Организация зарегистрирована и осуществляет свою деятельность в г. Москве. В соответствии со ст. 223 ТК РФ работодателем создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. На основании приказа Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" из состава аптечки для оказания первой помощи исключены лекарственные препараты, остались только изделия медицинского назначения.
Чем с точки зрения трудового законодательства работодатели г. Москвы должны руководствоваться при формировании аптечек для оказания первой помощи работникам? Есть ли нормативные акты, устанавливающие перечень лекарственных средств, которые должны быть в аптечке? Следует ли руководствоваться Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 29.12.2 000 N 1292-РП "Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города Москвы коллективных аптечек первой помощи" при формировании аптечки? Существуют какие-либо официальные разъяснения по поводу формирования аптечек?
Частью первой ст. 223 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, работодателем по установленным нормам создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
На федеральном уровне нормы комплектования аптечек в соответствии со ст. 223 ТК РФ установлены вступившим в силу с 1 января 2012 г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" (далее - Приказ N 169н). В данном приказе действительно не указаны лекарственные препараты, а перечислены только изделия медицинского назначения, которыми должны быть укомплектованы аптечки для оказания первой помощи работникам. Вероятно, такая позиция Министерства здравоохранения и социального развития РФ обусловлена недопустимостью использования лекарственных средств без назначения компетентного лица (врача).
Отметим, что статья 223 ТК РФ не конкретизирует орган власти, уполномоченный на утверждение перечня лекарственных препаратов в составе аптечки. Поэтому, по нашему мнению, круг субъектов нормотворчества в такой ситуации необходимо определять в соответствии со ст. 5 ТК РФ, которая наделяет полномочиями на издание актов, содержащих нормы трудового права, в том числе органы исполнительной власти субъектов РФ. К примеру, в Свердловской области нормы комплектования аптечек лекарственными средствами установлены приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 25 июля 2008 г. N 1192-п "Об утверждении перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения для комплектации аптечек медицинской помощи для организаций, предприятий и учреждений Свердловской области". Однако каких-либо нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень лекарственных средств, которыми должны быть укомплектованы аптечки в соответствии с требованиями ст. 223 ТК РФ, в субъекте РФ - городе федерального значения Москве не издано.
Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 29 декабря 2000 г. N 1292-РП "Об обязательном наличии в организациях, предприятиях и учреждениях города Москвы коллективных аптечек первой помощи" (далее - Распоряжение N 1292-РП) принято в целях защиты населения (!) Москвы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Как следует из преамбулы Распоряжения N 1292-РП, оно издавалось в соответствии с Законом города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а не в соответствии с нормами трудового законодательства. Иными словами, коллективные аптечки первой помощи, укомплектованные в соответствии с приложениями к Распоряжению N 1292-РП, применяются к неограниченному кругу лиц (населению). В свою очередь, преамбула Приказа N 169н прямо указывает, что он принят в целях реализации ст. 223 ТК РФ; пунктом 1 указанного приказа предусмотрено утверждение требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам. Иными словами, Распоряжение N 1292-РП не относится к актам, содержащим нормы трудового права, и не конкретизирует обязанности работодателя в соответствии со ст. 223 ТК РФ.
Таким образом, с 1 января 2012 г. работодатели города Москвы при формировании аптечек для оказания первой помощи работникам должны руководствоваться приложением к Приказу N 169н. К сожалению, каких-либо материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. За получением официальных разъяснений рекомендуем обратиться в Роструд по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, 1) либо через общественную приемную на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
28 сентября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.