Сироте исполнилось 17 лет, он поступил на очное обучение в колледж. Своего общежития у колледжа нет, поэтому несовершеннолетний продолжает проживать в детском доме и находится там на полном государственном обеспечении.
Обязано ли образовательное учреждение поставить его на второе полное государственное обеспечение в дополнение к первому, или ему полагаются какие-либо льготы?
Согласно п. 9 ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" (далее - Закон N 3266-I) в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Конкретизирующий данное законоположение Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) условно разделяет полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на два вида:
а) полное государственное обеспечение как таковое при нахождении ребенка в государственном или муниципальном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3 постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", далее - Типовое положение), либо в семье опекуна, попечителя, приемных родителей*(1) и
б) полное государственное обеспечение при получении профессионального образования в соответствии с п. 3 ст. 6 данного закона*(2) (абзацы 8, 9 ст. 1 Закона N 159-ФЗ).
При этом по смыслу совокупных положений ст. 50 Закона N 3266-I и норм Закона N 159-ФЗ эти виды полного государственного обеспечения взаимоисключают друг друга. Иными словами, ребенок-сирота, поступивший в учреждение профессионального образования, но по каким-то причинам оставшийся проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вправе получать полное государственное обеспечение одновременно и в образовательном учреждении, и в учреждении социальной защиты.
Как следует из вопроса, 17-летний сирота поступил на очную форму обучения в колледж. Колледж - это среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки (подп. "б" п. 7 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543).
На основании факта поступления ребенка-сироты на очную форму обучения в колледж в силу закона возникает обязанность этого учебного учреждения зачислить его на полное государственное обеспечение (смотрите, например, решение Долинского городского суда Сахалинской области от 21.12.2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://dolinskiy.sah.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=1411&cl=1, решение Ленинского районного суда г. Ижевска УР от 12.05.2012 по делу N 2-991/12, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.12.2011 N Ф04-6373/11 по делу N А70-1174/2011).
При таком положении, когда возможность "задвоенного" полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством не предусмотрена, по нашему мнению, факт поступления ребенка-сироты на очную форму обучения в колледж будет одновременно являться основанием для снятия его с полного государственного обеспечения в детском доме, в котором он до настоящего времени проживает.
Тот факт, что учреждение профессионального образования (колледж) не способно обеспечить поступившему ребенку-сироте отдельные услуги, входящие в состав полного государственного обеспечения (например, обеспечить его бесплатным общежитием), не может оправдывать сохранение за ребенком полного государственного обеспечения в детском доме. Колледж не лишен возможности исполнить свою обязанность посредством заключения договоров с третьими лицами (общежитиями), запросив на эти цели необходимое финансирование из бюджета соответствующего уровня*(3).
К сожалению, действующее законодательство не содержит указаний, до какого момента несовершеннолетний сирота должен находиться в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По смыслу п. 1 ст. 50 Закона N 3266-I продолжительность пребывания воспитанников в этом учреждении должна определяться его уставом. Полагаем, что зачисление несовершеннолетнего на полное государственное обеспечение в учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования может являться основанием для его отчисления из детского дома (смотрите, к примеру, п. 23 Порядка комплектования образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпуска из него воспитанников, утвержденного приказом Министерства образования Пензенской области от 01.04.2003 N 57; п. 4.4.2.1 Примерного устава муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома, утвержденного постановлением Главы городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 21.10.2008 N 2721).
При этом пунктом 35 Типового положения администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено право в исключительных случаях разрешать своим воспитанникам временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в организации до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Кроме того, выпускники воспитательного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в это учреждение в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению совета учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении (п. 7 ст. 6 Закона N 159-ФЗ).
Таким образом, поступивший в колледж ребенок-сирота может продолжать проживать в детском доме на правах выпускника (либо, если это допускается уставом учреждения - на правах воспитанника), но полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования, по нашему мнению, ему должен предоставить колледж на весь период его обучения в данном образовательном учреждении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
27 сентября 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
*(2) Полное государственное обеспечение при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в порядке, установленном Законом N 3266-I, в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
*(3) Согласно ст. 5 Закона N 159-ФЗ предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, - расходными обязательствами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.