Можно ли, имея временную регистрацию по месту пребывания, отказаться от регистрации по месту жительства (прописки)?
В соответствии с частью 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О регистрации граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I) граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Во исполнение части 4 ст. 3 Закона N 5242-I постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. Согласно пп. "а" п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в частности, в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа).
Отметим, что Правила прямо устанавливают такое основание для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, как его личное заявление о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При этом ни Закон N 5242-I, ни Правила не обусловливают возможность удовлетворения такого заявления какими-либо обстоятельствами (например обязательной постановкой лица на регистрационный учет по иному месту жительства), равно как не предусматривают оснований, по которым гражданину может быть отказано в снятии с регистрационного учета.
В свою очередь, Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208, ограничивает получение данной государственной услуги только в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Указанный перечень является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом (п. 23 указанного регламента).
Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством РФ право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ не ограничено в конкретной местности (а именно в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение), то граждане абсолютно свободны в своем волеизъявлении относительно снятия их с регистрационного учета по месту жительства. Территориальные органы ФМС России обязаны снять таких граждан с регистрационного учета по месту жительства по их личным заявлениям. Отказ может быть обжалован как в административном порядке (путем подачи жалобы в порядке подчиненности в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу ФМС России), так и в судебном порядке (путем подачи заявления в суд в соответствии с гл. 25 ГПК РФ). В этой связи смотрите, например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.08.2011 N 33-11933.
К сведению:
Согласно ст. 10 Закона N 5242-I нарушение требований данного Закона влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством РФ. В частности, частью 1 ст. 19.15 КоАП РФ установлена административная ответственность граждан за проживание по месту жительства или по месту пребывания без регистрации по месту пребывания или по месту жительства в виде наложения административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Отметим, что административную ответственность влечет проживание гражданина без регистрации именно по месту жительства или по месту пребывания. При этом в ст. 2 Закона N 5242-I и п. 3 Правил даны легальные определения понятиям "место пребывания" и "место жительства". Так, к местам пребывания отнесены: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно. Местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом N 5242-I, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Из приведенных законоположений следует, что регистрация гражданина по месту пребывания или месту жительства обусловлена наличием у него жилищных прав в отношении жилых помещений, где он проживает временно (место пребывания) либо постоянно или преимущественно (место жительства). Такого же мнения придерживается и Верховный суд РФ (смотрите решение от 27.08.2003 N ГКПИ03-894). Поэтому при отсутствии у гражданина, сохранившего регистрацию лишь по месту пребывания, каких-либо жилых помещений, которые бы отвечали установленным ст. 2 Закона N 5242-I и п. 3 Правил признакам места жительства, на наш взгляд, обязанность зарегистрироваться по месту жительства и, соответственно, административная ответственность за отсутствие регистрации по месту жительства на такого гражданина возложены быть не могут. В связи с этим смотрите, например, решение Новосибирского областного суда от 26.07.2011 по делу N 7-189-2011, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://oblsud.nsk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=cs&case_id=908993 22&delo_id=1513001; решение Санкт-Петербургского городского суда от 11.08.2009 N 12-121/09, с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.alppp.ru/court/20-apelljacionnyj-sud/08-2009/reshenie-sankt-pe terburgskogo-gorodskogo-suda-ot-11-08-2009--12-12109.html.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
26 сентября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.