Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.07.2012 N А 19-14450/2011
В Постановлении ФАС ВСО от 19.07.2012 N А19-14450/2011 рассмотрена ситуация, когда учреждение - плательщик страховых взносов не могло погасить недоимку по страховым взносам из-за приостановления органом Федерального казначейства операций по его лицевым счетам. В связи с этим сотрудники ПФР доначислили пени на сумму недоимки. С таким решением учреждение не согласилось и обратилось в суд, который встал на сторону сотрудников ПФР.
Напомним, что согласно п. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ*(1) ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется этот платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Пунктом 2 ст. 18 данного закона предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, установленном этим законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. При этом пени начисляются на каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком их уплаты (п. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
Обратите внимание! Пунктом 4 ст. 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Сотрудниками ПФР была проведена проверка представленных учреждением расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2010 год. В связи с этой проверкой было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в добровольном порядке. Однако учреждение данное требование не выполнило.
Кроме этого, судом было установлено, что операции по расходованию денежных средств с лицевого счета учреждения были приостановлены на основании исполнительных документов, выданных судами, в соответствии с п. 8 ст. 242.3 БК РФ. В данной статье сказано, что орган Федерального казначейства вправе приостанавливать осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в случае неисполнения им в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства. Из пояснений Федерального казначейства следует, что операции приостановлены в соответствии с п. 8 ст. 242.3 БК РФ за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также в соответствии с п. 3 данной статьи вследствие непредставления должником информации об источнике образования задолженности и КБК, по которым должны быть произведены расходы по исполнительным документам.
Таким образом, иных оснований для приостановления операций по расходованию денежных средств с лицевого счета учреждения не было.
В связи с этим суд обратил внимание на следующее: из буквального толкования п. 4 ст. 25 Закона N 212-ФЗ следует, что факт приостановления органом Федерального казначейства операций по расходованию денежных средств учреждения не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, приостановление операций по лицевым счетам налогоплательщика на основании п. 8 ст. 242.3 БК РФ не освобождает его от начисления пеней за неисполнение своих обязательств.
Однако в настоящее время есть и противоположные решения арбитров. В них сказано: п. 8 ст. 242.3 БК РФ предусмотрено, что при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 4 рассматриваемой статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, органу Федерального казначейства предоставлено право приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что в случае приостановления осуществления операций на лицевых счетах органом Федерального казначейства расходование денежных средств на этих счетах производится только по исполнении исполнительных документов.
Спорные пени были начислены в период, когда были приостановлены операции плательщика страховых взносов по расходованию денежных средств (в том числе в связи с исполнением судебных актов), что указывает на отсутствие у ПФР правовых оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС УО от 25.01.2012 N Ф09-9155/11 (Определением ВАС РФ от 14.05.2012 N ВАС-5421/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС), от 23.03.2012 N Ф09-1665/12.
Е.А. Новикова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"