Реформирование института кооператива в проекте Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Кооперация развивается как форма экономической демократии, социальный сектор рыночной экономики и рассматривается как ассоциация лиц, объединившихся для создания демократической хозяйственной организации, основанной на принципах равенства, с единственной целью - оказание услуг своим членам. В статье доктора юридических наук, профессора кафедры аграрного и земельного права РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, академика РАЕН, президента Национальной ассоциации аграрного, природоресурсного и экологического права, вице-президента Европейского Комитета аграрного права Г.Е. Быстрова определены основные пути совершенствования кооперативного законодательства России, которое призвано учитывать не только отечественный, но и зарубежный опыт развития кооперации, основанный на принципах идентичности кооперативов, сформулированных Международным кооперативным альянсом.
В Государственной Думе РФ, на международных и российских научных форумах и в юридической литературе продолжаются дискуссии о трех вариантах поправок к Гражданскому кодексу РФ, подготовленных Советом по гражданскому законодательству, Международным финансовым центром, ГПУ Президента РФ. Речь идет о совершенствовании кооперативного законодательства, учитывающего отечественный и зарубежный опыт развития кооперации и основанного на принципах идентичности кооперативов, сформулированных Международным кооперативным альянсом.
Кооперативы получили широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни, сформировав столько типов, сколько у людей возникает экономических потребностей либо интересов. В Рекомендациях МОТ 2002 г. "О содействии развитию кооперации" закрепляется принципиально важное положение: "Признается, что кооперативы действуют во всех секторах экономики. Настоящая Рекомендация относится ко всем видам кооперативов". Тем самым Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов и подчеркивает их универсальность. Отнесение же Рекомендации ко всем видам и формам кооперативов подтверждает их идентичность.
Современное зарубежное законодательство поддерживает традиционный взгляд на кооператив как на бесприбыльную организацию, закрепляет всемирно признанные принципы и ценности и рассматривает кооператив как совместную форму экономической деятельности, осуществляемую для удовлетворения материальных, социальных и культурных и иных потребностей членов общества за счет результатов его деятельности.
В противоположность предприятиям чисто капиталистического типа, основанным на безграничности либерализма, с одной стороны, и хозяйствами марксистского коллективного типа, в которых труд никогда не учитывался в праве собственности, рисках и обязательствах предприятия - с другой, кооперативы во всем мире, в том числе в России, возникали и развивались в качестве объединения хозяйственной деятельности людей на основе безусловного признания свободы личности от государства, частной собственности и инициативы. Преимущества этой особой организационно-правовой формы предпринимательства состоят в том, что она позволяет каждому члену кооператива реализовать свое право на участие в предпринимательской деятельности, т.е. не только право на участие в распределении прибыли и управлении, но и право на справедливую долю в собственности или на имущество юридического лица.
Как особая форма хозяйствования кооператив позволяет распределять между своими членами по принципу справедливости риски, ответственность, права и выгоды от совместной деятельности, возлагает на пайщиков обязанность использовать услуги своего кооператива и обеспечивать капитал, возлагает на кооператив обязанность предоставлять услуги своим членам преимущественно, но не обязательно.
Вынесенный на обсуждение Государственной Думы проект Федерального закона от 27 апреля 2012 г. о внесении изменений в ГК РФ сохраняет старые подходы к понятию кооператива, закрепленные в статьях 107 и 116 ГК РФ, и не позволяет закрепить правовое устройство кооперативной системы как самостоятельного сектора экономики. В проекте закона повторяется ничем не обоснованная классификация кооперативов на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские), данная в ГК РФ. В действительности кооперативы не следует относить к коммерческим либо некоммерческим организациям, поскольку такое определение цели производственных кооперативов, как извлечение прибыли, противоречит общепринятому в мире его понятию как бесприбыльной организации, для которой извлечение прибыли не самоцель, а средство для наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей членов, в первую очередь в обеспечении их рабочими местами и соответствующим вознаграждением за труд.
Данная организационно-правовая форма, предназначенная для кооперативов, получивших широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни народов, нашла свое отражение в Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА). В соответствии с Декларацией кооператив вне зависимости от вида и формы - одно характерное социальное явление.
В проекте Закона от 27 апреля 2012 г. не воспринимаются многие новации из практики МКА, рассматривающего кооперативное законодательство как способ установления справедливости в решении социально-экономических проблем в странах с переходной рыночной экономикой. В сбалансированном обществе должны существовать сильный государственный и частный секторы, сильные кооперативы, общества взаимопомощи, неправительственные организации. Именно в этом контексте правительства должны формировать политику и определять рамки, которые соответствовали бы характеру и функциям кооперативов.
В докладе Генерального Секретаря ООН относительно места и роли кооперативов с учетом новых социально-экономических тенденций, опубликованном в августе 1996 г. и представленном на рассмотрение XXXXXI-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выделен специальный раздел "Кооперативы и развитие предпринимательской деятельности". Особое внимание обращается на то, что "предпринимательская деятельность частного сектора, организованного на кооперативной основе, делает значительный вклад в создание различных экономических благ. Кооперативы являются альтернативной формой организации экономики в интересах одновременно и производителей и потребителей".
Потребности частного оборота земли в современной России требуют создания достаточно развитого законодательства, подкрепления статуса кооперативов соответствующими корпоративными нормами, системой национальных, региональных и международных стандартов кооперативного движения. В рамках единого закона о кооперативах должны быть закреплены понятие кооператива, функционирующего на основе общепризнанных принципов, роль, место и значение кооперативов в социально-экономической стратегии Российского государства, принципы кооперации, классификация и особенности создания и функционирования кооперативов, формы взаимодействия государства и кооперативов, способы и методы поддержки государством различных видов кооперативов.
Нормами статей 107 и 116 проекта Закона о внесении изменений в ГК РФ предлагается регулирование деятельности всех кооперативов в России осуществлять двумя отдельными законами: о производственных и потребительских кооперативах. В действительности совершенствование кооперативного законодательства возможно не только по линии объединения многочисленных специальных законов о статусе кооперативов в два закона. Исследования МОТ подтверждают: в большинстве европейских стран (Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Австрия, Италия, Швейцария и других государств), начиная с 1960-х гг., правовое регулирование кооперативов осуществляется единым законом. Все большее число стран принимает общее кооперативное законодательство, распространяющееся на все виды кооперативов, за исключением кредитных, для которых принято особое законодательство. В ряде государств поддерживается существование самостоятельной отрасли кооперативного законодательства (Бразилия, Венгрия, Германия, Индия) (на федеральном уровне и уровне штатов), Иордания, Испания, Кения, Конт-д' Ивуар, Мексика и Тайланд.
Существуют, конечно, и иные формы кодификации кооперативного законодательства. В ряде стран действуют законы, регулирующие правовое положение отдельных видов кооперативов в различных секторах экономики (Румыния, Уругвай, Япония и др.). Самостоятельные разделы в общих законах содержатся в таких странах, как Швейцария (Гражданский кодекс), Бельгия, Гвинея (Торговый кодекс), Франция (Аграрный кодекс). В некоторых странах (Дания, Китай, Норвегия и в некоторых штатах США) отсутствует специальное кооперативное законодательство.
В большинстве индустриально развитых стран совершенствование кооперативного законодательства направлено на создание условий для стабильного функционирования и развития социального сектора экономики. Россия достигла значительных результатов в закреплении политических прав и свобод человека. Разработаны квалифицированные юридические конструкции, обеспечивающие деятельность коммерческих организаций. В то же время остаются незащищенными и уязвимыми многие социально-экономические права. Все это требует с учетом зарубежного правового опыта принятия не только общего федерального закона о кооперативах, но и внесения изменений в ГК РФ. Принятие такого федерального закона вполне соответствует тенденциям развития отечественного кооперативного законодательства, исторически предрасположенного к единому правовому акту в этой сфере.
Одним из совершенных образцов кодификационных работ по кооперативному законодательству ХХ в. является Положение о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 г. Российской республики, где кооператив выделен в качестве субъекта гражданского и крестьянского права. Ценность категории кооперативов состоит в том, что они характеризуются как товарищества, отличающиеся от коммерческих предприятий и гражданских обществ: они строят свою деятельность на бесприбыльных началах, на началах взаимопомощи и поддержки своих членов. В кооперативе объединяется не капитал, а совместный труд тех, кто на добровольной основе соединяет свои усилия для достижения общих задач или удовлетворения общих интересов путем личного трудового участия и объединения усилий всех партнеров или членов кооператива.
Важнейшим источником гражданского и кооперативного права советского периода был единый союзный Закон от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР", объединявший нормы всех видов, типов и форм кооперативов в Советском Союзе. Под кооперативом понималась организация граждан, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной деятельности на базе принадлежащего ему права собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества. Данное определение, несомненно, носило прогрессивный характер, так как кооператив в отличие от государственного предприятия выступал единственно возможной формой свободного предпринимательства. Принципиально важно и то, что в отличие от действующего ГК РФ, выделяющего коммерческие и некоммерческие кооперативы, Закон о кооперации 1988 г. не рассматривал получение прибыли в качестве основной задачи деятельности кооперативов. Прежнему законодательству не было известно деление кооперативов на коммерческие и некоммерческие организации. Однако в статье 20 Закона 1988 г. содержалась следующая норма: кооператив по своей природе является самоокупаемым предприятием, и убыточная работа несовместима с его сущностью.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу разработал проект Федерального закона "О кооперации в Российской Федерации" и в июле 2007 г. направил его в Государственную Думу. Предметом регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения действия кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Кодификация законодательства о кооперации должна быть направлена на решение таких задач, как уменьшение числа принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения, обеспечение правового регулирования всех отношений в сфере кооперации, унификация правового режима при регулировании однородных отношений, сознательная нейтрализация возможных неблагоприятных случайностей в правовом обеспечении деятельности кооперативов, достижение задачи систематического конструирования кооперативного законодательства, вытеснение правового усмотрения в деятельности кооперативов. В проект данного закона в соответствии с решениями МКА интегрированы важные для эффективной кооперативной практики такие принципы, как добровольность членства, демократический характер управления, распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива, ограничение дивидендов по дополнительным паям членов кооператива и паям ассоциированных членов кооператива, образование, повышение квалификации и информация, сотрудничество между кооперативами, забота об обществе. Кооперативы основаны на следующих ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность.
Кооперативы являются инструментом достижения цели поддержки и удовлетворения прав и потребностей своих членов. Поэтому их не следует относить к некоммерческим или коммерческим организациям. Они занимают самостоятельное место в системе юридических лиц. Хозяйственные (предпринимательские) функции выполняют коммерческие организации, общественные организации преследуют нематериальные цели. Деление кооперативов в российском законодательстве на производственные коммерческие и потребительские (некоммерческие) не отвечает интересам единого правового обеспечения кооперативных отношений.
Проект Закона о кооперации включает в себя общие положения, относящиеся ко всем видам кооперативов и их объединений, действующих и вновь создаваемых в разных отраслях экономики. В проект должны быть включены также специальные положения, посвященные особенностям правового положения отдельных видов кооперативов. Принятие представленного законопроекта не исключает совершенствование действующего законодательства о кооперации, устанавливающего особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (производственных, перерабатывающих, обслуживающих сельскохозпроизводителей).
Проект Закона о кооперации, разработанный Комитетом по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Совета Федерации, вполне соответствует современному мировому опыту кооперативного движения, учитывает исторический опыт становления и развития отечественного кооперативного законодательства и может быть принят за основу при разработке единого общего закона о кооперации в России. Принятие этого закона станет реальной основой дальнейшего развития экономики, будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, способствовать росту занятости населения, улучшению социальной ситуации, в первую очередь на селе и в малых городах.
Библиография
Быстров Г.Е. Кооперативное законодательство России и государств ЕС. - Berlin: Lambert Academic Publishing, 2012.
Быстров Г.Е. Правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах: теория, практика, итоги, перспективы. - Минск, 2001.
Быстров Г.Е. Совершенствование кооперативного законодательства: международный и российский правовой опыт. Проблемы совершенствования гражданского законодательства. Материал IV Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 28 октября 2009 г.) // Научные труды Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Войцеховский С. К вопросу об экономических принципах кооперации и юридическом определении кооператива. - М., 1918.
Генкин Д.М. Краткий курс кооперативного права. - М., 1929.
Германское кооперативное законодательство / пер. в нем. Н.П. Гибнера. -М., 1912.
Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 6-е изд., перераб. и доп. Т. 1. - М.: Проспект, 2003.
Жид Ш. Кооперация / пер с франц. М.А. Шапиро / под ред. В.Ф. Тотомианца. - СПб., 1909.
Кооперативный закон и примерные уставы общества потребителей и союза потребительных обществ. 2-е изд. - М., 1917.
Лурье Г.И. Кооперативное законодательство. 2-е изд., перераб. - М., 1930.
Магазинер Я.М. Советское хозяйственное право. - Л., 1928.
Поволоцкий Л.И. Основные начала кооперативного права СССР. 2-е изд. - Л., 1927.
Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, государствах Балтии. Тезисы докладов Международного конгресса. Минск, 9-10 сентября 1999 г. / отв. ред. Г.Е. Быстров, Н.В. Сторожев. - Минск, 1999.
Правовое регулирование аграрных отношений, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние, проблемы, пути совершенствования. Т. 2 / отв. ред. Г.Е. Быстров. - М., 2009.
Проблемы правового регулирования аграрных отношений и развития аграрно-продовольственных рынков в Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Г.Е. Быстров. - Казань: Таглимат, 2006.
Чурилова Т.Н., Шилова Н.П. Правовое регулирование отношений в сельскохозяйственных обслуживающих кооперативах Украины и России. - Вологда, 2011.
Federico de Casro у Bravo. Compendio de Derecho Civil. - Madrid, 1964.
Gierke. Die Genossenschaftstheorie und die deutsche Rechtsprechung. - Berlin, 1887.
Munkner H. Nueve lecciones de Derecho Cooperative Fundacion F. Ebert. - Marburgo, 2001.
Pfutze. Die landwirtschaftlichen Produktiv und Abzatzgenossenschaften in Frankreich. - Tubingen, 1903.
Г.Е. Быстров,
доктор юридических наук,
профессор кафедры аграрного и земельного права
РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,
академик РАЕН, президент Национальной ассоциации аграрного,
природоресурсного и экологического права,
вице-президент Европейского Комитета аграрного права
"Законодательство и экономика", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реформирование института кооператива в проекте Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Автор
Г.Е. Быстров - доктор юридических наук, профессор кафедры аграрного и земельного права РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, академик РАЕН, президент Национальной ассоциации аграрного, природоресурсного и экологического права, вице-президент Европейского Комитета аграрного права
"Законодательство и экономика", 2012, N 9