Правовые вопросы участия строительной компании в саморегулируемой организации
Анализ действующего законодательства и судебной практики говорит о том, что обладание свидетельством о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, является своеобразной гарантией от многих неблагоприятных последствий, хотя получение нового такого допуска влечет существенные материальные затраты, зачастую непосильные для субъектов малого предпринимательства.
Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, те виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Предоставление лицензий на строительство зданий и сооружений прекращено с 1 января 2009 года, а лицензирование указанного вида деятельности - с1 января 2010 года. С 1 января 2010 года строительная деятельность регулируется исключительно Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ) и принятыми в соответствии с ним документами*(1).
Участие хозяйствующих субъектов в саморегулируемых организациях, действующих в сфере строительства, является обязательным. В соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ "индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если получат свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией". Более того, хозяйствующие субъекты, которые являются членами такой организации, не вправе выполнять работы, если не соблюдается хотя бы одно из требований свидетельства о допуске к работам.
Из п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что саморегулируемой организацией строительного комплекса признается некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и/или юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций*(2).
Основными целями СРО в сфере строительства являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членам СРО;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Порядок приема в члены СРО определен в ст. 55.6 ГрК РФ. Ее членами могут быть юридические лица (в том числе иностранные) и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство о допуске). Для приема в члены СРО вышеуказанные лица должны представить следующие документы:
- заявление о приеме в члены СРО с указанием вида работ, свидетельство о допуске к которым намерен получить заявитель;
- копию документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации), копии учредительных документов юридического лица, а для иностранного юридического лица - надлежащим образом заверенный перевод на русский язык копий документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства;
- документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске (в силу ст. 55.5 ГрК РФ каждая СРО обязана разработать и утвердить эти требования, которые относятся к численности сотрудников и их квалификации, стажу работы, наличию у заявителя определенного имущества для выполнения работ);
- копию свидетельства о допуске, выданного другой СРО того же вида, в случае если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является ее членом.
Требовать у заявителя иные документы закон запрещает.
Решение о приеме (об отказе в приеме) заявителя в члены СРО и выдаче (отказе в выдаче) свидетельства о допуске к определенным работам должно быть принято СРО в течение 30 дней с момента получения вышеуказанных документов. Согласно ч. 5 ст. 55.6 ГрК РФ для отказа в получении членства имеются следующие основания:
1) заявитель не соответствует требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ;
2) заявитель не представил документы в полном объеме;
3) заявитель уже имеет выданное другой СРО того же вида свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые указаны в заявлении о приеме в члены СРО.
Свидетельство о допуске выдается в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО (ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ).
В этой связи отметим, что отдельные СРО выставляют в качестве условия приема в свои члены требование о единовременной уплате также и членских взносов, что является необоснованным.
Решение о приеме либо об отказе в приеме в члены СРО, ее бездействие при приеме могут быть обжалованы в арбитражном суде.
Согласно ст. 55.7 ГрК РФ членство в СРО прекращается в следующих случаях:
1. При добровольном выходе из СРО (членство прекращается со дня поступления в СРО соответствующего заявления).
2. При исключении по решению СРО из ее членов. В соответствии со ст. 55.10 ГрК РФ принятие решения по этому вопросу отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов СРО и возможно только при:
- несоблюдении членом СРО требований технических регламентов, повлекшем за собой причинение вреда;
- неоднократном в течение одного года или грубом нарушении членом СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, стандартов саморегулируемых организаций и (или) правил саморегулирования;
- неоднократной неуплате или несвоевременной уплате в течение одного года членских взносов;
- невнесении взноса в компенсационный фонд СРО в установленный срок;
- отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ.
Став членом саморегулируемой организации, для получения допуска по организации строительства юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны соответствовать минимальным требованиям, закрепленным в части 8 статьи 55.5, а именно:
- требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;
- требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными работниками юридического лица или индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации*(3).
Лицензии на осуществление определенных строительных работ прекратили свое действие 1 января 2010 года. С этого момента для выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо иметь соответствующее свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией.
Первое время действовал Перечень видов работ, утвержденный приказом Минрегиона России от 09.12.2008 N 274 (далее - Приказ N 274). Однако данный нормативный акт утратил силу с момента принятия приказа N 624, который утвердил новый Перечень. Позднее виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, были уточнены (приказ Минрегиона России от 23.06.2010 N 294)*(4). Однако в письме от 15.06.2010 N 24099-РП/08 ведомство указало на следующее. Ч. 9 ст. 55.8 ГрК РФ устанавливает, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается СРО без ограничения срока и территории его действия, поэтому прекращение действия Приказа N 274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным нормативным актом. Производить работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, допустимо только при наличии выданного СРО свидетельства о допуске (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Несоблюдение данного требования может повлечь неблагоприятные последствия в виде спорных ситуаций.
Во-первых, в случае выполнения работ без соответствующего свидетельства о допуске лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП РФ. В качестве санкции предусмотрен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. Уполномоченным органом по рассмотрению данного правонарушения является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ч. 1 ст. 23.69 КоАП РФ)*(5).
Во-вторых, нельзя исключать и возможность принудительной ликвидации юридического лица. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ, осуществляя деятельность с неоднократными или грубыми нарушениями закона, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, а выполнение работ без свидетельства о допуске СРО является прямым нарушением ст. 55.8 ГрК РФ.
В письме Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23 разъяснено, что иск о принудительной ликвидации подрядчика вправе заявить налоговая инспекция или прокурор, а суд должен исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую деятельность организации. В то же время, если допущенные нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены, юридическое лицо не может быть ликвидировано.
Контроль за выполнением организациями строительной сферы требований технических регламентов осуществляет уполномоченный государственный орган, но дисциплинарное взыскание за нарушение требований технических регламентов применяет к своему члену именно СРО в соответствии с утвержденной ею системой мер дисциплинарного воздействия на таких нарушителей.
Правилами саморегулирования могут устанавливаться (п. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ):
- условия, подлежащие включению в договор подряда и обеспечивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ;
- требования о страховании членами СРО гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования;
- требования о страховании иных связанных с выполнением строительно-монтажных работ рисков, о страховании работников членов СРО от несчастных случаев и болезней, условия такого страхования;
- требования о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации;
- требования к содержанию рекламы, распространяемой исполнителями работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства*(6).
В отношении СРО в сфере строительства установлены дополнительные требования в части разработки и утверждения внутренней документации, обязательной для исполнения ее членами.
СРО обязана разработать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Свидетельство о допуске - это документ, устанавливающий условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, СРО в сфере строительства утверждают правила контроля в области саморегулирования, которые содержат правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.
СРО должна разработать также документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.
Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО, или видов таких работ*(7).
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из видов саморегулируемых организаций, но при этом вправе иметь только одно свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное только одной из них.
О.С. Новожилов,
юрист судебно-арбитражной практики
и корпоративного права,
Российский университет кооперации
"Бухучет в строительных организациях", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ". С учетом изменений и дополнений, внесенных федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ.
*(2) Ершов О.Г. Организационно-правовая форма саморегулируемых организаций в сфере строительства.
*(3) Мандрюков А.В. Членство в саморегулируемой организации. - Руководитель строительной организации. - 2011. - N 9.
*(4) Дедиков С.В. Основные правовые проблемы страхования ответственности членов саморегулируемых организаций в строительной сфере.
*(5) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ 2002. N 1 (ч. 1). - Российская газета. - N 226. 27.11.2009.
*(6) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
*(7) Даутия Т.В. Особенности гражданско-правового статуса саморегулируемой организации в сфере строительства и ее членов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в строительных организациях"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru