Поправки в НК РФ расширяют возможности электронного обмена документами, хотя компаниям это выгодно не всегда
Законодатели расширили перечень иностранных доходов, с которых налоговые агенты не должны удерживать налог. Контролеры вправе запрашивать у банков больший перечень информации, а организации не должны сдавать ежеквартальную бухотчетность. Эти и другие новшества вступили в действие в связи с принятием нового закона.
На официальном сайте Правительства РФ www.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 29.06.12 N 97-ФЗ, который вносит изменения в части первую и вторую Налогового кодекса, а также в банковское законодательство (далее - Закон N 97-ФЗ). Закон вступил в силу с 1 августа 2012 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
В частности, Закон N 97-ФЗ расширил перечень документов, которые организация с 1 августа 2012 года вправе направлять в инспекцию в электронном виде (см. врезку справа). Рассмотрим, какие еще изменения коснулись сферы налогообложения.
Кстати. Расширен перечень заявлений, которые налогоплательщики смогут отправлять в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи
Новые правила электронного документооборота существенно расширили права налогоплательщиков.
Теперь в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью организации и индивидуальные предприниматели смогут представить в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи следующие заявления:
- о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогам (абз. 1 п. 4 ст. 78 НК РФ);
- зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ);
- возврате суммы излишне уплаченного налога (абз. 1 п. 6 ст. 78 НК РФ);
- возврате суммы излишне взысканного налога (п. 2 и 5 ст. 79 НК РФ);
- возмещении НДС в порядке статьи 176 НК РФ (п. 6 ст. 176 НК РФ).
До вступления в силу Закона N 97-ФЗ налогоплательщики представляли такие заявления только на бумажных носителях.
С 1 августа 2012 года обмен документами по блокировке счета между банками и налоговыми органами производится только в электронном виде
Первоначальная идея авторов поправок в Налоговый кодекс сводилась к установлению единого способа обмена документами между банками и налоговыми органами. Дело в том, что ранее действовавшая редакция пункта 4 статьи 76 НК РФ предоставляла налоговым органам право выбора способа направления в банк своего решения о приостановлении и об отмене приостановления операций по банковским счетам налогоплательщика - либо на бумажном носителе, либо в электронном виде.
Теперь новая редакция этой нормы гласит, что решение о блокировке операций по счетам в банке, а также решение о ее отмене инспекторы должны передавать банкам только в электронном виде.
Примечание. Законодатели обязали налоговые органы направлять в банк решения о блокировке счета и ее отмене только в электронной форме.
Это спорное новшество. Дело в том, что блокировка расчетных счетов в этом случае может происходить более оперативно, чем когда решение о приостановлении отправлялось банку в бумажном виде. Конечно, формально и разблокировать счета инспекторы должны будут быстрее, однако, как это будет на практике, пока непонятно.
Кроме того, такое нововведение обошло стороной налогоплательщиков. Так, осталась без изменений норма абзаца 5 пункта 4 статьи 76 НК РФ, которая устанавливает порядок передачи налогоплательщику копии решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, а также копии решения об отмене такого приостановления. В силу этой нормы налоговики должны передать организации соответствующее решение под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком копии такого документа.
Вне зависимости от формата общения налоговых органов с банком налогоплательщик может получить копию решения, как это предусмотрено налоговым законодательством, в бумажном виде. Прежним остался и срок передачи названных решений налогоплательщику - не позднее дня, следующего за днем их принятия. На практике такие решения налоговые инспекторы чаще высылают по почте.
Отметим, если налогоплательщик не будет надлежаще оповещен о решении налогового органа, это существенно нарушит его права. Соответственно законность вынесения такого решения можно отстоять в судебном порядке.
В данном случае федеральные арбитры, скорее всего, поддержат налогоплательщика, поскольку налоговый орган нарушил процедуру вынесения решения о приостановлении операций по счетам компании.
На практике суды, ссылаясь на такое основание, отменяют решения налоговых органов о блокировке расчетных счетов компании, а также отзывают инкассовые поручения. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского от 20.05.11 N А40-85562/10-20-435 и Западно-Сибирского от 11.03.09 N А46-15309/2008 округов.
С 2013 года налоговые органы вправе истребовать у банков информацию по вкладам и депозитам юридических лиц
С 1 января 2013 года у налоговиков появляется возможность запрашивать у банков справки о наличии вкладов и об остатках на них денежных средств, а также выписки по операциям с ними. Новая норма распространяется на организации, предпринимателей и физлиц (п. 2 ст. 86 НК РФ в нов. ред.).
Напомним, что до конца 2012 года банки по-прежнему вправе выдавать налоговым органам только (п. 2 ст. 86 НК РФ):
- справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах;
- выписки по операциям на счетах организаций и ИП;
- справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств.
Такая информация предоставляется банком в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
При этом перечень ситуаций, когда инспекторы могут запросить у банка нужную им информацию по организациям и ИП, не изменился. Такое право у них есть в случаях:
- проведения мероприятий налогового контроля;
- вынесения решения о взыскании налога;
- принятия решений о приостановлении операций по расчетному счету и о его отмене, а также о приостановлении переводов электронных денежных средств.
Подчеркнем, что в перечне лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся, не упоминаются физические лица. Запрос информации и документов в отношении них правомерен только тогда, когда он направляется российскими налоговыми органами на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства. И только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 86 НК РФ в нов. ред.). Отметим, что новшества в отношении физлиц применяются с 1 января 2013 года.
Аналогичные изменения по раскрытию указанной информации внесены также в Федеральный закон от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В частности, изложена в новой редакции статья 26 "Банковская тайна", которая действует со 2 июля 2012 года.
По мнению автора, несмотря на изменения, в распоряжении банков по-прежнему сохранятся аргументы, позволяющие решать вопрос о предоставлении тех или иных документов и информации в каждом конкретном случае.
В частности, одним из оснований отказа в предоставлении запрашиваемых сведений может являться некорректное заполнение налоговым органом мотивировочной части запроса о предоставлении соответствующей информации. Отметим, что мотивировочная часть запроса должна заполняться в строгом соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ и приказом ФНС России от 05.12.06 N САЭ-3-06/829@.
Примечание. У налоговиков появилась возможность запрашивать в банках справки о сумме вкладов организаций, предпринимателей и физлиц.
Расширен перечень доходов иностранной компании от источников в России, с которых налоговые агенты не должны удерживать налог
Положения Закона N 97-ФЗ изменили порядок исчисления и уплаты налоговыми агентами налога на прибыль с доходов, полученных иностранными организациями от источников в России (ст. 310 НК РФ). В частности, перечень выплат, с которых налоговые агенты не должны удерживать налог, пополнился следующими видами доходов:
- процентные доходы по ценным бумагам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также по обращающимся облигациям, выпущенным российскими компаниями в соответствии с законодательством иностранных государств (подп. 7 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- процентные доходы, которые выплачивает российская организация по долговым обязательствам перед иностранными компаниями из стран, с которыми РФ заключила соглашения об избежании двойного налогообложения (подп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ) (также см. врезку слева).
Кстати. Власти долго не решались освободить от налогообложения процентные выплаты в пользу нерезидента - юридического лица по еврооблигациям
Все началось с того, что в начале 2012 года несколько компаний получили претензии от налоговых органов на крупные суммы в связи с тем, что они не удержали налог при выплате процентных доходов SPV-компаниям (Special Purpose Vehicle). Это вспомогательные иностранные организации, с помощью которых российские компании привлекают заимствования путем выпуска облигаций на европейский рынок. Такая SPV-компания, выступающая эмитентом еврооблигаций, является своеобразным посредником между российским заемщиком и европейскими держателями облигаций.
Поводом для претензий налоговиков стало мнение, высказанное в конце 2011 года Минфином России. Так, специалисты финансового ведомства указали, что при налогообложении процентных доходов, которые выплачивают российские банки SPV-компаниям по еврооблигациям, следует применять международные соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные между Россией и тем государством, резидентом которого является именно фактический держатель еврооблигаций. При этом, отметив, что иностранные SPV-компании, являющиеся номинальными эмитентами еврооблигаций, не могут рассматриваться как лица, имеющие фактическое право на данные процентные доходы. Поэтому при отсутствии подтверждений постоянного местонахождения иностранных инвесторов - держателей еврооблигаций данный процентный доход облагается налогами на территории России (письмо от 30.12.11 N 03-08-13/1).
Далее, в Основных направлениях налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов было отмечено, что действующая редакция НК РФ не предусматривает освобождения от налога у источника при выплате дохода нерезиденту - юридическому лицу по еврооблигациям.
Однако не без влияния представителей бизнеса Минфин России передумал. Закон N 97-ФЗ этому подтверждение. Таким образом, теперь российские эмитенты освобождаются от обязанностей налогового агента при выплате процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными компаниями (подп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ). Если, конечно, эти иностранные организации расположены в странах, с которыми у России есть договор об избежании двойного налогообложения.
Кроме того, Закон N 97-ФЗ ввел новую норму - пункт 2.1 статьи 310 НК РФ, которая определяет особенности применения этих норм.
Во-первых, законодатели уточнили, что следует понимать под обращающимися облигациями и иными долговыми обязательствами и каким образом компания должна подтверждать их соответствие установленным требованиям.
Во-вторых, в положениях новой нормы сказано, что при применении подпунктов 7 и 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ к российским организациям приравниваются иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство.
В-третьих, долговые обязательства российских компаний перед иностранными организациями признаются возникшими в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций, если:
- об этом говорится в проспекте их эмиссии;
- об этом указано в договоре, который регулирует соответствующее долговое обязательство, или в условиях выпуска обращающихся облигаций;
- наличие такой связи подтверждается фактическим движением денежных средств при размещении соответствующих обращающихся облигаций.
Наконец, освобождение от удержания налога с процентных доходов, выплачиваемых иностранным организациям, установленное налоговым законодательством в подпункте 8 пункта 2 статьи 310 НК РФ, также применяется в отношении:
- доходов, которые российская организация выплачивает на основании поручительства, гарантии или иного обеспечения, предоставленных российской организацией по долговым обязательствам перед иностранной организацией;
- доходов, выплачиваемых российской организацией, при условии, что такие выплаты предусмотрены условиями соответствующего долгового обязательства или осуществляются в связи с изменением условий выпуска обращающихся облигаций (долговых обязательств), в том числе в связи с их досрочным выкупом или погашением.
Важно, что в отношении указанных положений действует специальный срок их вступления в силу (п. 1 ст. 5 Закона N 97-ФЗ) - с 1 июля 2012 года они распространяются на правоотношения по исчислению и удержанию налога с доходов иностранных организаций, возникшие с 1 января 2007 года.
Кроме того, новые нормы применяются только в отношении облигаций, выпуск которых осуществлен до 1 января 2014 года. Это прямо прописано в пункте 7 статьи 5 Закона N 97-ФЗ.
С 1 января 2013 года в налоговую инспекцию не нужно подавать квартальную бухгалтерскую отчетность
Согласно новой редакции подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2013 года, организации обязаны представить в налоговый орган только годовую бухгалтерскую отчетность.
По мнению автора, данное изменение:
- уменьшает нагрузку на бухгалтерию организаций;
- снижает риск привлечения к ответственности за нарушение сроков представления отчетности даже в случае незначительного опоздания;
- снижает риск выявления несоответствия между данными бухгалтерского и налогового учета в течение года.
Также в связи с появлением такого изменения снимается вопрос о том, в рабочих или календарных днях следует исчислять сроки представления бухгалтерской отчетности. Налоговики зачастую штрафовали организации за просрочку сдачи бухгалтерской отчетности.
Это связано с тем, что на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ налогоплательщики обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала. Однако законодательно не установлено, в каких днях считать указанный срок - в рабочих или календарных.
Инспекторы считали в календарных, а организации - в рабочих. Так как сумма штрафа по статье 126 НК РФ невелика, всего 200 руб., компании его платили, не доводя дело до суда.
Однако есть единственное решение суда, в котором компания не поленилась оспорить такой штраф. Суд встал на сторону налогоплательщика, указав, что согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Такие выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.11.11 N А56-7885/2011.
А.С. Крыгина,
старший юрист ООО "Пепеляев Групп"
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99