Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.08.2012 N 03-03-06/1/406
В комментируемом Письме от 13.08.2012 N 03-03-06/1/406 чиновники Минфина рассмотрели вопрос об учете расходов на питание, предоставленное участникам семинаров, а также о порядке вычета НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для организации обедов и кофе-пауз, стоимость которых включена в стоимость услуг по проведению семинаров, облагаемых НДС. Обратите внимание, что выводы Минфина относятся к организациям, которые оказывают услуги по проведения семинаров.
Обучение работников, в том числе посредством проведения всевозможных семинаров (тренингов, конференций), является составляющей мотивационной политики организации, проводимой в целях профессионального развития работников, планирования их карьерного роста и самореализации в данной компании. В указанных целях работодатели согласовывают с сотрудниками индивидуальные планы их профессионального развития, утверждаются корпоративные программы обучения на очередной финансовый год. Проведение тематических конференций предполагает обсуждение и принятие коллегиальных решений для эффективного ведения бизнеса, проведение мероприятий, способствующих укреплению командного духа компании.
Для проведения вышеуказанных мероприятий, а также в целях контроля соответствующих расходов в организации, как правило, составляются списки участников, а также утверждается программа семинара (тренинга, конференции). Также принимающая сторона может организовывать для участников семинара питание, развлекательные мероприятия и т.п. Кроме раздаточного материала, участникам конференций могут вручаться, например, ценные подарки.
Учитываются ли в расходах указанные затраты налогоплательщика в целях исчисления налога на прибыль? Следует ли в данном случае принимать к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для организации семинара (канцтовары, раздаточный материал и т.д.)?
Компания может организовывать семинары (тренинги, конференции) для своих работников двумя способами:
1) заключается договор на оказание услуг по организации семинара со сторонней организацией. Все необходимые расходы включаются в цену договора;
2) работодатель самостоятельно организовывает мероприятия, составив смету расходов в соответствии со списком участников конференции.
Следует выделить в отдельный блок расходы на обучение - затраты работодателя на обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, учитываемые в целях применения гл. 25 НК РФ на основании п. 23 ст. 264 НК РФ в порядке, установленном п. 3 ст. 264 НК РФ. В данном случае образовательное учреждение должно соответствовать требованиям, установленным Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Указанные расходы налогоплательщик включает в состав прочих расходов на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию.
В связи с вышесказанным обратимся к правоприменительной практике.
Некоторые суды (см., например, Постановление Девятого ААС от 02.02.2011 N 09АП-32031/2010-АК*(1)) приходят к выводу, что налогоплательщик вправе учесть расходы на образовательные услуги на основании п. 3 ст. 264 НК РФ, если он располагает сведениями о наличии лицензии у образовательного учреждения (не обязательно иметь ее заверенную копию), так как сведения о наличии лицензии у того или иного учреждения являются общедоступными и публикуются в открытых источниках информации.
В Постановлении ФАС МО от 23.09.2009 N КА-А40/9373-09-2 судьи отклонили доводы налогового органа о том, что образовательное учреждение не имеет право на осуществление обучения по образовательной программе, если такой вид обучения не указан в имеющейся у данного учреждения лицензии на обучение. Суд указал, что в данном случае исполнено требование пп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ о получении образовательных услуг у образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а требование о необходимости лицензирования разовых семинаров для возможности списания затрат в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, не соответствует п. 3 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (далее - Положение N 174), образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не подлежат лицензированию.
Расходы работодателя на обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, их профессиональную подготовку и переподготовку могут быть подтверждены:
- договорами (с копиями лицензии и свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения);
- актами выполненных услуг;
- счетами;
- платежными поручениями и выпиской банка;
- приказами о направлении сотрудников на обучение и др.
Обратите внимание на то, что налоговики требуют дополнительно представить документы, подтверждающие прохождение обучения сотрудников, что, по мнению некоторых судов, является неправомерным.
В целях организации тренингов и семинаров организации нередко заключают договоры с контрагентами на оказание услуг по организации проведения консультационного семинара. Как правило, по окончании тренинга не предусматривается итоговой аттестации участников, а также выдачи документов об образовании. В рассматриваемом случае затраты по услугам могут быть подтверждены:
- договором на оказание услуг;
- актом оказанных услуг;
- счетом на оказанные услуги;
- платежным поручением и выпиской банка;
В общем случае расходы на проведение тренинга (расходы на консультационные и иные аналогичные услуги) могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В случае, когда в документах оказываемые услуги не расшифрованы (например, не выделены стоимость проживания в гостинице, питания, проезда, раздаточного материала, канцтоваров, участия в развлекательных мероприятиях и т.д.) существуют налоговые риски в непринятии указанных расходов в целях исчисления налога на прибыль.
Практический интерес для налогоплательщиков представляет решение судей Девятого Арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 02.02.2011 N 09АП-32031/2010-АК, в котором отмечается, что для признания расходов на консультационные семинары и тренинги, на участие в конференциях и на организацию тренингов налоговое законодательство не устанавливает специальных критериев кроме тех, которые указаны в ст. 252 НК РФ. При соблюдении требований ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности и документальной подтвержденности данные расходы могут быть учтены налогоплательщиком на основании пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на информационные и консультационные услуги либо на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Требование налогового органа о представлении программ обучения, сертификатов, подтверждающих прохождение обучения сотрудников, отклонен судом, поскольку налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на учет расходов на информационно-консультационные услуги с предоставлением данных документов. По мнению судей, обстоятельства получения информационно-консультационных услуг подтверждаются актами оказанных услуг, а не сертификатами. Кроме того, указание конкретных работников организации - налогоплательщика, получивших информационно-консультационные услуги, путем издания приказов со списками сотрудников, не является обязательным, так как это не предусмотрено ни нормами ТК РФ, ни Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", ни НК РФ. В данном случае работодатели в пределах своей компетенции самостоятельны в вопросе разработки и принятия локальных нормативных актов, регулирующих отношения в организации. Обратите внимание, что налогоплательщик представил налоговому органу имеющиеся у него программы и материалы семинаров, тренингов и конференций, а также заверенную выписку из корпоративных программ обучения на финансовый год, относящийся к проверяемому периоду.
Чиновники Минфина в целях налогообложения расходов на обучение при направлении работников на семинар (например, в Письме от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137) рекомендуют свой перечень документов: договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг. При этом напоминают, что расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, согласно п. 43 ст. 270 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Порядок осуществления расходов на обучение работников, в том числе проведение тренингов и семинаров, а также документооборот и формы применяемых первичных учетных документов налогоплательщик вправе утвердить в соответствующем локальном нормативном акте (положении, процедуре, политике и т.д.), являющемся приложением к Приказу об учетной политике организации.
Отметим, что первичные документы компании должны быть оформлены в соответствии с требованиями положений ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) (с 01.01.2013 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
Как правило, при направлении работников на тренинг у налогоплательщика возникают расходы на служебные командировки. Указанные расходы налогоплательщик также вправе учесть в целях налогообложения прибыли как расходы на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. Письмо Минфина РФ от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137). Документооборот, формы применяемых первичных учетных документов при направлении работников в служебные командировки налогоплательщик вправе закрепить в отдельном нормативном правовом акте, являющемся приложением к учетной политике.
Обращаем ваше внимание на изменение с 01.01.2013 требований по оформлению первичных учетных документов. Положениями ст. 9 Закона N 129-ФЗ предусматривается принятие к учету первичных учетных документов, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. При этом документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, согласно п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ утверждаются в приказе об учетной политике организации. С 01.01.2013 положения Закона N 402-ФЗ не содержат прямого указания на обязательное применение типовых форм первичных учетных документов*(2). Согласно п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Кроме того, с 01.01.2013 изменились требования к обязательным реквизитам, которые должны содержать первичные учетные документы. Законом N 402-ФЗ установлено требование по указанию в первичном учетном документе информации, идентифицирующей лиц, подписавших указанный документ (фамилию, инициалы либо иные реквизиты).
Положения ст. 9 Закона N 129-ФЗ, устанавливающие обязательные реквизиты первичного учетного документа | Положения ст. 9 Закона N 402-ФЗ, устанавливающие обязательные реквизиты первичного учетного документа |
Наименование документа | Наименование документа |
Дата составления документа | Дата составления документа |
Наименование организации, от имени которой составлен документ | Наименование экономического субъекта, составившего документ |
Содержание хозяйственной операции | Содержание факта хозяйственной жизни |
Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении | Величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения |
Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления | Наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события |
Личные подписи указанных лиц | Подписи лиц, предусмотренных п. 6 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц |
Ошибки в оформлении первичных учетных документов ведут к возникновению налоговых рисков, так как именно первичные документы свидетельствуют о реальности осуществления хозяйственных операций налогоплательщика с контрагентом. При этом обратим внимание читателей на некоторые выводы правоприменительной практики:
1) условием для включения затрат в расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать вывод о том, что расходы налогоплательщиком фактически произведены. При этом во внимание должны приниматься любые представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности. Ошибки в оформлении отдельных первичных документов не могут служить основанием для отказа в признании расходов, если расходы подтверждены иными документами. Нарушение правил оформления первичных бухгалтерских документов является нарушением законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации ведения бухгалтерского учета, но само по себе не влечет вывод об отсутствии затрат как таковых и не является самостоятельным основанием для исключения из состава расходов фактически понесенных налогоплательщиком затрат (Постановление ФАС МО от 19.05.2011 N КА-А40/4521-11);
2) наличие в товарных накладных недостатков, носящих технический характер, не может служить безусловным основанием для отказа в применении налогового вычета по НДС (Постановление ФАС МО от 28.07.2009 N КА-А40/7008-09);
3) довод налогового органа о наличии в представленных налогоплательщиком товарных и товарно-транспортных накладных недостатков, препятствующих возмещению спорной суммы НДС (не указаны масса товара, даты отпуска и получения груза, ссылки на товарно-транспортные накладные и договор поставки, неверно указан код ОКПО грузоотправителя, не указаны в товарно-транспортных накладных номера лицензионных карточек, водительских удостоверений и др.), является несостоятельным, поскольку указанные недостатки в оформлении первичных документов в силу гл. 21 НК РФ не могут служить основанием для отказа налогоплательщику в налоговых вычетах (Постановление ФАС ЦО от 05.02.2010 N А14-7172-2009199/34);
4) гл. 25 НК РФ не содержит нормы, которая устанавливала бы, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие ошибки в оформлении документов. Формальное несоответствие первичных документов унифицированной форме не может служить основанием для отказа налогоплательщику в принятии к учету таких документов, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии понесенных им затрат (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 N 09АП-15206/2012-АК);
5) несоответствие сведений, содержащихся в первичных учетных документах налогоплательщика (например, между видами работ, указанными в актах о приемке выполненных работ, и данными в счетах-фактурах), несоответствие дат в первичных документах и т.п. может повлечь вывод судей о том, что первичные документы содержат недостоверные, противоречивые сведения, а выявленные налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод о нереальности выполнения работ (Постановление ФАС ЦО от 11.05.2011 N А09-4148/2010 и др.).
Вернемся к расходам на обучение сотрудников. Если условия ст. 172 НК РФ выполняются, то налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, предъявленный контрагентом за оказанные консультационные услуги.
Обратите внимание, что оплата организацией за работника обучения в его интересах в силу пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ является доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Направление работника на прохождение консультационного семинара, тренинга на основании приказа руководителя организации, целью которого является повышение квалификации работника, его карьерный рост в компании и профессиональное развитие в соответствии с утвержденной Программой обучения работников, свидетельствует об интересах, в первую очередь, работодателя. Следовательно, в рассматриваемой ситуации расходы на участие работника в данном мероприятии не будут подлежать включению в облагаемую базу по НДФЛ.
С сумм полученного налогоплательщиками дохода в виде ценных подарков (в силу п. 28 ст. 217 НК РФ с дохода, превышающего 4 000 руб. за налоговый период), а также расходов работодателя на развлекательные мероприятия и питание с налогоплательщика должен быть удержан НДФЛ. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (например, в случае увольнения работника) налоговый агент в силу п. 5 ст. 226 НК РФ обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога*(3).
В соответствии с пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного закона все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Расходы организации на организацию тренинга для работников не соответствуют требованиям вышеуказанной статьи.
Кроме того, согласно п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе на профессиональную подготовку и переподготовку работников. Требования к образовательным учреждениям и образовательным программам установлены Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". В случае несоответствия данным требованиям суммы затрат на оплату обучения подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
О.В. Ковалева,
эксперт журнала "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановлением ФАС МО от 19.05.2011 N КА-А40/4521-11 данное постановление оставлено без изменения.
*(2) Налогоплательщик при утверждении форм первичной учетной документации может применять как типовые, так и самостоятельно разработанные формы с учетом требований законодательства, а при оформлении организационно-распорядительной документации применять Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации".
*(3) Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога, а также Порядок его представления в налоговый орган утверждены Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"