Является ли социальная стипендия, которая выплачивается студенту вуза из числа детей-сирот, официальным доходом? При поступлении на работу лишается ли студент этой стипендии?
Необходимо ли указывать сумму социальной стипендии в справке формы 2-НДФЛ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Совмещение студентом из числа детей-сирот обучения по очной форме в образовательном учреждении высшего профессионального образования с работой не лишает его права на получение государственной социальной стипендии.
Сумма выплаченной студенту социальной стипендии не указывается в справке формы 2-НДФЛ. Эта сумма также не учитывается при определении размера среднедушевого дохода, который дает право на получение государственной социальной помощи.
Обоснование вывода:
Порядок выплаты государственной социальной стипендии студентам, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предусмотрен Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487, далее - Типовое положение).
Государственная социальная стипендия (далее - социальная стипендия) является одним из видов стипендий, выплачиваемых студентам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Одной из категорий получателей государственной социальной стипендии являются студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.п. 2, 24 Типового положения).
Пунктом 25 Типового положения определено, что право на получение социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно.
В соответствии с п. 29 Типового положения выплата социальной стипендии прекращается в случае:
- отчисления студента из образовательного учреждения;
- прекращения действия основания, по которому стипендия была назначена.
По смыслу приведенной нормы перечень оснований, по которым может быть прекращены выплата социальной стипендии, является исчерпывающим.
Таким образом, указанная в вопросе социальная стипендия выплачивается при одновременном наличии следующих условий:
- студент обучается в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования по очной форме обучения;
- студент относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- студентом предоставлена справка от органа социальной защиты населения по месту жительства, подтверждающая наличие оснований для получения им государственной социальной помощи.
Поступление на работу с продолжением обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования в соответствии с Типовым положением не является основанием для прекращения выплаты социальной стипендии.
Отметим, что законодательство не запрещает совмещение обучения по очной форме в образовательном учреждении высшего профессионального образования с трудовой деятельностью. Более того, такая возможность прямо следует из части второй ст. 173 Трудового кодекса РФ, согласно которой работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, работодатель обязан в определенных случаях предоставлять отпуск без сохранения заработной платы.
Следовательно, в рассматриваемом случае совмещение обучения с работой не препятствует студенту получать социальную стипендию, если он продолжает обучаться по очной форме и имеются основания для предоставления ему государственной социальной помощи, подтверждаемые справкой от органа социальной защиты населения.
В отношении включения социальной стипендии в доходы студента отметим следующее.
Справка по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20_ год" (утверждена приказом ФНС России от 17.10.2010 N ММВ-7-3/611@, далее - Приказ N ММВ-7-3/611@) предназначена для предоставления налоговыми агентами в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов. Такая обязанность возложена на налоговых агентов п. 2 ст. 230 НК РФ.
Налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, и на которых возлагается обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Однако стипендии студентов учреждений высшего профессионального образования, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, относятся к доходам, которые не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ на основании п. 11 ст. 217 НК РФ. В Рекомендациях по заполнению формы 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__год" (приложение к форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом N ММВ-7-3/611@), а также в приложениях N 3 и N 4 к Приказу N ММВ-7-3/611@, содержащих, соответственно, коды доходов и коды вычетов, которые указываются в справке по форме 2-НДФЛ), эти виды доходов не упомянуты. В этой связи смотрите также п. 12 письма Минобразования России от 23.01.2002 N 35-55-35ин/02-07 "О новом Типовом положении о стипендиальном обеспечении студентов".
Следовательно, суммы социальной стипендии в справке формы 2-НДФЛ не отражаются. Это подтвердил Минфин России в письме от 18.04.2012 N 03-04-06/8-118, указав, что, поскольку доходы, поименованные в ст. 217 НК РФ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц, оснований для отражения указанных доходов в справке по форме 2-НДФЛ не имеется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
4 октября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.