Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 03.08.2012 N 03-02-07/1-196
В комментируемом Письме от 03.08.2012 N 03-02-07/1-196 Минфин рассмотрел вопрос налогоплательщика о применении положений ст. 76 НК РФ (приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей).
Напомним читателям, что основаниями для вынесения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и переводов его электронных денежных средств являются:
- неисполнение требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
- непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления (п. 3 ст. 76 НК РФ);
- принятие мер, направленных на обеспечение возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Обратим внимание читателей на некоторые моменты, связанные с приостановлением налоговым органом операций по счетам организации в связи с непредставлением налогоплательщиком налоговой декларации. Перечислим налоговые и административные последствия, которые может повлечь непредставление налоговой декларации в установленные законодательством сроки:
1) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налоговым правонарушением и в силу ст. 119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.;
2) нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является административным правонарушением в области налогов и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.;
3) в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ вынести решение о приостановлении операций по счетам этого налогоплательщика в банке и переводов его электронных денежных средств в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации налоговая и административная ответственности наступают в следующих случаях:
- налоговую декларацию не представило лицо, являющееся плательщиком данного налога (сбора);
- не представлена налоговая декларация. В отношении расчета по авансовым платежам ответственность не наступает.
Согласно выводам Президиума ВАС, изложенным в п. 7 Информационного письма от 17.03.2003 N 71, отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. По мнению Президиума ВАС, в силу п. 1 ст. 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
Например, согласно п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Следовательно, обязанность представлять в налоговые органы налоговые расчеты и налоговую декларацию установлена п. 1 ст. 386 НК РФ лишь для налогоплательщиков. Если в течение налогового периода у организации появилось имущество, признаваемое объектом налогообложения, например, в III квартале 2012 года, то налогоплательщик обязан представить в налоговый орган в установленные законодательством сроки налоговые расчеты по авансовым платежам за III квартал 2012 года и налоговую декларацию за 2012 год. В рассматриваемом случае налоговая ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ (непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации) может быть применена к налогоплательщику, если он нарушит сроки представления налоговой декларации за 2012 год.
Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налогоплательщик не обязан представлять в налоговый органы налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности).
Обратимся к правоприменительной практике (см. Постановление ФАС ВСО от 24.07.2012 N А78-9435/2011). Налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в связи с непредставлением последним в установленный срок налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал 2011 года. Указанное решение налогового органа было признано судом неправомерным, поскольку с учетом положений ст. 80, 374 НК РФ у этого налогоплательщика отсутствовала обязанность по представлению в налоговую инспекцию расчета авансовых платежей по налогу на имущество в связи с отсутствием объекта обложения налогом на имущество организаций. Кроме того, суд указал, что положения п. 3 ст. 76 НК РФ (принятие налоговым органом решения о приостановлении операций) применяются лишь в отношении факта непредставления налоговой декларации.
В комментируемом Письме Минфина РФ от 03.08.2012 N 03-02-07/1-196 чиновники представили свои разъяснения о порядке определения остатка денежных средств, на который налоговый орган обязан начислить проценты в соответствии с п. 9.2 ст. 76 НК РФ в случае, когда приостановление операций по счетам организации было проведено на основании решения налогового органа, впоследствии признанного неправомерным.
Согласно абз. 2 п. 9.2 вышеуказанной статьи в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации. В соответствии с абз. 3 п. 9.2 ст. 76 НК РФ проценты начисляются за дни:
- неправомерного приостановления операций по счетам;
- нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций.
В силу п. 4 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций, как и решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, направляется налоговым органом в банк исключительно в электронной форме*(1). Порядок направления в банк в электронной форме соответствующих решений налогового органа устанавливается ЦБ РФ по согласованию с ФНС. Порядок направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде утвержден ЦБ РФ 29.12.2010 N 365-П (далее - Положение).
Обратите внимание! В комментируемом письме Минфин разъясняет, что понятие "операционный день" при применении ст. 76 НК РФ не используется. Между тем в приложении к Положению установлен определенный период времени приема уполномоченным подразделением Банка России от МИ ФНС России по ЦОД сообщений, содержащих поручения и решения налоговых органов.
Также отметим, что с 06.08.2012 вступил в силу Приказ N ММВ-7-8/238@)*(2). Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (приложение 7 к Приказу N ММВ-7-8/238) предусматривает наличие таких реквизитов, как Ф.И.О. должностного лица банка, подпись, дата и время получения решения налогового органа. В то же время форма решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам таких реквизитов не предусматривает. В силу абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ копии соответствующих решений должны передаваться налогоплательщику-организации налоговым органом под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
С учетом вышесказанного, если налогоплательщик не согласен с исчислением налоговым органом процентов в соответствии с п. 9.2 ст. 76 НК РФ, то имея на руках копии решений налогового органа, а также запросив необходимую информацию в банке, он вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в порядке, установленном разд. VII НК РФ.
Г.А. Филимонов,
эксперт журнала "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На момент подготовки журнала Приказ ФНС РФ от 29.11.2011 N ММВ-7-6/901@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения задачи "Передача в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представление банками информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" опубликован не был.
*(2) Приказ ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"