Проценты за несвоевременное возмещение НДС
Начало начисления процентов за просрочку, так же как и возврат налога, не зависит от даты подачи заявления о возврате налога на добавленную стоимость.
При нарушении срока возврата НДС налоговая инспекция обязана начислять на его сумму проценты начиная с двенадцатого дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о полном или частичном возмещении суммы налога*(1). Это касается ситуаций, когда споры с инспекцией отсутствуют. Возмещая налог, налоговики, зная об этих сроках, стараются их не нарушать. Особенно если имеется заявление организации (ИП) о возврате налога.
Но довольно часто инспекция отказывает в возмещении НДС, и свое право на возврат налога организации приходится доказывать в суде. Если впоследствии решение об отказе в возмещении НДС признано арбитражным судом недействительным, можно также говорить о несвоевременном возврате налога. Однако с какого момента считать период просрочки в этом случае, законодатель четко не определяет. Ситуация часто осложняется тем, что компании либо не подают заявление о возврате налога, либо подают его после завершения проверки и, считая решение об отказе в возмещении недействительным, идут за взысканием процентов сразу в суд.
Ранее судебная практика шла по такому пути*(2): возврат соответствующих сумм налога возможен только по письменному заявлению налогоплательщика. При этом суды ссылались на пункт 6 статьи 176 Налогового кодекса. (Напомним, положения данного пункта указывают, что при отсутствии недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.)
При этом логика у судов была такая: зачет (при наличии недоимки) налоговики могут производить самостоятельно, а вот возврат налога в принципе без заявления плательщика невозможен. До получения этого заявления у налогового органа отсутствует обязанность возвращать налог, подлежащий возмещению, и, соответственно, начислять проценты за просрочку возврата налога. Например, ФАС Северо-Кавказского округа*(3) указал, что если заявление поступило по истечении трехмесячного срока на проведение камеральной проверки, то период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата*(4) (7 дней плюс 5 дней с учетом выходных и нерабочих праздничных дней), исчисляемых с момента подачи заявления (см. схему на с. 115). Этой же позиции придерживался и Президиум ВАС РФ*(5).
Процедура возмещения НДС (ст. 176 НК РФ) |
/---------------------------------------------\
| Подача декларации по НДС (сумма вычетов |
| превышает исчисленную сумму налога) |
\---------------------------------------------/
/---------------------------------------------\
|Налоговая инспекция в срок не более 3 месяцев|
| проводит проверку |
\---------------------------------------------/
/------------------------------------------\ /---------------------------------------\
| Нарушений законодательства | | Выявлены нарушения |
| не выявлено | | законодательства |
\------------------------------------------/ \---------------------------------------/
/------------------------------------------\ /---------------------------------------\
| В течение 7 дней принимается решение | |В течение 10 рабочих дней составляется |
|о возмещении НДС (одновременно принимается| | акт налоговой проверки |
| решение о зачете или возврате налога | \---------------------------------------/
\------------------------------------------/ |
|
| /---------------------------------------\
| |По результатам рассмотрения материалов |
| | налоговой проверки и возражений |
| |налогоплательщика принимается решение о|
| |привлечении или об отказе в привлечении|
| | налогоплательщика к налоговой |
| | ответственности |
| \---------------------------------------/
|
| /----------------------\ /----------------\
| | Решение об отказе в | |Решение о полном|
| |возмещении НДС (полном| | или частичном |
| | или частичном) | | возмещении НДС |
| \----------------------/ \----------------/
/------------------------------------------------------------------\
| Есть недоимка по налогам? |
\------------------------------------------------------------------/
| |
/------\ /-------\
| Да | | Нет |
\------/ \-------/
/------------------------------------\ /--------------------------------------\
| Налоговая инспекция самостоятельно | |На следующий день налоговая инспекция |
|производит зачет (погашение налогов,| | направляет поручение на возврат НДС |
| пеней или штрафов) | | в территориальный ОФК, который в |
\------------------------------------/ | течение 5 дней со дня его получения |
| перечисляет НДС налогоплательщику |
\--------------------------------------/
/--------------------------------------\
| Если срок возврата НДС нарушен, |
| то начиная с двенадцатого дня со |
| дня завершения камеральной |
| проверки начисляются проценты |
\--------------------------------------/
Однако недавно Высший Арбитражный Суд РФ*(6) дал иное толкование норм статьи 176 Налогового кодекса: положения пунктов 1, 2, 4, 6, 7, 8 и 10 данной статьи не связывают исполнение обязанности по возврату налога с подачей налогоплательщиком заявления о его возврате. Исходя из смысла указанной статьи проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату организации (ИП), с учетом даты, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно. Вывод некоторых судов об отсутствии у инспекции обязанности по возврату суммы НДС до поступления заявления от плательщика является ошибочным и не соответствует нормам права.
Итак, суд определил, что положения пункта 6 и других пунктов статьи 176 Налогового кодекса не являются взаимосвязанными. Следовательно, налоговая инспекция должна принять решение в установленный законом срок независимо от наличия заявления налогоплательщика на возврат НДС.
Кроме того, в данном постановлении Президиума ВАС РФ указано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса, если для этого нет других препятствий.
Такую же позицию Президиум ВАС РФ изложил в ранее принятом постановлении *(7), дополнительно разъяснив, что заявление, о котором говорится в пункте 6 статьи 176 Налогового кодекса, подается налогоплательщиком при необходимости зачислить деньги на какой-то конкретный счет. Другими словами, подача заявления - это право, а не обязанность. Если же заявления нет, налоговики, приняв решение о возмещении НДС, обязаны произвести возврат налога, поскольку все данные об открытых счетах фирмы (ИП) у них имеются. В этом случае инспекция вправе сама выбрать любой расчетный счет налогоплательщика. Аналогичные выводы содержатся в целом ряде постановлений арбитражных судов*(8).
Подчеркнем, что ФНС России включила выводы, сформулированные в постановлении Президиума ВАС РФ N 14223/10, в направленный территориальным налоговым инспекциям для использования в работе обзор постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ*(9).
Постановление Президиума ВАС РФ от 21 февраля 2012 г. N 12842/11
Как, следуя разъяснениям Президиума ВАС РФ, определить дату начала периода, за который начисляются проценты за просрочку возврата НДС, показано ниже в таблице на примере рассмотренного им дела от 21 июля 2011 года N А40-137158/10. Отметим, что при новом рассмотрении дела (в связи с исполнением указаний Президиума ВАС РФ) суд обязал налоговую инспекцию уплатить проценты за период с 19 августа 2009 года по 12 октября 2012 года*(10).
Расчет периода просрочки возврата НДС
Обстоятельства дела | |
03.05.2009 | Декларация по НДС представлена в инспекцию |
11.09.2009 | Принято решение налогового органа об отказе в возмещении НДС |
17.03.2010 | Решением Арбитражного суда г. Москвы решение инспекции признано недействительным |
08.04.2010, 03.09.2010 (повторно) | Заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате НДС |
13.10 2010 | Сумма НДС перечислена заявителю |
Расчет периода просрочки | |
Заявителем (организацией) | С 29.09.2009 по 12.10.2010 включительно Дата 29.09.2009 получена исходя из 12 рабочих дней с даты принятия налоговой инспекцией решения об отказе в возмещении НДС (11.09.2009); 12.10.2010 - день, предшествующий фактическому перечислению налога |
Инспекцией | Инспекция вернула сумму налога без процентов |
Нижестоящими судами | С 27.04.2010 по 12.10.2010 включительно Дата 27.04.2010 определена исходя из 12 рабочих дней с даты поступления заявления в инспекцию (08.04.2010) |
Согласно позиции Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 12842/11 (дело в этой части передано на новое рассмотрение) | С 19.09.2009 по 12.10.2010 включительно Дата 19.09.2009 получена исходя из трех месяцев камеральной проверки (с 04.05.2009 по 03.08.2009) плюс 12 рабочих дней после проведения камеральной проверки |
Организации и индивидуальные предприниматели могут на сегодняшний день использовать выгодную для них позицию Президиума ВАС РФ и взыскивать с инспекции проценты без подачи заявления. Однако для осторожных плательщиков НДС, а также для облегчения взаимодействия с инспекцией (решение вопроса о процентах в досудебном порядке) можно рекомендовать подавать одновременно с декларацией заявление о возврате НДС. Кроме того, необходимо помнить, что правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ не является раз и навсегда данной и может меняться с течением времени, как это уже было.
О. Ястребкова,
юрист-эксперт компании "Аудит Классик"
Экспертиза статьи:
А. Приходько,
заместитель начальника отдела налоговых споров
группы компаний "Транснефть"
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 10 ст. 176 НК РФ
*(2) см., напр., пост. ФАС МО от 23.03.2011 N Ф05-1605/2011, ФАС ДВО от 24.02.2011 N Ф03-439/2011
*(3) пост. ФАС СКО от 14.01.2011 N А53-12222/2010
*(5) пост. Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 N 9355/06, от 29.11.2005 N 7528/05
*(6) пост. Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 12842/11
*(7) пост. Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 14223/10
*(8) пост. ФАС СЗО от 17.11.2011 N Ф07-9582/2011, ФАС ПО от 11.11.2011 N Ф06-10031/2011, ФАС МО от 10.11.2011 N Ф05-13843/2010 и др.
*(9) письмо ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@
*(10) решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2012 N А40-137158/2010
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.