Обновление регулирования цен на пропуск трафика и присоединение
На страницах журнала регулярно освещаются принимаемые чиновниками различные административные регламенты по предоставлению той или иной госуслуги в сфере связи. Написанные сухим языком, они больше касаются чиновников и мало интересны операторам. Однако регламент Россвязи по регулированию цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика редакция журнала не могла обойти стороной, так как в нем есть положения, затрагивающие финансовые вопросы деятельности операторов связи. Значит, ответ придется держать бухгалтерам, владеющим информацией. Что нужно знать о документе?
Как разобраться в нормативной базе?
Для ответа на этот вопрос следует внимательно ознакомиться с указаниями, которые есть в начале каждого документа. В частности, новый регламент Федерального агентства связи принят во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Постановления Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг". На основании перечисленных правовых актов был разработан прежний аналогичный регламент, утвержденный Приказом Мининформсвязи РФ от 30.01.2008 N 9. На смену ему принят новый Регламент Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по регулированию цен на услуги присоединения и по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования (далее - Регламент)*(1). Он разработан в рамках нескольких правовых актов, нормы которых являются базовыми и именно на них следует ориентироваться при возникновении разногласий между чиновниками и операторами связи. Итак, правовую основу Регламента составляют:
- Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
- Постановление Правительства РФ от 19.10.2005 N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования";
- Приказ Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 N 54 "Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи";
- Приказ Мининформсвязи РФ от 21.03.2006 N 33 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи";
- Приказ Мининформсвязи РФ от 24.05.2006 N 66 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи".
Как видим, большинство отраслевых документов, регулирующих исполнение государственной функции, непосредственно связано с бухгалтерским учетом операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. Ясно, почему Регламент определяет порядок регулирования цен на услуги межсетевого взаимодействия таких операторов.
Когда можно обратиться за изменением тарифов?
В принципе, это можно сделать в любое удобное для оператора и рабочее для чиновников время. Другой вопрос: обращение об установлении предельных цен на услуги связи "существенных" операторов будет рассмотрено только при наличии веских оснований. Для первоначального установления предельных цен достаточно того факта, что заявитель включен в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. Для повторного изменения ранее установленных предельных цен нужно иметь изменение показателей сети связи (за счет ввода в действие новых средств связи, внедрения новых технологических решений в своей сети электросвязи или вывода из эксплуатации либо модернизации устаревших средств связи). Изменения будут приняты во внимание чиновниками Россвязи, если они существенно влияют на установленные оператором связи экономические условия присоединения, то есть приводят к увеличению или снижению расходов на единицу оказываемых услуг присоединения и услуг по пропуску трафика (более чем на 5%). Для того чтобы иметь сведения о величине расходов на единицу оказываемых услуг, необходимо вести отраслевой раздельный учет доходов и расходов операторов связи, как это предписано приказами Мининформсвязи РФ от 21.03.2006 N 33, от 02.05.2006 N 54.
К сведению. При предоставлении государственной услуги по рассмотрению предложений об установлении (изменении) тарифов плата с операторов связи не взимается. Государственная пошлина и иная плата за предоставление таких услуг не предусмотрены (п. 17, 18 Регламента).
Обращение оператора о первоначальном установлении предельных цен направляется в Россвязь не позднее 20 дней с даты получения уведомления о включении его в реестр "существенных" операторов. Обращение об изменении ранее установленных тарифов направляется не ранее чем через 11 месяцев после предыдущего установления цен. В обоих случаях максимальный срок исполнения чиновниками административной процедуры - 40 дней. За этот период чиновники должны успеть проверить все документы и расчеты и принять решение об установлении (изменении) предельных цен на услуги присоединения и пропуска трафика.
В чем может помочь информирование?
Не секрет, что с нормативными актами, особенно в сфере связи, непросто разобраться. Поэтому за разъяснениями приходится обращаться к компетентным лицам. Россвязь информирует операторов связи в устной форме (по телефону) и в письменной форме, в том числе по электронной почте. По телефону можно узнать о требованиях нормативных правовых актов по вопросам установления предельных цен (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта), о перечне необходимых документов, прилагаемых к обращению с предложением об установлении предельных цен, о размещении на сайте Федерального агентства связи информации об установленных предельных ценах. Все иные вопросы рассматриваются чиновниками только на основании письменного обращения, в том числе по электронной почте.
Какие документы нужно подготовить?
Изменение тарифов - это серьезное решение, поэтому не стоит удивляться количеству документов, которые чиновники вправе затребовать согласно Регламенту. В первую очередь, начать следует с заявления об установлении предельных цен, его образец - в приложении 1 к Регламенту. В таблице структурируем все документы (приложение 2 к Регламенту), прилагаемые согласно требованиям нормативно-правовых актов, перечисленных в начале статьи.
Прилагаемые к заявлению документы | |
Бухгалтерская отчетность | Налоговая отчетность |
- Бухгалтерский баланс (форма 1); - Отчет о прибылях и убытках (форма 2); - Отчет об изменениях капитала (форма 3-годовая); - Отчет о движении денежных средств (форма 4); - Приложение к балансу (форма 5-годовая) | - Расчет по налогу на имущество предприятий; - Налоговая декларация по транспортному налогу; - Налоговая декларация по земельному налогу; - налоговые декларации и расчеты по другим налогам и сборам |
Отраслевые сведения | Расчетные значения для оценки тарифов |
- перечень основных, вспомогательных и совместных производственных процессов по основным видам, а также перечень неосновных видов деятельности; - сводные ведомости расходов (по статьям затрат), распределенных по производственным процессам и неосновным видам деятельности за отчетный период; - перечень используемых оператором связи баз распределения расходов с указанием значений применяемых показателей по каждой базе распределения; - перечень частей сети электросвязи и расчет коэффициентов использования частей сети электросвязи нагрузкой, создаваемой оказанием услуг связи | - амортизации по ОС связи, принятым для определения современного функционального эквивалента; - экономически обоснованных затрат на услуги связи; - экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги электросвязи; - нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого оператором связи; - отчет о доходах и расходах оператора связи на последнюю отчетную дату |
Распорядительные документы | |
- учетная политика оператора связи; - методика ведения раздельного учета доходов, расходов |
Любопытно, что в Регламенте особое внимание уделено так называемым имущественным налогам, в то время как это отнюдь не самые большие поступления от операторов в бюджет. НДС, налог на прибыль являются куда более существенным налоговым бременем операторов связи. Но, видимо, для установления (изменения) тарифов данная информация все же дана главным образом как справочная, так как основными сведениями являются все же данные отраслевого учета операторов.
Дополнительно к перечисленным финансовым документам оператор связи вправе предоставить пакет "регистрационных" бумаг: нотариально заверенную копию лицензии (ее титульного листа) и копию условий действия лицензии, заверенных оператором связи, копию учредительных документов, заверенных нотариально или органом, осуществляющим ведение Единого государственного реестра юридических лиц, плюс копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в названный реестр, а также копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенную нотариально или государственным органом, осуществляющим постановку на налоговый учет. Использование словосочетания "вправе предоставить" означает, что можно этого не делать, то есть документы являются не обязательными. Но это не совсем так: в п. 14 Регламента сказано, что в случае непредставления заявителем "регистрационных" документов данные сведения запрашиваются в ФНС в виде выписки или расширенной выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Нелишне напомнить, что оператор связи несет ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах. В случае установления факта предоставления недостоверных сведений после принятия решения об установлении предельных цен Россвязь принимает решение об аннулировании решения, принятого по заявлению и документам, содержащим недостоверные сведения (п. 11.6 Регламента).
Как чиновники устанавливают (изменяют) предельные цены?
Вначале ответственное лицо проводит анализ достоверности представленных данных в соответствии с требованиями порядка ведения раздельного учета доходов и расходов (Приказ Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 N 54). Следующий шаг - сравнение данных из отчетов по результатам ведения раздельного учета доходов и расходов с показателями бухгалтерской и статистической отчетности операторов связи. Это нужно для оценки достоверности всех сведений. Вывод о соответствии показателей всех отчетов делается на основании расчета четырех критериев:
- частный критерий расхождения показателей доходов по данным раздельного учета и бухгалтерской отчетности;
- частный критерий расхождения показателей доходов по данным раздельного учета и данных статистической отчетности;
- частный критерий расхождения показателей расходов по данным раздельного учета и данных бухгалтерской отчетности;
- интегральный критерий расхождения показателей доходов и расходов по данным раздельного учета и соответствующих данных бухгалтерской и статистической отчетности.
Для удобства фиксации, систематизации и обобщения результатов проделанной работы в приложении 7 к Регламенту есть образец формы расчета критериев для оценки соответствия отчетов по результатам ведения отраслевого раздельного учета и данных бухгалтерской и статистической отчетности операторов связи. Если расчетная величина критерия для оценки соответствия отчетов по результатам ведения раздельного учета расходов и доходов и показателей бухгалтерской и статистической отчетности оператора связи превышает допустимый уровень расхождения (0%-5% по модулю), ответственное лицо делает вывод о несоответствии представленных отчетов. Проведенные расчеты еще раз проверяются, и, если сделанные выводы подтверждаются, может быть назначена экспертиза (исследование) представленных отчетов.
Пожалуй, главная процедура при установлении (изменении) предельных цен на услуги связи состоит в проверке чиновниками расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика. Без "методички" Мининформсвязи (Приказ от 24.05.2006 N 66) здесь не обойтись. Во-первых, нужно провести анализ группировки осуществленных оператором затрат по видам регулируемых услуг связи. Во-вторых, Регламент рекомендует сделать верификацию расчета нормы прибыли от капитала. Поясним, расчеты и формулы могут быть верными, но при переносе данных из одного расчета в другой могут возникнуть неточности и ошибки. Верификация направлена на их выявление. В-третьих, делается проверка правильности расчета нормы прибыли (рентабельности) от капитала, определяемой как среднее арифметическое значение оценок, полученных при расчете нормы прибыли (рентабельности) от капитала. В-четвертых, Регламент предписывает чиновникам провести анализ расчета размера нормативной прибыли по отдельно взятой регулируемой услуге электросвязи до налогообложения (НДС и налог на прибыль) за отчетный период. Завершающий этап - это проверка правильности расчета нормативной прибыли на услуги электросвязи.
Таким образом, чиновники делают то же самое, что и операторы, но при этом они используют готовые данные, подставляя их в формулы расчета необходимых показателей. По результатам проведенных проверок ответственное лицо выявляет отклонения при расчете нормы прибыли от капитала и обоснованность его применения при оценке размера нормативной прибыли. Исполнитель готовит проект предложений об установлении предельных цен с учетом рассмотренных документов и материалов, представленных оператором связи, предельных цен, установленных для других операторов связи, имеющих аналогичные (сходные) условия деятельности, заключения по итогам проведения исследования и экспертиз (при наличии).
Проект предложений после прохождения инстанций оказывается в специальной комиссии Россвязи. На своем заседании она рассматривает следующие материалы:
- предложения об установлении (изменении) предельных цен с обосновывающими материалами, представленными оператором связи;
- предлагаемые к установлению Россвязью проекты предельных цен с проведенным анализом предложений;
- информацию о предельных ценах, установленных для других операторов связи, имеющих аналогичные (сходные) условия деятельности (о первоначально установленных ценах);
- проект протокольного решения комиссии об обоснованности (необоснованности) предлагаемых к установлению (изменению) Россвязью предельных цен;
- заключение по итогам проведения исследования и экспертиз (при наличии).
Важно. Специальная комиссия исходит из того, что максимальные и минимальные цены не должны соответственно: превышать максимальные и быть ниже минимальных цен, установленных для других операторов связи, имеющих аналогичные (сходные) условия деятельности, определяющиеся сопоставимой монтированной номерной емкостью с сетями связи других операторов связи на территории одного федерального округа.
На основании рассмотрения представленных материалов, их обсуждения, пояснений представителей оператора связи комиссия принимает решение об обоснованности предлагаемых к установлению (изменению) предельных цен. Информация об установленных Россвязью предельных ценах публикуется на сайте данного ведомства.
О нестандартных ситуациях
Регламентом предусмотрено приостановление рассмотрения заявления оператора связи об установлении (изменении) тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика и отказ в предоставлении данной государственной услуги. В обеих ситуациях оператор связи может оказаться по своей вине, при этом приостановление процесса может быть вызвано необходимостью получения чиновниками от оператора дополнительной информации. На это дается 10 дней, после чего рассмотрение предложения по установлению (изменению) предельных тарифов продолжается. Очевидно, что чиновники не откажут оператору при первоначальном установлении предельных цен на регулируемые услуги. Но они могут это сделать при последующем изменении ранее установленных предельных цен на услуги по присоединению и пропуску трафика. Основаниями для отказа в таком случае являются:
- превышение допустимого уровня расхождения (0% - 5% по модулю) расчетной величины критерия для оценки соответствия отчетов по результатам ведения раздельного учета расходов и доходов и данных бухгалтерской и статистической отчетности заявителя;
- несоответствие проведенного заявителем расчета нормы прибыли от капитала в соответствии с методикой расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи*(2).
Согласитесь, отказ может быть обоснованным, а может быть формальным, поэтому в Регламенте предусмотрены различные формы контроля за действиями чиновников.
В заключение - о контроле за чиновниками
Во многих принятых административных регламентах даны однотипные указания на этот счет. В нашем случае контроль за действиями чиновников Россвязи проводится в форме регулярного мониторинга соблюдения ответственными лицами положений Регламента и действующих нормативных правовых актов, а также в форме внутриведомственных плановых и внеплановых проверок (при наличии жалоб на действия (бездействие) чиновников). При этом контроль за предоставлением государственной услуги может осуществляться в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций. В соответствии с Регламентом граждане, их объединения и организации вправе направить обращение в Россвязь с предложениями и замечаниями по рассмотрению предложений об установлении (изменении) тарифов.
Персональная ответственность за предоставление государственной услуги закрепляется в должностных регламентах работников Россвязи, ответственных за предоставление государственной услуги. Виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении требований Регламента привлекаются к дисциплинарной ответственности согласно законодательству РФ. Уточним, какие наказания для нерадивых чиновников предусмотрены Законом о государственной гражданской службе*(3). Среди них замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение. При привлечении к ответственности виновных должностных лиц по результатам внеплановой проверки лицам, по чьим обращениям (жалобам) проводилась проверка, направляется в письменной форме сообщение о мерах, принятых в отношении виновных лиц. Будем надеяться, что все перечисленные меры дисциплинируют чиновников Россвязи.
В дополнение к контролю за чиновниками Регламентом предусмотрен порядок обжалования их действий (бездействия). Речь идет о досудебной процедуре, основанием для начала которой является жалоба (претензия). Она передается в письменной форме в Россвязь либо в вышестоящий орган государственной власти (Минкомсвязь) (в случае несогласия с ранее принятым решением на жалобу (претензию). Если в ходе или по результатам рассмотрения жалобы установлены признаки состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры. Если в досудебном порядке обжаловать неправомерные действия чиновников не удалось, то оператор связи вправе обратиться в суд. Хотя в Регламенте об этом прямо не сказано, хозяйствующим субъектам не стоит забывать о таком действенном способе защиты своих прав и интересов.
* * *
В целом, если сравнивать новый Регламент с его предшественником, изменений не так уж много. В обновленном документе автор выделил бы разделение порядка предоставления государственной услуги по первоначальному установлению предельных цен и по последующему изменению таких цен на услуги присоединения и пропуска трафика, хотя основные различия в формулировках, а не в сущности действий чиновников. Для финансового работника обновление регламентов - это лишний повод освежить знания по данной теме, имеющей непосредственное отношение к отраслевому учету, бухгалтерской и налоговой отчетности. Надеемся, что статья в этом поможет.
С.А. Абрамов,
эксперт журнала "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Минкомсвязи РФ от 04.06.2012 N 152.
*(2) Утверждена Приказом Минкомсвязи РФ от 24.05.2006 N 66.
*(3) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"