Сотрудник потерял трудовую книжку. На основании выписок из приказов ему сделали и выдали дубликат трудовой книжки, но восстановлены были не все записи, поскольку на момент оформления дубликата трудовой книжки не было полной информации о стаже работы сотрудника. На сегодняшний день периоды работы, не зафиксированные в дубликате трудовой книжки, подтверждаются справками с 1990 года по 1999 год. Сейчас работник оформляет пенсию.
Могут ли справки за период работы с 1990 года по 1999 год использоваться при оформлении пенсии для подтверждения страхового стажа?
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2002 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Закон N 173-ФЗ). Порядок подтверждения страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 (далее - Правила от 24.07.2002) в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 173-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 4 Правил). Однако учет в системе обязательного пенсионного страхования и регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета стали возможны только после вступления в силу Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В рассматриваемой ситуации периоды работы, не зафиксированные в дубликате трудовой книжки, имеют место как до регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета, так и после.
Основным документом, подтверждающим трудовой стаж гражданина в период до его регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки либо в тех случаях, когда в трудовой книжке не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются, в том числе, справки, выдаваемые в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 6 Правил). Справка, представляемая для подтверждения стажа, должна содержать необходимые реквизиты, позволяющие установить выдавшую ее организацию, а также предусмотренные п. 40 Правил сведения: номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основание выдачи справки (даты и номера приказов о приеме на работу, переводе, предоставлении отпусков и увольнении с работы, лицевые счета и другие первичные документы организации, на основании которых подтверждается стаж). Справка должна быть подписана руководителем организации (иным уполномоченным лицом) и заверена печатью организации.
Подтверждение страхового стажа в период после регистрации в качестве застрахованного лица осуществляется лишь на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, получаемых в форме выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Для этого при подаче заявления в Пенсионный фонд РФ о назначении пенсии гражданину необходимо представить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, в котором содержится номер его индивидуального лицевого счета. Выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица работники Пенсионного фонда обязаны сделать сами.
Таким образом, страховой стаж при обращении гражданина в Пенсионный фонд за назначением пенсии подтверждается:
- за период до его регистрации в качестве застрахованного лица - дубликатом трудовой книжки, а за периоды, в ней не отраженные, - справками, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами,
- за период после регистрации - сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Обращаем Ваше внимание на то, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащихся в них сведений, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов. При этом физическое лицо (работник) в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 173-ФЗ несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых им для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
К сведению:
В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, а после представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в порядке перерасчета производится доплата пенсии (п. 20 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб, в редакции приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28.04.2010 N 303н/110п). Однако, как разъяснил Пенсионный фонд РФ в письме от 06.09.2010 N ЛЧ-25-24/9480, данный порядок не распространяется на подтверждение стажа: в случае отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений, необходимых для определения права на трудовую пенсию (страховую часть трудовой пенсии по старости, долю страховой части трудовой пенсии по старости), для подтверждения страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ принимаются любые документы, содержащие необходимые сведения (трудовая книжка, справка страхователя и др.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
10 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.