Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 7 декабря 2011 г. N 33-40180
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Горновой М.В.,
судей Быковской Л.И., Дедневой Л.В.,
при секретаре Никитенко Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В. дело по кассационной жалобе Военного комиссариата города Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года, которым постановлено:
взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу Лапшина Евгения Витальевича денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения за июль 2010 года в размере 15 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 рублей. Установила:
Лапшин Е.В. обратился в суд к Военному комиссариату г. Москвы с иском о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за июль 2010 года в размере 15 000 рублей, ссылаясь на то, что с 12 июня 2004 года он проходил военную службу по контракту в войсковой части ..., 12 июля 2004 года он был включен в списки очередников, нуждающихся в получении жилья по линии Министерства обороны РФ в войсковой части ..., 30 июня 2010 года он был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с тем, что жилым помещением за время службы он обеспечен не был, ему выплачивалась денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений, однако после увольнения с военной службы выплата данной компенсации прекратилась.
В судебное заседание истец явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд не явился.
Дело было рассмотрено судом в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд постановил приведенное вше решение, об отмене которого просит представитель ответчика в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя Военного комиссариата г. Москвы по доверенности Бабаянц Б.С., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ N 3-П от 3 февраля 2010 года, было установлено, что в соответствии с конституционно-правовым смыслом абз. 2 п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", выявленным Конституционным Судом РФ, указанная норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенным или подлежащим увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года.
Данным Постановлением Конституционный Суд РФ право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не распространил в отношении граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, равно как и не установил различия между военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления либо по месту службы, поскольку граждане, уволенные с военной службы, состоящие на учете нуждающихся в жилом помещении и не обеспеченные жилым помещением, не могут находиться в разном положении в отношении права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
В соответствии с п. 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ N 909 от 31 декабря 2004 года, данное Положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.
В силу п. 2 данного Положения, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в г. Москве и г. Санкт-Петербурге выплачивается в размере, не превышающем 15 000 рублей.
Судом по делу установлено, что в период с 12 июня 2004 года по 30 июня 2010 года истец проходил военную службу.
Решением жилищной комиссии войсковой части 31615 от 12 июля 2004 года истец был включен в списки военнослужащих, не имеющих жилой площади.
Приказом командира войсковой части ... N 98 от 17 июня 2010 года истец был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командира войсковой части ... N 98 от 17 июня 2010 года истец был исключен из списков личного состава военного комиссариата г. Москвы с 30 июня 2010 года и снят со всех видов довольствия и направлен на воинский учет в ОВК Преображенского района ВАО г. Москвы.
Также суд установил, что истец является нанимателем жилого помещения на основании договоров найма жилого помещения от 1 июля 2010 года, ежемесячные платежи составляют 15 000 рублей, однако в выплате компенсации за наем (поднаем) жилого помещения истцу ответчиком было отказано на том основании, что истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях не состоит.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных Лапшиным Е.В. требований, поскольку он имеет право на получение компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, так как он не обеспечен жилым помещением и встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Ссылку представителя ответчика на то, что выплата указанной компенсации производится лицам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, суд первой инстанции обоснованно признал не состоятельной, поскольку Конституционный Суд РФ приведенным выше Постановлением распространил право на получение ежемесячной денежной компенсации за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от места постановки на такой учет и органа власти, в котором гражданин встал на учет, так как иное устанавливало был различия в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 31 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 7 декабря 2011 г. N 33-40180
Текст определения официально опубликован не был