В вуз поступают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которым еще не исполнилось 18 лет.
Зачисляются ли такие дети в вуз на полное государственное обеспечение, или они получают соответствующее денежное довольствие в органах социальной защиты населения по месту своей регистрации?
Согласно п. 9 ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в образовательных учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Данное положение закона конкретизировано в ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В частности, в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом N 3266-1, в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. При этом в случае достижения данными лицами возраста 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования за ними сохраняется до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Таким образом, на полное государственное обеспечение зачисляются, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то есть граждане, не достигшие возраста 18 лет (абз. 2, 3 ст. 1 Закона N 159-ФЗ).
Понятие полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении профессионального образования содержится в абз. 8 ст. 1 Закона N 159-ФЗ и означает предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом N 3266-1, в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. Нормы предоставляемого материального обеспечения в расчете на одного обучающегося приведены в приложениях к постановлению Правительства РФ от 07.11.2005 N 659 (далее - Постановление N 659).
Наряду с предоставлением полного государственного обеспечения указанным лицам в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона N 159-ФЗ производятся следующие выплаты:
- стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении (государственная социальная стипендия);
- ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;
- 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Перечисленные размеры выплат и пособий распространяются только на лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях. Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, то размер и порядок увеличения соответствующих выплат определяются и регулируются законами или нормативными актами субъектов РФ*(1).
По смыслу указанных положений ст. 6 Закона N 159-ФЗ, а также норм Постановления N 659 обязанность предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на период их обучения бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание (либо возмещать их полную стоимость), а также производить предусмотренные п. 5 ст. 6 Закона N 159-ФЗ выплаты возлагается законом именно на государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, в которых обучаются названные лица. В этой связи смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Ижевска УР от 12.05.2012 по делу N 2-991/12, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.12.2011 N Ф04-6373/11 по делу N А70-1174/2011.
При этом согласно ст. 5 Закона N 159-ФЗ предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, - расходными обязательствами Российской Федерации*(2).
Как следует из п. 2 Постановления N 659, финансирование расходов, связанных с полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений. Порядок исполнения аналогичных обязательств в отношении детей, обучающихся за счет средств регионального и местного бюджетов, устанавливается уполномоченными органами субъектов РФ. Как правило, финансовое обеспечение указанных обязательств осуществляется в виде субсидий на иные цели, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующего бюджета (ст. 78.1 БК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
26 сентября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, как предусмотрено Законом г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, а также обучающиеся, студенты, потерявшие в период обучения родителей (единственного родителя), зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данных образовательных учреждений. Помимо полного государственного обеспечения им выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении, 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, а также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии (ч.ч. 6, 7 ст. 8 указанного закона).
*(2) Единственное исключение из данного правила предусмотрено п. 8 ст. 6 Закона N 159-ФЗ, согласно которому однократное обеспечение выпускников, имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшихся за счет средств федерального бюджета, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей, происходит за счет средств образовательных учреждений, в которых такие лица обучались и (или) содержались, воспитывались.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.