Повышение энергетической эффективности в казенных учреждениях
Вопросы энергосбережения и энергетической эффективности на сегодняшний день имеют наибольшую актуальность для развития российской экономики. Без решения проблем в сфере энергосбережения невозможно дальнейшее развитие сферы топливных и энергетических ресурсов, иных сфер жизни общества. Одной из важных задач страны является сокращение к 2020 году энергоемкости отечественной экономики на 40%. В статье рассмотрим, какие мероприятия будут способствовать энергосбережению и энергоэффективности, как могут использоваться сэкономленные за счет внедрения этих мероприятий средства по оплате коммунальных услуг и многое другое.
Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Поскольку экономное расходование энергоресурсов является одной из важнейших задач государства, казенные учреждения, как и все государственные (муниципальные) учреждения, должны обеспечить снижение потребления всех видов ресурсов - воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, мазута, угля, дизельного и иного топлива, то есть произвести мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируется Федеральным законом N 261-ФЗ*(1).
Согласно данному закону казенные учреждения должны ежегодно снижать объем потребляемых энергоресурсов не менее чем на 3%. При этом главные распорядители бюджетных средств учитывают это при планировании бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций находящимися в их ведении казенными учреждениями.
В то же время Федеральным законом N 261-ФЗ запрещено при планировании бюджетных ассигнований учитывать сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного объема в 3%.
Порядок определения объемов снижения потребляемых ресурсов
Порядок определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 N 591 (далее - Порядок N 591).
Пунктом 3 этого порядка установлено, что базовым показателем для расчета снижения объемов выступают показатели 2009 года, а именно данные приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней 2009 года.
В случае если в 2009 году потребление энергетического ресурса осуществлялось без приборов учета более 35 дней, то за базовый объем потребления принимается:
- объем потребления энергетического ресурса за 2009 год, в котором в соответствии с договором поставки (купли-продажи, передачи) осуществлялась оплата (в случае, если в каждых последующих после 2009 года годах и предшествующих отчетному периоду, а также в отчетном периоде потребление энергетического ресурса осуществлялось без приборов учета более 35 календарных дней);
- объем потребления энергетического ресурса в первом последующем после 2009 года году, в котором объем потребления энергетического ресурса определялся на основании фактических данных приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней такого года, определяемый по формуле:
, где:
- базовый объем потребления;
- объем потребления энергетического ресурса в первом последующем после 2009 года году, в котором объем потребления энергетического ресурса определялся на основании фактических данных приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней такого года;
N - разница между годом, за который определен и 2009 годом (определяется в количестве лет).
Расчет объема снижения потребления энергетического ресурса в каждом отчетном периоде по сравнению с базовым объемом потребления должен производиться казенным учреждением. Объем потребления энергетического ресурса в отчетном периоде (объем потребления учреждением энергетического ресурса в отчетном периоде, за который рассчитывается объем снижения потребления энергетических ресурсов) приводится к сопоставимым условиям базового объема потребления в соответствии с методикой, предусмотренной в гл. III Порядка N 591.
Направления использования сэкономленных средств
Из пункта 3 ст. 24 Федерального закона N 261-ФЗ следует, что экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством РФ для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
В Письме Минфина РФ от 30.12.2010 N 02-03-06/5448 приведены разъяснения о возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В нем указано, что в ходе исполнения бюджета могут быть уточнены лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10%.
Из этого следует, что казенные учреждения вправе направлять сложившуюся экономию по оплате коммунальных услуг (в части услуг по энергосервисным договорам) на другие расходы учреждения после изменения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему для оплаты потребляемых ресурсов на финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением функций учреждения, в том числе на увеличение фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
В письме также отмечено, что в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" требования о недопущении увеличения утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели при оказании государственных услуг, не применяются в случае, если иное установлено федеральным законом (в том числе в части экономии, вызванной снижением потребления энергоресурсов, предусмотренным Федеральным законом N 261-ФЗ).
Таким образом, направление использования сэкономленных средств на иные цели является стимулированием проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Основные направления энергосбережения
Согласно нормам Федерального закона N 261-ФЗ казенные учреждения должны:
- отказаться от закупки электрических ламп накаливания и, соответственно, провести их замену энергосберегающими лампами (п. 8 ст. 10);
- установить приборы учета энергетических ресурсов (п. 4 ст. 13);
- провести обязательное энергетическое обследование.
Рассмотрим порядок проведения энергетического обследования.
Проведение обязательного энергетического обследования
Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 261-ФЗ).
В результате проведения энергетического обследования (энергоаудита) будут получены объективные данные об объеме используемых ресурсов, определен потенциал энергосбережения, а также разработаны необходимые мероприятия по повышению энергоэффективности и оценена их стоимость.
Исходя из пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, учреждения с участием государства или муниципальных образований должны провести энергетическое обследование в обязательном порядке. В нем также указано, что названные лица должны провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года и получить энергетический паспорт. Последующие энергетические обследования необходимо будет проводить не реже одного раза в пять лет (п. 2 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ).
Проведение энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
По результатам энергетического обследования лицо, его проводившее, составляет энергетический паспорт и передает его учреждению, заказавшему проведение энергетического обследования.
В целях реализации положений Федерального закона N 261-ФЗ Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182 утверждены Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования. Согласно данному документу в энергетический паспорт должны быть включены следующие разделы:
а) титульный лист;
б) общие сведения об объекте энергетического обследования;
в) сведения об оснащенности приборами учета;
г) сведения об объеме используемых энергетических ресурсов;
д) сведения о показателях энергетической эффективности;
е) сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов и рекомендации по их сокращению (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
ж) потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов;
з) перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
и) сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Показатели этих разделов заносятся в формы, образцы которых утверждены в приложениях к Приказу Минэнерго РФ N 182.
При наличии обособленных подразделений обследуемого юридического лица (филиалов, представительств, объектов) в других муниципальных образованиях к энергетическому паспорту прилагаются формы, заполненные в отношении каждого обособленного подразделения.
Требования энергетической эффективности при размещении заказов
Статьей 26 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221.
Этим документом определены виды товаров, к которым должны быть установлены требования энергетической эффективности. Так, требования энергетической эффективности устанавливаются в отношении работ и услуг, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Из пункта 3 ст. 26 Федерального закона N 261-ФЗ следует, что требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, включают в себя, в частности:
- указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;
- требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
- требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
- иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.
Кроме того, требованиями энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, может устанавливаться запрет или ограничение размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
В целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов, должны учитывать следующие положения:
- товары, работы, услуги должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
- товары, работы, услуги должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Бухгалтерский учет
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н, расходы учреждения на оплату договора, предметом которого является: а) проведение обязательного энергетического обследования, следует учитывать по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. В бухгалтерском учете расчеты, производимые учреждением в рамках договора на проведение обязательного энергетического обследования, отражаются следующей проводкой:
Дебет счетов 1 401 20 225 "Расходы на работы, услуги по содержанию имущества", 1 109 хх 225 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг по содержанию имущества"
Кредит счета 1 302 25 730 "Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества".
Оплата оказанных услуг в бухгалтерском учете сопровождается записью:
Дебет счета 1 302 25 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества"
Кредит счетов 1 304 05 225 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества", 1 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов учреждения в органе казначейства", 0 201 21 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации";
б) приобретение энергосберегающих ламп, подлежат отражению по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Принятие на учет приобретенных энергосберегающих ламп сопровождается проводкой:
Дебет счета 1 105 36 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения"
Кредит счета 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".
Списание установленных энергосберегающих ламп отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет счетов 1 401 20 272 "Расходование материальных запасов", 1 109 хх 272 "Расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов"
Кредит счета 1 105 36 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения";
в) приобретение и установка приборов учета энергетических ресурсов (счетчиков учета потребляемых воды, газа, электроэнергии), подлежат отнесению на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, поскольку приборы учета энергетических ресурсов предназначены для постоянного использования в течение более 12 месяцев, то есть относятся к основным средствам.
Расходы по их установке следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Первоначальная стоимость приборов учета энергетических ресурсов формируется на счете 1 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения".
Рассмотрим на примере порядок формирования первоначальной стоимости прибора учета энергетических ресурсов и принятия к учету в качестве объекта основных средств.
Пример
Казенным учреждением за счет бюджетных средств приобретено:
- 4 прибора учета воды на сумму 8 000 руб., а также оплачены услуги по их установке на сумму 3 000 руб.;
- 2 прибор учета газа на сумму 10 000 руб. и оплачены услуги по его установке на сумму 4 000 руб.
Учет приборов учета на забалансовом счете 21 при вводе их в эксплуатацию производится по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены капитальные вложения в первоначальную стоимость приборов учета воды: | |||
- стоимость приборов учета воды, оплаченная поставщикам; | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 8 000 |
- стоимость услуг по установке приборов учета воды | 1 106 31 310 | 1 302 26 730 | 3 000 |
Приняты к учету приборы учета воды по первоначальной стоимости (8 000 + 3 000) руб. | 1 101 34 310 | 1 106 31 310 | 11 000 |
Введены в эксплуатацию приборы учета воды | 1 401 20 271 | 1 101 34 410 | 11 000 |
Забалансовый счет 21 | |||
Отражены капитальные вложения в первоначальную стоимость прибора учета газа: | |||
- стоимость прибора учета, оплаченная поставщикам; | 1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 10 000 |
- стоимость услуг по установке прибора учета газа | 1 106 31 310 | 1 302 26 730 | 4 000 |
Приняты к учету прибор учета газа по первоначальной стоимости (10 000 + 4 000) руб. | 1 101 34 310 | 1 106 31 310 | 14 000 |
Начислена 100%-я амортизация при вводе приборов учета газа в эксплуатацию | 1 401 20 271 | 1 104 34 410 | 14 000 |
И. Зернова,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"