Особенности организации валютного регулирования в России
В статье рассматриваются законодательные и организационные аспекты валютного регулирования в России, анализируются субъектный состав органов валютного контроля и основные функции органов надзора.
Роль и задачи Банка России в формировании и реализации государственной валютной политики
С позиций современного экономического анализа валютная политика является составной частью экономической политики государства в целом и внешнеэкономической политики в частности, представляя собой совокупность экономических, правовых и организационных мер, принимаемых в сфере валютных отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики:
- обеспечение устойчивого экономического роста;
- обеспечение устойчивости курса национальной валюты;
- сдерживание роста безработицы и инфляции;
- поддержание равновесия платежного баланса.
Валютная политика государства должна отличаться последовательностью, стабильностью и взвешенностью. Она является одной из составных частей государственной экономической политики, включающей также финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику.
Следовательно, высшая цель государственной валютной политики заключается в обеспечении стабильного экономического развития. Государственная валютная политика оказывает, в первую очередь, существенное воздействие на финансовый сектор экономики.
Государство может значительно ограничивать валютные операции, вводить обязательную продажу части или всей суммы валютной выручки предприятий, ограничивать свободу валютного обмена, ввоз и вывоз иностранной валюты и т.д.
Формирование валютной политики, набор экономических рычагов поддержания, восстановления нарушенного равновесия представляет собой исключительное право каждого государства, ключевым органом которого, в вопросах валютного регулирования и контроля является Центральный банк.
Банк России, в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации", осуществляет в сфере валютной политики следующие функции:
"1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
3) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты"*(1).
Разработка валютной политики как составляющей части денежно-кредитной политики проводится Банком России в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации". "Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год"*(2). Предварительно проект представляется президенту и Правительству Российской Федерации.
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, и валютной политики в частности, на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
При формировании концепции и определении целевых ориентиров валютной политики Банк России базируется на анализе развития экономики за предшествующий период и ее прогноза на предстоящий, программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета.
Валютное регулирование осуществляется различными мерами, выбор которых зависит от текущей или кризисной ситуации в валютной сфере. Различия между текущим и чрезвычайным валютным регулированием состоят в том, что меры, принимаемые в ходе первого вида валютного регулирования, являются экономически нецелесообразными в случае наступления валютного кризиса, и наоборот - чрезвычайные меры валютного регулирования при их применении вне кризисной ситуации могут нанести ущерб экономике государства. Таким образом, критерием, разграничивающим текущие и чрезвычайные меры валютного регулирования, принимаемые Банком России, является экономическая целесообразность их применения в той или иной ситуации.
Анализ Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" показывает, что правовое регулирование в валютной сфере поставлено в полную зависимость от экономического содержания валютной политики государства. Наиболее ярко об этом говорят закрепленные в статье 3 Закона принципы приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Наличие данного принципа свидетельствует об установлении правового запрета на применение мер чрезвычайного валютного регулирования в условиях стабильной валютной ситуации в стране.
Выбор конкретных мер чрезвычайного валютного регулирования зависит от формы и степени валютного кризиса. Мировая практика показывает, что органами, ответственными за применение чрезвычайных мер, обычно являются органы, осуществляющие текущее валютное регулирование. В основном такими компетентными органами выступают: Центральный банк, Правительство и реже Министерство финансов.
Вместе с тем мировая практика указывает на возможность применения не только чрезвычайных мер, но и мер превентивного характера. Центральный банк может вводить дополнительные валютные ограничения не только в случае наступления кризисной ситуации, но и в случае ожидаемых проблем с платежным балансом страны и нестабильностью курса национальной валюты.
В 2011 г. валютная политика Банка России в сфере валютного курса национальной валюты была направлена на сглаживание колебаний курса рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Банк России продолжал использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины, диапазон допустимых значений которой задавался плавающим операционным интервалом.
Механизм реализации курсовой политики предполагал осуществление валютных интервенций при нахождении стоимости бивалютной корзины как внутри операционного интервала, так и на его границах. Операционный интервал включал "нейтральный" диапазон, внутри которого интервенции не проводились. При выходе стоимости бивалютной корзины за пределы "нейтрального" диапазона Банк России начинал осуществлять операции по покупке или продаже иностранной валюты. Корректировка границ операционного интервала осуществлялась автоматически при достижении накопленным объемом валютных интервенций установленной величины.
"В целях повышения гибкости курсообразования Банком России за 2011 г. дважды был расширен плавающий коридор допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины: 1 марта - с 4 до 5 руб., и 27 декабря - до 6 руб. Кроме того, величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с 1 марта была снижена с 650 до 600 млн. долл. США, а с 27 декабря - до 500 млн. долл. США"*(3).
Динамика курса рубля в течение 2011 года складывалась под воздействием разнонаправленных факторов, на фоне благоприятной конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров формировало фундаментальные предпосылки для укрепления рубля, которое, однако, сдерживалось оттоком капитала.
В январе-июле 2011 г. умеренный отток капитала лишь частично компенсировал приток средств от внешнеторговых операций, что обусловило превышение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке над спросом на нее и, соответственно, тенденцию к укреплению рубля. Начиная с августа ситуация изменилась. Значительное снижение склонности инвесторов к риску, обусловленное нарастанием беспокойства относительно состояния государственных финансов развитых стран, в частности некоторых государств еврозоны, а также появление признаков замедления восстановления мировой экономики привело к усилению оттока капитала из России и ослаблению национальной валюты в августе-сентябре. В октябре ситуация на глобальных рынках в некоторой степени стабилизировалась и курс рубля частично скорректировался. До конца 2011 г. явные тенденции в динамике курса национальной валюты отсутствовали. "На 31 декабря 2011 г. стоимость бивалютной корзины составила 36,46 руб., что на 4,4% выше, чем на конец 2010 г."*(4).
Инструменты валютного регулирования: понятие, классификация, особенности применения в России
Валютное регулирование реализуется посредством определенного набора инструментов - тех рычагов, с помощью которых государство регулирует валютные отношения. Набор инструментов валютного регулирования можно разделить на две группы:
- административные меры, которые включают в себя целый ряд законодательных ограничений в сфере валютных отношений;
- рыночные инструменты, которые представляют собой проведение Центральным банком Российской Федерации дисконтной политики, и проведение валютных операций, посредством валютных интервенций.
Важным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничений прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Валютные ограничения - это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которого являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе и иностранная валюта.
Целями введения такого рода ограничений могут быть:
- "предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
- предотвращение резких колебаний курса валюты Российской Федерации;
- поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации"*(5).
Следует отметить, что валютные ограничения в развивающихся странах, в отличие от развитых, охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и характеризуется жесткими административными запретами.
Используемые в мировой практике валютные ограничения распространяются на операции, связанные с движением капиталов, и текущие операции платежного баланса. К группе ограничений, связанных с регулированием движения капиталов, относятся:
- государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом капитала и прибылей;
- централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями, как государственными, так и частными;
- обязательное получение разрешения валютных органов для привлечения внешних займов;
- депонирование определенной части полученных заемщиками иностранных кредитов на специальных счетах в Центральном банке. Иногда размеры таких депозитов варьируются в зависимости от назначения займов, что дает возможность государству воспрепятствовать вложению полученных средств в проекты, которые не соответствуют общему направлению экономической стратегии в стране;
- предоставление определенных льгот иностранным инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала. В частности, к ним могут относиться: гарантии перевода за границу всей или части прибыли в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и т.д.
К группе ограничений по текущим операциям платежного баланса следуют отнести:
- продажу всей или части валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу, установленному Центральным банком;
- запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;
- ограничения прав физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, осуществлять переводы за границу, а также осуществлять платежи в иностранной валюте;
- лимитирование обмена национальной валюты на иностранную.
Валютные ограничения обычно предполагают регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриацию экспортной выручки, движения денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Кроме того, валютные ограничения применяются развивающимися странами в качестве мер регулирования состояния платежных балансов, решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам.
Указание ст. 6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Российской Федерацией принятых на себя обязательств, предусмотренного Статьями соглашения Международного валютного фонда, в частности избегать дискриминационной валютной политики. "Ни одно государство-член не участвует и не позволяет никаким из своих фискальных агентств (казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство) участвовать в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использовать практику множественных обменных курсов"*(6).
Валютные ограничения могут реализовываться прямыми или косвенными методами. Мерами финансово-правового регулирования, оказывающими прямое влияние на валютные отношения, являются запреты.
Косвенными мерами выступают лицензирование, введение института уполномоченных банков, лимитирование ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т.д.
Поскольку валютное регулирование осуществляется на основе административных мер, то инструментами валютных ограничений выступает, прежде всего, законодательное или административное запрещение или лимитирование объемов иностранной валюты в собственности у резидентов и использование собственности для получения доходов за границей.
В российском законодательстве валютные ограничения не имеют законченного перечня. Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" выделяет четыре группы валютных операций, правовой режим которых включает различные типы сочетаний запретов, дозволений и обязательств. Это валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, внутренних ценных бумаг и валюты Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона о валютном регулировании валютные операции в иностранной валюте между резидентами запрещены. Однако ч. 1 ст. 9 установлен достаточно широкий перечень исключений из общего запрета, согласно которому резидентам между собой разрешается осуществлять операции:
- связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
- связанные с выплатами по внешним ценным бумагам, за исключением векселей;
- по оплате и (или) возмещению расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также по погашению неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
- связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте;
- связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
- переводы физическим лицом - резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долл. США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента;
- переводы физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках;
- совершаемые доверительными управляющими.
Однако, несмотря на указанные исключения, валютное законодательство сохраняет общий принцип запрета валютных операций между резидентами, который обусловлен приоритетом использования национальной валюты при осуществлении расчетов. Следующее валютное ограничение заключается в том, что купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте, осуществляется только через уполномоченные банки.
Статья 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает некоторые запреты относительно открытия и ведения счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а именно:
- резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов);
- резиденты, за исключением физических лиц, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Правовой режим открытия банковского счета за пределами территории Российской Федерации зависит в первую очередь от государства, в котором этот счет открывается. В банках, расположенных на территории государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАФТ), банковские счета и вклады открываются без ограничений.
Другое валютное ограничение установлено для нерезидентов относительно открытия счетов в банках на территории Российской Федерации. Согласно статье 13. Закона нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Одной из составляющих валютной политики Российской Федерации является обеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, данный элемент валютного регулирования регламентирован Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и имеет два аспекта.
Первый связан с "обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них"*(7).
Вторым аспектом обязанности по репатриации является "обязанность резидента возвратить в Россию денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории России) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информация и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них"*(8).
При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав, в случае рассмотрения первого аспекта репатриации, и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг, в случае рассмотрения второго аспекта репатриации.
Обязанность резидента по репатриации считается исполненной в момент зачисления денежных средств на его банковский счет в уполномоченном банке.
В 2011 г. Банк России принимал активное участие в совершенствовании актов валютного законодательства, а также в работе по обеспечению передачи уполномоченными банками органам и агентам валютного контроля информации, необходимой для выполнения ими возложенных на них функций в сфере валютный отношений.
В целях повышения эффективности и оптимизации функционирования системы валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности при активном участии Банка России был разработан и принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля" от 6.12.2011 N 406-ФЗ, который вступил в силу 5 июня 2012 г.
Для обеспечения контроля за репатриацией резидентами денежных средств Федеральным законом N 406-ФЗ установлена обязанность представления резидентами уполномоченным банкам данных об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения валютной выручки, а также о максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей для последующего отражения этой информации уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля.
Также Федеральным законом N 406-ФЗ предусмотрено сокращение перечня информации, подлежащей отражению в паспорте сделки, который оформляет резидент на основе внешнеторгового контракта.
В целях расширения информационного обеспечения и повышения оперативности работы органов и агентов валютного контроля для уполномоченных банков установлена обязанность в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки, направлять его в электронном виде органам и агентам валютного контроля, а при наличии информации о нарушении юридическим лицом - резидентом требований по репатриации иностранной и национальной валюты передавать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к такому лицу, ведомости банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.
В настоящее же время в соответствии с Положением Банка России "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" от 20.07.2007 N 308-П уполномоченные банки осуществляют передачу, через Банк России, органу валютного контроля, которым является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), только информации о выявленных нарушениях валютного законодательства. "По итогам 2011 г. уполномоченными банками была направлена информация о 750 тысячах нарушений, в том числе о 38 тысячах нарушений статьи 19 репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"*(9).
Мерами валютного ограничения также выступают отдельные запреты по валюте расчетов при проведении валютных операций с ценными бумагами. Так, денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами проводятся в валюте Российской Федерации, а с внешними ценными бумагами, как в национальной валюте, так и в иностранной. Однако Банк России применительно к валютным операциям с внутренними и внешними ценными бумагами может вводить иной порядок расчетов в целом или к отдельным видам ценных бумаг.
Существенным элементом системы мер валютных ограничений являлся установленный Центральным банком Российской Федерации норматив обязательной продажи части валютной выручки, цель которого заключалась в обеспечении предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для поддержания курса рубля по отношению к указанным валютам и пополнение золотовалютных резервов. С 1.01.1992 г. указом президента "О либерализации внешнеэкономической деятельности" был введен норматив обязательной продажи части валютной выручки. С тех пор он изменялся четыре раза. Максимальное значение составляло 75%, а минимальное - 10%. В настоящее время он отменен вовсе.
Перечень иностранных валют, подлежавших обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, регулировался Центральным банком Российской Федерации. В него были включены тринадцать валют: "австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк"*(10).
Обязательная продажа части валютной выручки могла быть осуществлена одним из четырех способов:
- "уполномоченному банку;
- через уполномоченный банк на валютных биржах;
- через уполномоченный банк на внебиржевом валютном рынке;
- через уполномоченный банк на Центральному банку Российской Федерации"*(11).
Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при обязательной продаже части валютной выручки, уполномоченные банки открывали резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный и одновременно транзитный валютный счета. Каждому текущему валютному счету, открытому по всем видам валют, за исключением счетов в клиринговых валютах, должен был соответствовать транзитный валютный счет.
В нынешних условиях, когда растущие цены на нефть обеспечивают положительное сальдо платежного баланса и стремительный рост золотовалютных резервов, у Центрального банка Российской Федерации нет необходимости поддерживать искусственное предложение валюты. Тем более что экспортеры в любом случае продают на внутреннем рынке гораздо больше валюты, чем по нормативу обязательной продажи, поскольку им необходимы рубли, чтобы платить налоги, выплачивать зарплаты и осуществлять инвестиции.
Таким образом, отмена норматива обязательной продажи части валютной выручки стала еще одним шагом к либерализации валютного регулирования на пути к достижению полной конвертируемости рубля.
Следующей мерой ограничительно-принудительного механизма валютного регулирования выступают количественные ограничения. "Физическое лицо - резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода"*(12).
В качестве одного из основных методов валютных ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, является лицензирование валютных операций коммерческих банков, которое представляет собой запрет заниматься банковской деятельностью без получения специального разрешения. "Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России"*(13). Названная мера валютного ограничения выступает основным средством регулирования банковской деятельности, в том числе связанной с проведением валютных операций.
Как уже было отмечено, валютные ограничения носят недискриминационный характер, в связи с чем могут отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Так, в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" существовала ст. 16 "Резервирование", которая была отменена с 1 января 2007 г., однако не стоит исключать гипотетической вероятности возврата к данному виду валютного ограничения, в связи с этим необходимо рассмотреть сущность данного инструмента.
Резервирование - внесение лицом, осуществляющим валютную операцию, беспроцентного депозита в рублях в Банк России с последующим его возвратом при соблюдении установленных для данной валютной операции условий или по истечении установленного срока. Применяется к валютным операциям как резидентов, так и нерезидентов. Предельный размер суммы и срок определяются на законодательном уровне, а конкретные суммы и срок - соответствующими органами валютного регулирования. Зарезервированная сумма вносится на отдельный счет в уполномоченном банке или в Банке России в валюте Российской Федерации.
Размер суммы, подлежащей резервированию, определяется на день ее внесения. Если валютная операция проводится в иностранной валюте, то расчет суммы резервирования производится по официальному курсу Банка России на день внесения указанной суммы. Для исчисления суммы резервирования по валютным операциям с внешними или внутренними ценными бумагами необходимо определить стоимость соответствующих ценных бумаг на день внесения суммы резервирования. Стоимость указанных ценных бумаг рассчитывается в зависимости от того, являются ли они обращающимися или необращающимися на организованном рынке ценных бумаг. В зависимости от этого для расчета стоимости обращающихся ценных бумаг используется их рыночная стоимость, а в отношении необращающихся на рынке ценных бумаг используется фактическая цена реализации этих ценных бумаг.
Значение резервирования выражается в воздействии на экономическую активность хозяйствующих субъектов, а именно в снижении экономических стимулов к трансграничным капитальным операциям. Следовательно, отмена в российском законодательстве статьи о резервировании говорит о направленности российской экономики на развитие международного сотрудничества, повышение инвестиционной активности бизнеса, а также привлечение иностранных инвестиций.
Эффективной мерой валютного регулирования является проведение Банком России валютных интервенций. Суть заключается в том, что Центральный банк Российской Федерации участвует в операциях на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты, а также для поддержания равновесного соотношения спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Для повышения курса рубля Банк России продает иностранную валюту, для снижения - покупает ее в обмен на национальную валюту. Банк России проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.
В период с января по июль 2011 г., в связи с превышением предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке, Банк России осуществлял операции по покупке иностранной валюты. "Совокупный объем покупок за 2011 г. составил 29,3 млрд. долл. США (45,9 млрд. долл. США в 2010 г.).
Во второй половине 2011 года осуществлялись только продажи. Совокупный объем продаж составил - 16,9 млрд. долл. США (11,8 млрд. долл. США в 2010 г.).
Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке за 2011 г. составил 12,4 млрд. долл. США в долларовом эквиваленте (34,1 млрд. долл. США за 2010 год)"*(14).
"Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля"*(15). Стоит отметить, что Федеральный закон не проводит разграничения между регулирующей и контрольной функцией Правительства Российской Федерации в сфере валютно-правовых отношений, закрепляя полномочия правительства по валютному регулированию и валютному контролю, а также по руководству валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами. Особенность правового статуса Правительства Российской Федерации в системе валютного контроля заключается в том, что оно осуществляет валютный контроль, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Это обусловлено тем, что оно является органом общей компетенции, обладающим обширными функциями, а иные федеральные органы исполнительной власти являются органами специальной компетенции.
В сфере валютного контроля Правительство Российской Федерации:
1) определяет федеральный орган исполнительной власти в качестве органа валютного контроля;
2) координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, с Банком России;
3) обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов и агентов валютного контроля с Банком России.
Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" в качестве органов валютного контроля признаются:
"1) Центральный банк Российской Федерации;
2) федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации"*(16).
Для реализации возложенных полномочий органы и агенты валютного контроля наделены правами и обязанностями.
При этом Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает общие права и обязанности для органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц:
- проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- проведение проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
- издание нормативно-правовых актов по вопросам валютного регулирования.
Кроме того, ст. 23 Федерального закона к общим полномочиям органов и агентов валютного контроля относит: обязанность сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий; обязанность органов и агентов валютного контроля передавать имеющуюся у них информацию о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу.
Исключительными правами органов валютного контроля, в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона, являются:
- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- применение мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Исключительными обязанностями агентов валютного контроля в соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" являются:
- осуществление контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Тем самым уточняется, что осуществление валютного контроля является не только правом, но и обязанностью агентов валютного контроля;
- представление органам валютного контроля информации о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами органов валютного регулирования. Эта обязанность направлена на обеспечение взаимодействия агентов валютного контроля с органами валютного контроля.
Поскольку одним из основных методов валютного контроля выступает запрос документов и иных сведений с целью их дальнейшего анализа, то в целях эффективного функционирования Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает перечень документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля.
К ним относятся:
"1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле";
9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
12) паспорт сделки"*(17).
В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов органов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, создания системы противодействия нарушениям валютного законодательства существует необходимость совместной согласованной деятельности в сфере валютного контроля.
Система валютного контроля предполагает постоянное взаимодействие и обмен информацией между различными органами и агентами валютного контроля.
Органы и агенты валютного контроля заключают соглашения о сотрудничестве и информационном воздействии при осуществлении валютного контроля, предметом которых являются обмен информацией для целей валютного контроля, а также обмен ведомственными правовыми актами, осуществление совместных мероприятий, издание совместных документов по вопросам валютного контроля.
Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" установлена обязанность агентов валютного контроля "представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования"*(18). Таким образом агенты валютного контроля, осуществляя контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютной дисциплины, одновременно выступают в качестве подконтрольного объекта соответствующего органа валютного контроля.
Органами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Банк России и Росфиннадзор представляют собой второй уровень в структуре системы субъектов валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации контролирует осуществление валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Функция Банка России по проведению валютного контроля закреплена среди ряда других направлений его деятельности в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации". "Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль"*(19). В ст. 54 Банк России определен как орган валютного регулирования и валютного контроля, осуществляющий функции валютного контроля в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
Центральный банк Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", наделяется общими полномочиями органов и агентов валютного контроля, однако Банк России обладает рядом исключительных полномочий. В первую очередь это право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а во-вторых, право применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Выделяют три группы полномочий, позволяющих Банку России выполнять функции органа валютного контроля:
1) полномочия по организации взаимодействия субъектов, наделенных властными полномочиями в сфере осуществления валютного контроля;
2) полномочия Центрального банка Российской Федерации как органа валютного контроля, а именно выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства, а также применять меры ответственности, установленные за нарушение валютной дисциплины;
3) полномочия по определению содержания валютного контроля, осуществляемого уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля, посредством установления порядка представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Банк России, действуя в направлении организации взаимодействия органов валютного контроля, выполняет следующие функции:
- осуществляет взаимодействие уполномоченных банков как агентов валютного контроля с другими органами валютного контроля и обеспечение взаимодействия с ними, а также с таможенными и налоговыми органами;
- установление объема и порядка передачи информации уполномоченными банками как агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля;
- определение порядка передачи органу валютного контроля уполномоченными банками информации о нарушениях актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
- согласование установленных Правительством Российской Федерации объема и порядка представления органу валютного контроля, уполномоченному Правительством (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), документов и информации, необходимых для осуществления его функций.
Банк России осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций в валютной сфере. Надзор за осуществлением валютных операций кредитными организациями представляет собой систему мер по проверке Центральным банком Российской Федерации соответствия проводимых уполномоченными банками валютных операций порядку, установленному законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, а также соблюдения нормативных актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Важным направлением в надзорной деятельности Банка России является надзор за валютными рисками кредитных организаций, включая выявление схем, направленных на формальное соблюдение кредитными организациями установленных предельных ограничений открытых валютных позиций, в том числе посредством их "регулирования" сделками с дружественными компаниями.
"В 2011 г. уполномоченными представителями Банка России были проведены 1143 проверки кредитных организаций и их филиалов. По результатам инспекционной деятельности были зафиксированы нарушения, связанные с несоблюдением валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов валютного регулирования и контроля в объеме 5,3% от общего числа выявленных нарушений"*(20).
Банком России в отношении кредитных организаций применялись преимущественно предупредительные меры воздействия, в основном направление письменной информации руководству и собственникам банков. Принудительные меры воздействия в виде требований об устранении нарушений применены в отношении 519 кредитных организаций, штрафных санкций - 215 кредитных организаций, ограничений валютных операций - 68 кредитных организаций.
Инструкция Банка России от 15.07.2005 N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями", устанавливает особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями размеров открытых валютных позиций. "Территориальные учреждения Банка России осуществляют надзор за соблюдением кредитными организациями размеров (лимитов) открытых валютных позиций на основании: данных отчетности, предоставляемых кредитными организациями по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным; данных отчетности, представляемой кредитными организациями по требованию Банка России на внутримесячную дату; данных проверок, осуществляемых Банком России.
Банк России может применять к кредитным организациям принудительные меры воздействия в случае превышения размеров (лимитов) открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах"*(21).
Следующим органом валютного контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Правовой статус Росфиннадзора определяется Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" и Административным регламентом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля. В подчинении Росфиннадзора находятся его территориальные органы, осуществляющие функции по валютному контролю на территории субъектов Российской Федерации.
К полномочиям территориальных органов Росфиннадзора относятся:
- "проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
- проведение проверки полноты и достоверности учета.
П.С. Жолобов,
бакалавр экономики ФГОБУ ВПО
"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
"Валютное регулирование. Валютный контроль", N 9, 10, сентябрь, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации" от 10.07.2002. N 86-ФЗ, ст. 4.
*(2) Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации" от 10.07.2002. N 86-ФЗ, ст. 45.
*(3) Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации 2011 г., раздел II, п. 1.3. http://cbr.ru/publ/God/ar_2011.pdf.
*(4) Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 году, Центральный банк Российской Федерации, 2012 г., пункт 1.2.4.
*(5) Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ, ст. 6.
*(6) Статьи соглашения Международного валютного фонда, статья VIII, раздел 3.
*(7) Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 19.
*(8) Там же.
*(9) Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации 2011 г., раз. II, п. 6.
*(10) Инструкция "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" 30 марта 2004 г. N 111-И.
*(11) Там же. Глава 1, п. 1.4.
*(12) Указание "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов" 30 марта 2004 г. N 1412-У.
*(13) Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1, ст. 17.
*(14) Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации 2011 г., раз. II, п. 1.3.
*(15) Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ, п. 1 ст. 22.
*(16) Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ, п. 2 ст. 22.
*(17) Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ, п. 4, ст. 23.
*(18) См. там же.
*(19) Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации" от 10.07.2002 N 86-ФЗ, п. 12, ст. 4.
*(20) Центральный банк Российской Федерации, Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 году, раздел 3, ст. 4. http://www.cbr.ru/publ/root_get_blob.asp?doc_id=9191.
*(21) Инструкция " Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями" от 15 июля 2005 г. N 124-И, ст. 4.1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности организации валютного регулирования в России
Автор
П.С. Жолобов - бакалавр экономики ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
"Валютное регулирование. Валютный контроль", 2012, N 9, 10
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru