф09-4920/11 по делу N А50-24932/2010, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 17АП-5033/12, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 N 01АП-1023/12).
Иное бы противоречило положению ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, в силу которого принудительное отчуждение имущества для нужд публично-правового образования может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Ведь изъятие жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, для целей последующего сноса всего многоквартирного дома, очевидно, невозможно без одновременного изъятия нежилых помещений, расположенных в этом доме (право сносить многоквартирный дом появляется у муниципального образования только после того, как все помещения в этом доме будут выкуплены, то есть когда это муниципальное образование станет их собственником).
Кроме того, если земельный участок под многоквартирным домом сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, такой земельный участок перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений (в том числе нежилых) в многоквартирном доме (ч.ч. 2, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). В этом случае собственник имущества унитарного предприятия является одновременно и субъектом общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. А поскольку в случае неосуществления собственниками помещений в разумный срок сноса многоквартирного дома (или его реконструкции) решение принимается не только об изъятии жилых помещений, но и об изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд (если такой земельный участок сформирован), то к соответствующим правоотношениям с участием собственников нежилых помещений в многоквартирном доме подлежат применению положения п. 1 ст. 63 ЗК РФ, ст. 239 ГК РФ. В силу указанных норм изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для муниципальных нужд осуществляется при условии возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках. Таким образом, в этом случае собственник имущества, находящегося на изымаемом земельном участке (в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном на данном участке), в силу прямого указания закона имеет право на выплату выкупной цены такого недвижимого имущества.
Вместе с тем необходимо учитывать, что субъектом, имеющим право требовать выплаты выкупной цены помещений в связи с их изъятием, согласно приведенным нормам признается только собственник соответствующих помещений, а не лицо, которому помещения принадлежат на ином вещном праве (например праве хозяйственного ведения). Согласно ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие является субъектом права хозяйственного ведения (оперативного управления), поэтому в рассматриваемой ситуации оно не вправе требовать выплаты стоимости принадлежащих ему на таком праве помещений или предоставления взамен аналогичных помещений. Право требовать выплаты выкупной цены возникает у иного лица - собственника имущества данного предприятия.*(2) Вопрос о закреплении за унитарным предприятием другого имущества, взамен изъятого, решается по усмотрению собственника имущества данного предприятия.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
9 августа 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком значения не имеет (пп. "б" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14).
*(2) Вопрос о возможности выкупа имущества одного публичного образования для нужд другого публичного образования (в рассматриваемой ситуации - выкупа имущества Российской Федерации для муниципальных нужд) однозначного решения на сегодняшний день не имеет. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 01.12.2011 N 9987/11 указал, что положения ст. 63 ЗК РФ, ст. 239 ГК РФ направлены на регулирование правоотношений, связанных с изъятием имущества из частной собственности для реализации публичных нужд. Они не регулируют отношения, связанные с изъятием имущества одного публично-правового образования в собственность другого публично-правового образования - в этом случае имущество уже используется для публичных нужд. При этом порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен. Поэтому такое изъятие неправомерно.
В то же время, поскольку потребность в изъятии помещений для муниципальных нужд возникает в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для целей соблюдения интересов неопределенного круга лиц, а осуществление муниципальным образованием такого сноса без предварительного выкупа всех помещений в многоквартирном доме будет являться незаконным, на наш взгляд, положения ст. 32 ЖК РФ, ст. 239 ГК РФ могут рассматриваться в качестве оснований для изъятия помещений в многоквартирном доме, находящихся в федеральной собственности, с выплатой выкупной цены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"