Наша организация заключила договор со сторонней организацией, которая обязуется оказывать нам услуги по ведению воинского учета. Можно ли учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы на оплату этих услуг?
Статьей 4 Федерального закона N 53-ФЗ*(1) установлена обязанность должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности. В силу п. 5-7 ст. 8 указанного закона сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются, а порядок воинского учета граждан ведется в соответствии с этим законом и Положением о воинском учете*(2). То есть органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан согласно Федеральному закону N 53-Ф3 и Положению о воинском учете.
Пунктами 6 и 9 разд. 1 Положения о воинском учете установлено, что должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета по законодательству РФ. Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, Положением о воинском учете и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Разделом 3 Положения о воинском учете установлен порядок осуществления воинского учета в организациях. Число работников, осуществляющих такой учет, определяется с учетом норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете. Согласно пп. "а" данной нормы при наличии на воинском учете менее 500 граждан воинский учет осуществляет один работник, выполняющий обязанности по совместительству.
Организация обязана в силу названных норм организовать систему ведения воинского учета, что требует некоторых затрат. Вместе с тем ни Положение о воинском учете, ни Федеральный закон N 53-Ф3 не регулируют порядок признания расходов предприятия, осуществляющего возложенную на него федеральным законодательством обязанность.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
В связи с этим полагаем, что затраты, связанные с приобретением услуг по организации и сопровождению ведения воинского учета, могут быть отнесены на расходы при исчислении налога на прибыль. При этом они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.
Что касается арбитражной практики, аналогичное мнение высказано в Постановлении ФАС СЗО от 11.11.2011 N А56-2823/2011. Судьи поддержали налогоплательщика, который в качестве документального подтверждения понесенных затрат представил протоколы согласования договорной цены с организацией, осуществляющей оказание услуг по ведению воинского учета, за проверяемый период (помесячно), акты выполненных работ (помесячно), личные карточки работников, калькуляцию стоимости услуг, оказываемых по договору за проверяемый период.
Фактическое оказание услуг подтверждается представленными в материалы дела первичными документами, а также письмами начальника отдела районного военного комиссариата, которыми подтверждается надлежащее ведение воинского учета в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, налогоплательщик представил суду расчет, исходя из которого средняя заработная плата на предприятии в проверяемом периоде составила 24 000 руб. в месяц, в то время как расходы на ведение воинского учета в среднем составляли 9 000 руб. в месяц, то есть оказание услуг по ведению воинского учета сторонней организацией было экономически выгодным для налогоплательщика.
В итоге судьи пришли к выводу, что затраты, связанные с осуществлением предприятием воинского учета, подлежат отнесению на расходы при исчислении налога на прибыль.
Г.Г. Лалаев,
к.э.н., доцент Государственного университета Минфина РФ,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
1 августа 2012 г.
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"