Положение об оплате труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений
В предыдущем номере вниманию читателей был представлен образец положения об оплате труда для федеральных бюджетных учреждений. Для работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений положение об оплате труда будет аналогичным. В данной статье рассмотрим некоторые нюансы, на которые следует обратить внимание при разработке такого положения.
В настоящее время разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год*(1) (далее - Рекомендации).
Согласно п. 6 Рекомендаций система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается:
1) в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
От редакции. В каждом субъекте РФ разработаны свои нормативные правовые акты. Приведем примеры таковых:
- Постановление Правительства Московской области от 03.07.2007 N 483/23 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области";
- Закон Кировской области от 01.11.2008 N 296-ЗО "Об оплате труда работников областных государственных учреждений";
- Закон Красноярского края от 09.10.2009 N 9-3864 "О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений".
2) в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Примером нормативного правового акта органа местного самоуправления является Постановление Администрации города Нижнего Новгорода от 31.10.2008 N 5202 "Об утверждении положения об оплате труда работников муниципальных автономных, бюджетных, казенных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода".
Что касается фонда оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, то он формируется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований (п. 30 Рекомендаций). При этом увеличение фондов оплаты труда государственных и муниципальных учреждений осуществляется исходя из возможностей соответствующих бюджетов с учетом обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не ниже уровня инфляции и мотивации работников к повышению эффективности труда в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, решениями Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также согласно иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах на 2012 год на увеличение фондов оплаты труда работников учреждений, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в пределах указанных ассигнований (п. 31 Рекомендаций).
В пункте 7 Рекомендаций сказано, что при разработке положения об оплате труда работников необходимо предусмотреть основные государственные гарантии по оплате труда. Такие гарантии установлены ст. 130 ТК РФ. К ним относятся:
- минимальный размер оплаты труда в РФ. Для федеральных работников такой размер определен Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. При этом такой размер заработной платы может устанавливаться для лиц, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Об этой норме напомнил Роструд в Письме от 19.04.2010 N 1073-6-1 "Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем";
- ограничение оплаты труда в натуральной форме. Согласно ст. 131 ТК РФ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. При этом сказано, что выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на свободный оборот, не допускается;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. В статье 137 ТК РФ приведен перечень оснований для удержания из заработной платы работника с целью погашения его задолженности перед работодателем. Итак, удержания из заработной платы работника могут производиться в случае:
1) возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
2) погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в иных случаях;
3) возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
4) увольнения работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск (возврат отпускных за неотработанные дни отпуска).
В случаях 2, 3 и 4 работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, при условии что работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении положений ТК РФ или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть взыскана с него, за исключением случаев:
1) счетной ошибки;
2) признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
3) излишней выплаты работнику заработной платы в связи с его неправомерными действиями, установленными судом;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами. Отметим, что ст. 134 Закона N 127-ФЗ*(2) установлена очередность удовлетворения требований кредиторов. Согласно п. 4 этой статьи во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовым договорам, и выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Статьей 142 ТК РФ предусмотрена ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику. Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке лица, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами. Итак, согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Кроме того, размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена также ст. 145.1 УК РФ;
- сроки и очередность выплаты заработной платы. В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. При этом для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выдачи заработной платы. Отметим, что при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем заработная плата выдается накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Кроме вышеперечисленных гарантий, установленных ст. 130 ТК РФ, в положении об оплате труда также необходимо предусмотреть следующее:
1) повышенный размер оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением N 870*(3) предусмотрено, что для таких работников повышение оплаты труда должно быть не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
2) выплаты за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Кроме того, по желанию работника сверхурочная работа может компенсироваться предоставлением ему дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Размер доплаты за работу в ночное время не может быть меньше 20% оклада (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время. Это установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время". Что касается работы в выходные и праздничные дни, то оплата труда в такие дни установлена ст. 153 ТК РФ;
3) фонд оплаты труда, сформированный на календарный год;
4) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
5) порядок аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ;
6) типовые нормы труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ).
Пунктом 8 Рекомендаций установлены сроки изменения размера оплаты труда в случаях, когда это зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени. Итак, в данном пункте сказано, что право на изменение размера оклада возникает:
- при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет - со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;
- при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;
- при присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
- при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия - со дня присвоения, награждения;
- при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук - со дня принятия Минобрнауки решения о выдаче диплома.
Обратите внимание! При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в периоды пребывания в ежегодном или ином отпуске, временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.
В Рекомендациях отдельно прописаны особенности формирования систем оплаты труда работников образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, искусства и кинематографии.
Итак, при составлении положения об оплате труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений необходимо обратить внимание на следующее:
- в соответствии с трудовым законодательством одним из обязательных условий трудового договора, заключаемого с педагогическим работником, является условие об оплате его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат;
- под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых в соответствии с законодательством РФ установлена продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц, без учета компенсационных и стимулирующих выплат;
- под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых законодательством РФ предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, понимаются размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям педагогических работников за норму часов преподавательской работы (нормируемая часть педагогической работы), составляющую соответственно 18 часов, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю;
- фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико-часа, дето-часа) либо включать в себя выплаты, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, а также выплаты за преподавательскую (педагогическую) работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку заработной платы;
- размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы, а также фактический объем преподавательской (педагогической) работы, установленный педагогическим работникам, для которых предусмотрены нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, предусматриваются в их трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам), помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.
При формировании системы оплаты труда работникам учреждений здравоохранения необходимо учитывать следующее:
- при участии в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, в том числе программ повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, нужно обращать внимание на то, что:
а) указанные выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера;
б) перечень должностей специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, участвующих в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В настоящее время Показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.02.2011 N 145н;
в) финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера осуществляется за счет средств ФФОМС, средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
г) сроки, порядок, условия осуществления и размеры указанных выплат работникам определяются положениями об оплате труда работников учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти субъектов РФ;
д) размер и условия установления выплат стимулирующего характера работнику, участвующему в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, а также права и ответственность работника и работодателя определяются трудовым договором либо дополнительным соглашением к трудовому договору;
е) выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые медицинским работникам, участвующим в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, учитываются при исчислении среднего заработка во всех случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
- в целях повышения мотивации медицинских и фармацевтических работников к повышению квалификации, обеспечения единых подходов при оплате труда работников рекомендуется в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ не допускать различий в размерах должностных окладов, повышающих коэффициентах либо надбавках стимулирующего характера для медицинских работников, имеющих один и тот же уровень квалификации, в том числе одну и ту же квалификационную категорию;
- при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего времени работника за учетный период (месяц, квартал, год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, которое определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
При формировании системы оплаты труда работники учреждений культуры, искусства и кинематографии должны учитывать следующее:
- для артистического и художественного персонала, в отношении оплаты труда которого установлены нормы выступлений (постановок) в месяц, фиксированными размерами оплаты труда являются размеры ставок заработной платы, устанавливаемые за работу в течение месяца исходя из установленной нормы выступлений (постановок), являющиеся расчетными величинами, применяемыми при исчислении заработной платы этих работников с учетом фактического количества выступлений (постановок);
- в учреждениях, в которых применяется поспектакльная оплата труда артистического персонала (из расчета за одно выступление), фиксированным размером оплаты труда является размер ставки заработной платы, установленный за участие в спектакле (за выступление), определяемый учреждением самостоятельно. Заработная плата работников из числа артистического персонала определяется с учетом количества спектаклей (выступлений) и размера ставки за спектакль (выступление);
- работникам, относящимся к художественному и артистическому персоналу, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут устанавливаться индивидуальные условия и размеры оплаты труда, превышающие условия и размеры оплаты труда работников, предусмотренные положением об оплате труда учреждения по занимаемым должностям.
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011, протокол N 10.
*(2) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
*(3) Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)