В отношении работника организации суд вынес решение о взыскании алиментов в пользу бывшей супруги (взыскательницы) на содержание несовершеннолетнего ребенка. Взыскательница сама обратилась в бухгалтерию работодателя должника с судебным приказом и заявлением о перечислении алиментов на ее счет. В августе 2012 года взыскательница обратилась с просьбой прекратить удержание алиментов и вернуть ей судебный приказ об удержании алиментов, исполнительный документ был возвращен.
Обязан ли работодатель должника при поступлении от взыскателя письменного заявления о возвращении судебного приказа вернуть исполнительный документ взыскателю или же требуется судебное решение по этому поводу? Каков порядок документального оформления прекращения удержаний работодателем из заработной платы должника по заявлению взыскателя о возвращении исполнительного документа? Должны ли в данной ситуации удерживаться из заработной платы работника алименты за август?
1). Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
При этом лицо, выплачивающее должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполняет требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, в порядке, установленном данным законом и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 7 Закона N 229-ФЗ). Однако при этом, на наш взгляд, необходимо учитывать, что такое лицо не относится к органам принудительного исполнения (ст. 5 Закона N 229-ФЗ) и не совершает исполнительных действий, а из всех мер принудительного исполнения уполномочен только на удержание денежных средств из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, и выплату или перевод удержанных денежных средств взыскателю (ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ). Таким образом, на лицо, выплачивающее должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, установленный Законом N 229-ФЗ порядок исполнения требований исполнительных документов распространяется в части, исключающей государственно-властные полномочия по совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения, кроме предусмотренных ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ.
Поскольку какие-либо специальные нормы в иных законах по рассматриваемому вопросу отсутствуют, работодатель должника должен руководствоваться положениями Закона N 229-ФЗ, в частности, положениями ст. 46 Закона N 229-ФЗ, устанавливающей основания для возвращения исполнительного документа взыскателю. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю по его заявлению. При этом обязанность лица, исполняющего требования исполнительного документа, вернуть его по заявлению взыскателя согласно действующему законодательству является безусловной. Такое положение закона согласуется с принципом диспозитивности исполнительного производства, в соответствии с которым решающее значение для хода производства имеет волеизъявление взыскателя: именно взыскатель обладает безусловным правом инициировать возбуждение и окончание исполнительного производства. Такое волеизъявление взыскателя не контролируется ни судебным приставом-исполнителем, ни судом. Поэтому при поступлении от взыскателя письменного заявления о возвращении судебного приказа работодатель должника обязан вернуть исполнительный документ взыскателю независимо от мотивов последнего и без судебного акта.
При этом исполнительный документ возвращается взыскателю в оригинале, поскольку возвращение взыскателю исполнительного документа не препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению в пределах срока предъявления исполнительных документов к исполнению (ч. 4 ст. 46 Закона N 229-ФЗ), а для повторного предъявления исполнительного документа взыскателю необходим его оригинал (ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Документальное оформление прекращения удержаний из заработной платы работодателем должника по заявлению взыскателя о возвращении исполнительного документа не регламентировано ни Законом N 229-ФЗ, ни ТК РФ. Предусмотренное ч. 3 ст. 46 Закона N 229-ФЗ требование об обязательном вынесении в таком случае постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа распространяется только на судебного пристава-исполнителя. Поэтому, на наш взгляд, Ваша организация вправе сама установить в соответствии с принятыми у себя правилами делопроизводства, какие документы необходимо издать для оформления прекращения удержаний из заработной платы работника в данном случае. Что касается документов, которые надлежит потребовать у взыскателя, как мы указали выше, в рассматриваемой ситуации обязательна подача взыскателем письменного заявления о возвращении исполнительного документа. Кроме того, по нашему мнению, целесообразно возвращать взыскателю судебный приказ лично под расписку либо по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
2). Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ единственным основанием для удержания работодателем алиментов из заработной платы работника является исполнительный документ (в рассматриваемой ситуации - судебный приказ), то после его возвращения взыскателю работодатель производить удержания алиментов более не вправе.
Отметим, что статьей 109 СК РФ установлено обязательное ежемесячное удержание алиментов из заработной платы и (или) иного дохода должника администрацией организации по месту его работы. А согласно ч. 1 ст. 99 Закона N 229-ФЗ размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
В силу п. 1 ст. 226 НК РФ работодатель, являясь налоговым агентом, обязан исчислить, удержать у работника и уплатить сумму НДФЛ с полученного им дохода. При этом удержать начисленную сумму НДФЛ необходимо непосредственно из доходов сотрудника при их фактической выплате (п. 3, п. 4 ст. 226 НК РФ). При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ). Следовательно, исчисление, удержание и перечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате заработной платы работнику два раза в месяц производятся налоговым агентом один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, предусмотренные п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина России от 16.07.2008 N 03-04-06-01/209, от 17.07.2008 N 03-04-06-01/214, УФНС РФ по г. Москве от 29.04.2008 N 21-11/041841@).
Таким образом, работодатель должен удержать НДФЛ и заплатить его в бюджет при окончательном расчете по итогам месяца. Соответственно, расчет и удержание алиментов по исполнительным листам работодатель должен производить один раз в месяц исходя из суммы заработной платы работника за отработанный месяц (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2006 N 2261-6-1). Аналогичного мнения придерживаются многие специалисты (смотрите, например, следующие статьи: Выплачиваем зарплату два раза в месяц (С.Е. Нестеров "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.); Выплата зарплаты два раза в месяц: трудовые и налоговые аспекты (Е.Л. Джабазян, "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.)).
В рассматриваемой ситуации исполнительный документ возвращен по поданному в августе заявлению взыскателя, то есть до окончательного расчета с работником за август. Поэтому алименты за август из заработной платы работника удерживаться не должны.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
30 августа 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.