На каких условиях возможно бесплатное приобретение одним гражданином права собственности на два садовых участка?
Как следует из п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ по общему правилу предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Однако предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В частности, такой случай предусмотрен в п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
В абзацах 1, 2 указанного пункта установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ (то есть до 30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. При этом в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такой земельный участок, не указано право, на котором он предоставлен, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Таким образом, можно выделить следующие условия, одновременное наличие которых необходимо для бесплатного приобретения права собственности на земельный участок в упрощенном порядке п. 9.1 ст. 3 Вводного закона:
- земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ;
- земельный участок предоставлялся в строго определенных целях: для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на такой земельный участок, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права;*(1)
- гражданин желает зарегистрировать именно право собственности на земельный участок;
- федеральным законодательством не запрещено предоставление такого земельного участка в частную собственность.*(2)
В отношении садовых участков статьей 28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) закреплено самостоятельное основание для бесплатного приобретения гражданами земельных участков. Так, согласно п. 3 ст. 28 Закона N 66-ФЗ граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки бесплатно в упрощенном порядке.
Иные основания для бесплатного приобретения гражданином права собственности на земельный участок, как следует из п. 2 ст. 28 ЗК РФ, могут предусматриваться законами субъектов РФ.
Как следует из абзаца 4 п. 9.1 ст. 3 Вводного закона и п. 3 ст. 28 Закона N 66-ФЗ, государственная регистрация прав собственности на вышеназванные земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок в упрощенном порядке являются:
- акт о предоставлении такому гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (ст. 25.2 Закона о регистрации).*(3)
В случае отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок гражданин вправе оспорить решение регистрирующего органа в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ (смотрите, например определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.10.2010 по делу N 33-31874/2010), либо обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок (смотрите, например, решение Котовского городского суда Тамбовской области, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://kotovsky.tmb.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=542, решение Калужского районного суда от 10 августа 2010 года, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://ferzikovsky.klg.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=213).
При этом следует отметить, что законодательством не установлено какое-либо ограничение по количеству земельных участков, на которые можно зарегистрировать право собственности в изложенном выше порядке. В этой связи смотрите судебную практику, например решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06.04.2010, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://kalininsky.bkr.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=99.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
31 августа 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что состоявшееся до введения в действие ЗК РФ предоставление земельного участка для указанных в п. 9.1 ст. 3 Вводного закона целей, но на другом, не предусмотренном данным законоположением, праве (например аренды или временного пользования) не является основанием для возникновения у гражданина права собственности на такой участок. В этой связи смотрите, например, Обзор практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренных судами за 2007 год и первое полугодие 2008 года Калининградского областного суда. Право собственности на такие земельные участки может быть приобретено, в частности, на основании ст. 36 ЗК РФ.
*(2) В частности, в силу положений п. 4 ст. 28 ЗК РФ не могут предоставляться в собственность граждан земельные участки, изъятые из оборота; если федеральным законом установлен запрет на приватизацию таких участков (например, п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования); в случае резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
*(3) Таким образом, зарегистрировать право собственности на земельный участок в упрощенном порядке можно лишь при наличии документов, подтверждающих законное основание предоставления его гражданину в пользование в соответствии с п. 9.1 ст. 3 Вводного закона. Аналогичные выводы содержатся и в судебной практике, смотрите, например:
- справку по результатам обобщения практики рассмотрения судами Республики Адыгея споров, связанных с предоставлением с собственность гражданам садовых, огородных и дачных земельных участков в 2008 году, ознакомиться с которой Вы можете, перейдя по ссылке: http://vs.adg.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=85,
- Обзор судебной практики Самарского областного суда за 2010 год по результатам обобщения судебной практики по гражданским делам, связанным с применением норм Земельного кодекса РФ, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://oblsud.sam.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=287,
- Обобщение судебной практики Ленинградского областного суда по спорам, вытекающим из земельных правоотношений, ознакомиться с которым Вы можете, перейдя по ссылке: http://oblsud.lo.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=111.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.