Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 13 декабря 2011 г. N 33-40853
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Огановой Э.Ю.
и судей Федерякиной Е.Ю., Казаковой О.Н.
при секретаре Калугине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю. дело по кассационной жалобе ответчика ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 августа 2011 года, которым постановлено:
иск заместителя Юго-Западного транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить предоставление Эксплуатационным вагонным депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" ежеквартально в Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Установила:
истец Юго-Западный транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику ОАО "РЖД" об обязании ОАО "РЖД" обеспечить Эксплуатационным вагонным депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги" предоставление ежеквартально в Государственное бюджетное учреждение "Центр квотирования рабочих мест" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, ссылаясь на то, что указанные сведения, в нарушение требований Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ответчиком в органы занятости населения не предоставляются.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал, мотивируя тем, что Эксплуатационное вагонное депо Бирюлево не является юридическим лицом, в связи чем на него не может быть возложена обязанность по предоставлению таких сведений.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам кассационной жалобы просит ответчик ОАО "РЖД".
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца - прокурора Семенову И.В., представителя ответчика - Никитину Е.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 25 Закона РФ "О занятости населения", работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст.ст. 20, 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу ст. 2 Закона Московской области "О квотировании рабочих мест", квота - минимальное количество рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства определенных настоящим Законом категорий граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.
Невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, либо непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квоты.
Согласно ст. 3 Закона Московской области "О квотировании рабочих мест", квотирование рабочих мест устанавливается, в том числе, для трудоустройства инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
В соответствии со ст. 4 Закона Московской области "О квотировании рабочих мест", квота для приема на работу лиц, указанных в статье 3 настоящего Закона, устанавливается организациям, расположенным на территории Московской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников, для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, - в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
Для организаций в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сферах труда, охраны труда и занятости населения, устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. В этой связи работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Судом установлено, что по результатам проверки по соблюдению требований законодательства в сфере оплаты труда на предприятиях железной дороги, проведенной Юго-Западной транспортной прокуратурой, были выявлены факты нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов, в частности, касающиеся непредставления Эксплуатационным вагонным депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги" ежеквартально в Государственное бюджетное учреждение "Центр квотирования рабочих мест" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Штатная численность Эксплуатационного вагонного депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги оставляет 434 человека.
Согласно ответа Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" за период с января 2011 года по май 2011 года Эксплуатационное вагонное депо Бирюлево информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов не представлял.
Рассматривая настоящее дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Юго-Западным транспортным прокурором требований об обязании ОАО "РЖД" обеспечить предоставление Эксплуатационным вагонным депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги" ежеквартально в Государственное бюджетное учреждение "Центр квотирования рабочих мест" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, поскольку в ходе слушания дела нашел подтверждение тот факт, что указанные сведения в нарушение ст. 25 Закона РФ "О занятости населения" не предоставлялись. Доказательства обратного ответчиком в соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ в суд представлены не были.
Данные выводы суда являются правильными, в решении судом мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы представителя ответчика о том, что Эксплуатационное вагонное депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги" не является юридическим лицом, в связи чем на него не может быть возложена обязанность по предоставлению указанных сведений, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными, поскольку из справки начальника юридической службы Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" следует, что руководители структурных подразделений во вверенных им подразделениях выполняют функции работодателей и имеют все необходимые полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 25 Закона РФ "О занятости населения", обязанность по предоставлению информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов возлагается на работодателя.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, а потому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 13 декабря 2011 г. N 33-40853
Текст определения официально опубликован не был