Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2012 г. N 33-4812
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Климовой С.В., Журавлевой Т.Г.,
при секретаре Филимонове Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В. гражданское дело по частной жалобе Департамента финансов г. Москвы на определение Пресненского районного суда города Москвы от 04 мая 2011 года, которым постановлено:
взыскать с призывной комиссии района "Пресненский" г. Москвы за счет средств казны субъекта Российской Федерации - города Москвы в пользу Джангидзе Б.Д. расходы на представителя в размере ... (...) рублей, расходы по судебно-медицинской экспертизе в размере ... (...) рублей ... копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере ... (...) рублей, а всего ... (...) рублей ... копеек, установила:
06.07.2010 г. Джангидзе Б.Д. обратился в Пресненский районный суд города Москвы с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором с учетом уточнений к иску просил о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района "Пресненский" г. Москвы от 16.04.2010 г. о призыве Джангидзе Б.Д. на военную службу, обязании призывную комиссию рассмотреть вопрос о признании Джангидзе Б.Д. ограниченно годным к военной службе и освобождении от призыва на военную службу.
Определением суда от 29.10.2010 г. по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено экспертам 111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ.
27.12.2010 г. Пресненским районным судом города Москвы по делу принято решение об удовлетворении требований Джангидзе Б.Д., решение призывной комиссии района "Пресненский" г. Москвы от 16.04.2010 г. о призыве Джангидзе Б.Д. на военную службу признано незаконным и отменено.
14.03.2011 г. Джангидзе Б.Д. обратился в суд с заявлением о возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере ... руб., по оплате экспертизы в размере ... руб., по оплате услуг представителя в размере ... руб.
04.05.2011 г. судом постановлено приведенное выше определение, об отмене которого просит Департамент финансов г. Москвы по доводам частной жалобы, поданной 21.07.2011 г., подписанной представителем Даниленко Н.Д., срок на подачу которой восстановлен определением от 12.01.2012 г.
В заседание судебной коллегии представитель Департамента финансов г. Москвы по доверенности Менялкина Т.В. явилась, доводы жалобы поддержала; представитель призывной комиссии Пресненского района г. Москвы полагала жалобу обоснованной; Джангидзе Б.Д. в судебное заседание явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д. 151, 152).
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что определение суда от 04.05.2011 г. подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов на основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, суд исходил из того, что требования заявлены Джангидзе Б.Д. к призывной комиссии Пресненского района г. Москвы, Военный комиссариат г. Москвы к участию в деле не привлекался, в связи с чем судебные расходы должны возмещаться призывной комиссией за счет средств казны субъекта РФ, поскольку финансирование районных призывных комиссий производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Указанный вывод судом сделан на основании положений Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ N 1132 от 01.09.2007 г. и распоряжения Мэра Москвы от 12.03.2010 г. N 100-РМ "О призыве граждан РФ в г. Москвы на военную службу в 2010 году".
В частной жалобе Департамент финансов г. Москвы указывает, что взыскание денежных средств с призывной комиссии Пресненского района г. Москвы, не являющейся юридическим лицом, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не основано на законе.
Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
12.03.2010 г. издано распоряжение Мэра Москвы N 100-РМ "О призыве граждан РФ в г. Москвы на военную службу в 2010 году", которым утвержден состав призывной комиссии г. Москвы и План основных организационных мероприятий по обеспечению призыва граждан, не пребывающих в запасе, на военную службу в городе Москве или направления граждан на альтернативную гражданскую службу в 2010 году, которым на Военный комиссариат г. Москвы и его структурные подразделения возложено обеспечение призывных комиссий оборудованными помещениями, а также средствами связи автотранспортом и техническим работниками для осуществления нормальной деятельности призывных комиссий и сборных пунктов. При этом указанное распоряжение признано утратившими силу распоряжением Мэра Москвы от 11.03.2011 г. N 122-РМ, которым создана призывная комиссия города Москвы для призыва граждан Российской Федерации в городе Москве на военную службу в 2011 году.
В соответствии с п. 2 Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ N 1132 от 01.09.2007 г., Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота). Разделом IV Положения регулируются вопросы обеспечения деятельности военных комиссариатов и установлено, что материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации на эти цели (п. 18 Положения). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации. Оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, жилых помещений, арендуемых для проживания военнослужащих и членов их семей, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации (п. 19 Положения).
Между тем, судом не принято во внимание положение п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судам дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в котором разъяснено, что поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного: структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом; не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления; должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе.
При таких данных, учитывая, что призывная комиссия Пресненского района г. Москвы не является юридическим лицом, создается и наделяется полномочиями только на период ежегодного призыва, суду следовало определить орган государственной власти (или орган местного самоуправления, или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом), с которого подлежат возмещению судебные расходы, понесенные гражданином при обращении в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ с учетом положений налогового законодательства.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что определение суда от 04.05.2011 г., которым судебные расходы взысканы призывной комиссии района "Пресненский" г. Москвы за счет средств казны субъекта Российской Федерации - города Москвы не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а вопрос о возмещении судебных расходов - передаче в суд первой инстанции на новое рассмотрение, при котором суду следует определить и привлечь к участию в деле соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления, структурное подразделение, являющееся юридическим лицом), которым подлежат возмещению судебных расходы, и разрешить вопрос о судебных расходах по делу в соответствии с требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 362, 373-375 ГПК РФ, ст. 2 ФЗ N 353-ФЗ от 09.12.2010 г., судебная коллегия определила:
определение Пресненского районного суда районного суда города Москвы от 04 мая 2011 года отменить, вопрос передать в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2012 г. N 33-4812
Текст определения официально опубликован не был