Как изменение статуса иностранного работника влияет на расчет страховых взносов во внебюджетные фонды
Привлечение иностранных работников становится все более распространенным явлением. Однако для компании это нередко оборачивается определенными сложностями. Ведь по каждому иностранцу нужно определять его статус отдельно для расчета НДФЛ*(1) и для начисления взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ.
В целом выплаты и вознаграждения иностранным гражданам и лицам без гражданства облагаются страховыми взносами на обязательные виды пенсионного, медицинского и социального страхования по тем же принципам, что и зарплаты работников-россиян. Однако в зависимости от правового статуса иностранца в РФ по страховым взносам в некоторые фонды предусмотрены особые правила (см. таблицу на с. 28).
Таблица. Порядок обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды вознаграждений иностранным гражданам в зависимости от их правового статуса
Вид страховых взносов | Правовой статус иностранного гражданина или лица без гражданства | ||
Временно пребывающий | Временно проживающий | Постоянно проживающий | |
Страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии | Начисляются, но только при условии, что с иностранцем заключен трудовой договор на неопределенный срок или на срок не менее шести месяцев (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ). Если трудовой договор заключен менее чем на шесть месяцев, взносы не начисляются (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ) | Начисляются, но только при условии, что с иностранцем заключен трудовой договор на неопределенный срок или на срок не менее шести месяцев (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ). В законодательстве не конкретизировано, нужно ли начислять взносы, если трудовой договор заключен менее чем на шесть месяцев. Поскольку официальных разъяснений по этому вопросу нет, безопаснее начислять взносы по таким договорам (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ и ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ) | Начисляются (п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ) |
Страховые взносы в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии | Не начисляются независимо от срока, на который заключен трудовой договор (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ и п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ) | Не начисляются, если с иностранцем заключен трудовой договор на неопределенный срок или на срок не менее шести месяцев (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ). В законодательстве не конкретизировано, нужно ли начислять взносы, если трудовой договор заключен менее чем на шесть месяцев. Поскольку официальных разъяснений по этому вопросу нет, безопаснее начислять взносы по таким договорам (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ и ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ) | Начисляются (п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ) |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (в ФФОМС) | Не начисляются (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ) | Начисляются (ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ") | |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС РФ) | Не начисляются (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ) | Начисляются, если с иностранцем заключен трудовой договор (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.06 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Не начисляются, если оформлен гражданско-правовой договор (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ) | |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний | Начисляются, если с иностранцем заключен трудовой договор либо гражданско-правовой договор, условиями которого предусмотрена уплата этих взносов. Не начисляются, если оформлен гражданско-правовой договор и в нем не предусмотрена уплата этих взносов (п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 125-ФЗ) |
Правовой статус иностранного лица устанавливается на основании документа, дающего ему право на пребывание в России. Таких статусов три: временно пребывающие в РФ иностранцы и лица без гражданства, временно проживающие и постоянно проживающие (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.02 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", далее - Закон N 115-ФЗ). Подробнее о правовых статусах иностранцев читайте во врезке на с. 26.
Справка. Как определить правовой статус иностранца или лица без гражданства
Лица, временно пребывающие в РФ. Таковыми считаются иностранцы и лица без гражданства, въехавшие в страну на основании визы или в безвизовом режиме и имеющие миграционную карту (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Срок их нахождения на территории России определяется сроком действия визы, а при безвизовом режиме - он не должен превышать 90 дней (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Актуальная информация о наличии безвизового режима въезда в РФ для граждан разных стран размещена на сайте Министерства иностранных дел РФ www.mid.ru.
Лица, временно проживающие в РФ. Это иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание в России до получения ими вида на жительство. Такое разрешение выдается сроком на три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Оно оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца, а лицу без гражданства - в виде отдельного документа по форме, утвержденной приказом ФМС России от 29.02.08 N 40 (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Лица, постоянно проживающие в РФ. Таковыми считаются иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство в России. Этот документ подтверждает права иностранца на постоянное проживание в РФ и на свободный выезд из страны и въезд в нее. Он оформляется на бланках, утвержденных приказом ФМС России от 05.06.08 N 141. Выдается на пять лет и по окончании этого срока может продлеваться неограниченное число раз (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). При этом в документе, удостоверяющем личность иностранца, делается отметка о выдаче вида на жительство.
В порядке начисления взносов в ПФР на выплаты временно пребывающим и временно проживающим иностранцам есть несколько неясностей
С временно проживающими лицами проще заключать долгосрочные трудовые договоры. С выплат иностранцам, постоянно проживающим в РФ, взносы в ПФР уплачиваются на финансирование и страховой, и накопительной частей трудовой пенсии. Они начисляются по тарифам, установленным для российских граждан, в зависимости от года рождения работника (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ, далее - Закон N 167-ФЗ).
Зарплаты временно пребывающих и временно проживающих иностранных граждан облагаются взносами на финансирование только страховой части трудовой пенсии (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ). Причем это правило действует лишь в том случае, когда с иностранцем заключен трудовой договор на неопределенный срок или как минимум на шесть месяцев (см. таблицу).
Если же договор заключен на меньший срок, то ситуация несколько меняется. Из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) следует, что доходы временно пребывающих граждан, полученные ими по таким договорам, не облагаются взносами в ПФР ни на страховую, ни на накопительную части пенсии.
А вот по временно проживающим аналогичной нормы нет, поэтому неясно, нужно ли начислять взносы в ПФР на страховую и накопительную части, если трудовой договор заключен менее чем на полгода. Официальных разъяснений по этому вопросу нет. Скорее всего, контролирующие органы потребуют уплатить указанные взносы. Тем более что по общему правилу страховыми взносами во внебюджетные фонды, в том числе в ПФР, облагаются любые выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, с временно проживающими иностранными гражданами целесообразно заключать трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок, если, конечно, возможно. Соблюдение этой предосторожности поможет компании избежать доначислений и штрафных санкций.
Примечание. Поскольку непонятно, нужно ли начислять взносы в ПФР на выплаты временно проживающим иностранцам по трудовым договорам, которые действуют менее шести месяцев, безопаснее заключать с ними договоры на неопределенный срок или как минимум на полгода.
Взносы на финансирование страховой части пенсии безопаснее начислять по максимальному тарифу. Другой спорный вопрос касается тарифа, по которому нужно начислять взносы в ПФР на финансирование страховой части пенсии с выплат иностранцам, временно пребывающим и временно проживающим в РФ. В пункте 2 статьи 22.1 Закона N 167-ФЗ указано, что такие взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан РФ. Но в эту норму добавлена ключевая фраза: "Независимо от года рождения работника".
Возникает вопрос: как быть, ведь тарифы для граждан РФ зависят как раз от года рождения работника? Тогда что подразумевает норма про иностранцев: нужно брать максимальный тариф или минимальный?
По мнению автора, эта формулировка означает лишь то, что на выплаты таким работникам не нужно начислять взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Независимо от возраста сотрудника тариф взносов на накопительную часть для иностранцев не установлен, поэтому его размер можно принять равным 0%. Однако такую позицию однозначно придется доказывать в суде.
А вот тарифы взносов на финансирование страховой части пенсии в пункте 2 статьи 22.1 Закона N 167-ФЗ не оговорены. Поэтому полагаем, что при начислении взносов работодателю, как и в случае с российскими гражданами, необходимо исходить из года рождения иностранного работника. Поясним сказанное на цифрах.
В 2012 и 2013 годах общий тариф взносов на финансирование страховой части пенсии для лиц 1966 года рождения и старше составляет 22%, для работников 1967 года рождения и моложе - 16%, а в отношении выплат свыше предельной величины*(2) - 10% независимо от возраста (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ). Исходя из буквального прочтения пункта 2 статьи 22.1 Закона N 167-ФЗ, непонятно, по какому тарифу - 16 или 22% начислять указанные взносы.
Скорее всего, органы ПФР будут настаивать на уплате взносов на страховую часть по ставке 22% и для лиц 1967 года рождения и моложе. Официальных разъяснений по этому вопросу нет, а арбитражная практика в силу непродолжительного действия данной нормы еще не сложилась.
Если организация будет начислять взносы по тарифам, определенным исходя из возраста иностранного работника, возможно, что правильность такого подхода ей придется доказывать в судебном порядке.
Уплата взносов в пенсионный фонд иностранного государства не освобождает от уплаты страховых взносов в ПФР. В части 4 статьи 1 Закона N 212-ФЗ установлено, что если международным договором предусмотрены иные правила исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов организациями в ПФР, то применяются правила международного договора. Однако большинство международных договоров касается уплаты налога с доходов и в лучшем случае НДС. На страховые взносы они обычно не распространяются. Так, в отношении граждан Турции это подтвердил и ПФР в письме от 07.06.11 N 30-26/6334.
От обложения взносами в ФФОМС и ФСС РФ освобождены выплаты только временно пребывающим иностранцам
Если иностранный сотрудник или лицо без гражданства имеет статус временно или постоянно проживающего в России, выплачиваемые ему зарплата и иные вознаграждения облагаются страховыми взносами в ФФОМС и ФСС РФ наравне с выплатами работникам-россиянам (п. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
Не начисляются страховые взносы в ФФОМС и ФСС РФ, за исключением взносов на травматизм, лишь на суммы выплат по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Аналогичный вывод содержится в определении Мосгорсуда от 16.09.11 N 33-29576, а также в решении Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.12 N А60-7358/2012.
Взносами на травматизм облагаются любые выплаты иностранцам по трудовым договорам
Страховые взносы на травматизм начисляются на любые выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства, произведенные в рамках трудовых отношений, независимо от их статуса (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее - Закон N 125-ФЗ).
Однако если иностранец работает на основании гражданско-правового договора, то взносы на травматизм уплачиваются, когда это предусмотрено условиями такого договора (п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 125-ФЗ).
Последствия изменения правового статуса иностранного работника
Иностранец, временно пребывающий, стал временно проживающим. Итак, временно пребывающий иностранный сотрудник, работающий по бессрочному трудовому договору или по договору со сроком действия не менее шести месяцев, получил разрешение на временное проживание в России, то есть стал временно проживающим. Изменение его правового статуса на порядок уплаты страховых взносов в ПФР не влияет. Взносы на финансирование страховой части пенсии работодатель продолжает начислять, а взносы на накопительную часть - по-прежнему нет.
Однако, если с указанным иностранцем заключен трудовой договор менее чем на шесть месяцев, изменение статуса означает, что с даты получения разрешения на временное проживание в РФ организации, скорее всего, придется уплачивать взносы в ПФР и на страховую, и на накопительную части пенсии. На выплаты временно пребывающему работнику такие взносы не начисляются (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ и п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Что касается взносов в другие фонды, то, как только временно пребывающий иностранный сотрудник получит разрешение на временное проживание в РФ, работодатель будет уплачивать с его зарплаты страховые взносы в ФФОМС и ФСС РФ. Взносы на травматизм он должен был платить и до смены статуса.
Примечание. Изменения в правовом статусе иностранного работника никак не влияют на порядок начисления страховых взносов на травматизм.
Временно проживающий иностранец получил статус постоянно проживающего. Получение временно проживающим лицом вида на жительство однозначно приводит к необходимости уплаты с его зарплаты страховых взносов в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии. Причем и на накопительную, и на страховую части пенсии взносы начисляются по тарифам, установленным для российских граждан, то есть в зависимости от года рождения работника (п. 1 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ).
По страховым взносам в другие фонды изменений нет: взносы в ФФОМС и ФСС РФ, включая взносы на травматизм, по-прежнему начисляются.
С какого периода при смене статуса нужно начислять взносы по-новому. Четких норм и разъяснений по этому поводу нет. Из буквального прочтения положений законодательства следует, что страховые взносы начисляются по-новому именно со дня смены правового статуса работника.
Однако на практике зарплату обычно не делят на суммы, относящиеся к периодам до и после смены статуса. Поэтому если статус иностранца изменился в середине месяца, то все выплаты за этот месяц, начисленные ему как до смены статуса, так и после, по мнению автора, облагаются взносами согласно его новому статусу. Таким образом, страховых взносов будет начислено даже больше, что исключит возникновение претензий со стороны внебюджетных фондов.
Если компания несвоевременно учтет изменение статуса, ее могут оштрафовать
Получается, главное для работодателя - это своевременно, то есть хотя бы в том же месяце или, по крайней мере, в том же отчетном периоде, узнать о смене правового статуса иностранного работника. В противном случае организации придется пересчитывать страховые взносы, представлять уточненные расчеты по ним, доплачивать сумму взносов и пеней.
Возможно, с нее взыщут еще и штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов за их неполную уплату в результате занижения базы для начисления взносов или иного неправильного их расчета (ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
Хотя с правомерностью применения штрафа в данной ситуации можно и поспорить. Дело в том, что действующим законодательством не установлена обязанность работодателя контролировать правовой статус его иностранных работников. Несвоевременное получение организацией информации об изменении статуса иностранца, по мнению автора, является обстоятельством, исключающим ее вину в совершении указанного нарушения. Значит, в этом случае компания не подлежит ответственности (п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Закона N 212-ФЗ).
Определить дату, когда организация узнала об изменении статуса, можно, к примеру, по дате на письменном заявлении работника, которым он уведомляет работодателя о получении разрешения на временное проживание или вида на жительство в России.
Однако если проверяющие установят и подтвердят, что работодатель все-таки знал об изменении статуса своего иностранного работника и тем не менее не стал начислять страховые взносы, в этом случае штрафа избежать не получится. Более того, штраф может быть взыскан в повышенном размере. Ведь подобные действия могут квалифицировать как совершенные работодателем умышленно. А за умышленную неуплату или неполную уплату страховых взносов предусмотрен штраф в размере 40% от неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
Примечание. За неуплату или неполную уплату страховых взносов из-за изменения правового статуса иностранца, о котором работодатель был своевременно уведомлен, с него может быть взыскан штраф в повышенном размере - не 20, а 40% от неуплаченной суммы взносов.
В трудовой договор с иностранцем целесообразно включить его обязанность уведомлять работодателя об изменениях правового статуса
Чтобы минимизировать риск неблагоприятных последствий, целесообразно включать в трудовые и гражданско-правовые договоры, заключаемые с иностранными гражданами и лицами без гражданства, их обязательства:
- по уведомлению работодателя об изменениях правового статуса в определенный срок, например в течение трех или пяти дней с момента получения разрешения на временное проживание или вида на жительство в РФ;
- по предъявлению оригинала подтверждающего документа - миграционной карты, разрешения на временное проживание или вида на жительство - чтобы работодатель сделал с него копию.
Стимулом для работника своевременно выполнить указанные обязанности может быть то, что чем быстрее он сообщит о приобретении статуса временно проживающего, тем раньше у него появится право на получение социальных пособий, например на оплату больничного листа.
Кроме того, в трудовом или гражданско-правовом договоре можно зафиксировать, какой правовой статус был у иностранца на момент его подписания, и приложить к договору копии соответствующего документа, паспорта работника и его действующей визы.
Полагаем, что правовой статус иностранного работника безопаснее проверять как минимум на даты приема на работу и увольнения и делать копию его паспорта по состоянию на каждую из этих дат. Очевидно, что контролировать статус на каждую дату выплаты зарплаты или иного вознаграждения вряд ли возможно. Хотя этот вариант полностью исключил бы риск доначислений и штрафных санкций.
Примечание. Работодателю целесообразно проверять правовой статус иностранных работников как минимум на дату приема на работу и на дату увольнения, а также снимать копию с документа, удостоверяющего личность, по состоянию на каждую из этих дат.
После смены статуса иностранца базу для начисления взносов придется считать отдельно по взносам в ПФР и по взносам в остальные фонды
С даты выдачи временно пребывающему работнику разрешения на временное проживание в России работодатель уплачивает с его зарплаты страховые взносы в ФФОМС и ФСС РФ, которые до этого момента он не начислял. В то же время он продолжает уплачивать взносы в ПФР на финансирование страховой части пенсии. Поэтому возникает вопрос: как считать предельную величину базы для начисления взносов в разные фонды?
По мнению автора, необходимо рассчитывать две базы: одну - для начисления пенсионных взносов, другую - для взносов в ФФОМС и ФСС РФ. В итоге может получиться так, что предельная сумма выплат, по достижении которой взносы в ПФР уплачиваются по пониженной ставке в размере 10%, будет превышена, а по взносам в ФФОМС и ФСС РФ - еще нет.
Дело в том, что выплаты, произведенные временно пребывающему иностранцу с начала календарного года до момента изменения его правового статуса, не облагаются взносами на обязательное медицинское и социальное страхование (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Следовательно, они не включаются в базу для начисления этих взносов. База для взносов в ФФОМС и ФСС РФ появится только с даты получения работником разрешения на временное проживание.
Перерасчет сумм страховых взносов по окончании года подобно перерасчету НДФЛ с начала года в связи с приобретением работником статуса налогового резидента нормами действующего законодательства не предусмотрен.
Как только организация начнет начислять с зарплаты сотрудника взносы в ФСС РФ, у него появится право на получение пособий за счет соцстраха, например пособия по временной нетрудоспособности (ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.06 N 255-ФЗ). Если иностранный работник получил статус временно проживающего во время болезни, больничный лист ему оплачивается только с даты выдачи разрешения на временное проживание.
Примечание. Порядок начисления страховых взносов во внебюджетные фонды изменяется с момента получения иностранцем разрешения на временное проживание или вида на жительство, а не с даты, когда об этом факте узнал работодатель.
Зарплата временно пребывающих и временно проживающих высококвалифицированных специалистов не облагается взносами в ПФР
Временно пребывающие высококвалифицированные иностранные специалисты не входят в перечень лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ). Поэтому на выплаты таким работникам взносы в ПФР не начисляются (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
По мнению автора, эти взносы не нужно начислять и на выплаты временно проживающим высококвалифицированным иностранным специалистам, однако по другому основанию. Хотя такие работники и являются застрахованными лицами, для них не установлен тариф страхового взноса (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ). Выплаты постоянно проживающим высококвалифицированным иностранцам облагаются взносами в ПФР в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ).
Напомним, статус высококвалифицированного специалиста присваивается работнику, если условия его привлечения в РФ предусматривают оплату его труда в размере не менее 2 млн. руб. за 365 дней, то есть в год (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Статус такого работника подтверждают миграционные органы, которые выдают разрешение на работу с пометкой "Высококвалифицированный специалист" на основании в том числе данных об оплате его труда (п. 12 и 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
Возникает вопрос: как быть, если такой специалист уволился до истечения года? То есть трудовой договор действительно предполагал выплату вознаграждения не менее 2 млн. руб. за год, однако специалист его не получил в связи с расторжением договора.
Официальных разъяснений по этому вопросу нет. Однако в аналогичной ситуации в отношении НДФЛ (высококвалифицированные иностранные специалисты независимо от своего налогового статуса уплачивают его по ставке 13% - пункт 3 статьи 224 НК РФ) Минфин России дал выгодные разъяснения. Он указал, что Налоговый кодекс ставит льготные условия в зависимость от уровня оплаты труда, а не от оплаты труда за фактически отработанное время. И в случае увольнения иностранного работника в течение года компания-работодатель не должна пересчитывать налог (письмо от 04.05.12 N 03-04-06/6-130).
А.О. Здоровенко,
консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
ООО "АЗъ-Консультант",
член Палаты налоговых консультантов
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о том, как определить статус иностранного работника для исчисления НДФЛ, читайте в статье "Неочевидные особенности расчета НДФЛ по доходам работников с переменным налоговым статусом" // РНК, 2012, N 10, с. 44.
*(2) На 2012 год предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды, по достижении которой взносы в ФФОМС и ФСС РФ не взимаются, а взносы в ПФР уплачиваются по пониженной ставке, составляет 512 000 руб. нарастающим итогом с начала года в отношении каждого физического лица (п. 1 постановления Правительства РФ от 24.11.11 N 974).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99