Определение Московского городского суда от 24 ноября 2011 г. N 4г/2-9867/11
Судья Московского городского суда Князев А.А.,
рассмотрев надзорную жалобу ответчика ОАО "РЖД", подписанную его представителем И.С.В., поступившую в суд надзорной инстанции 28 октября 2011 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 января 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску Юго-Западного транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" об обязании предоставить информацию в отношении Эксплуатационного локомотивного депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", установил:
Юго-Западный транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" об обязании предоставить информацию в отношении Эксплуатационного локомотивного депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ссылаясь на нарушение ответчиком действующего законодательства.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 27 января 2011 года постановлено:
- требования Юго-Западного транспортного прокурора удовлетворить;
- обязать ОАО "РЖД" обеспечить предоставление Эксплуатационным локомотивным депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ежемесячно в ГУ Московской области "Каширский центр занятости населения" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 апреля 2011 года решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ответчик ОАО "РЖД" ставит вопрос об отмене решения суда и определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив надзорную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам надзорной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что по результатам проверки по соблюдению требований законодательства в сфере оплаты труда на предприятиях железной дороги, проведенной Юго-Западной транспортной прокуратурой, были выявлены факты нарушения со стороны ОАО "РЖД" требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов, в частности, касающиеся непредставления Эксплуатационным локомотивным депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ежемесячно в ГУ Московской области "Каширский центр занятости населения" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), а также информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов; согласно справке заместителя начальника Эксплуатационного локомотивного депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 21 сентября 2010 года штатная численность Эксплуатационного локомотивного депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги по состоянию на 21 сентября 2010 года составляет 487 человек; из ответа ГУ Московской области "Каширский центр занятости населения" от 16 августа 2010 года следует, что Эксплуатационное локомотивное депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в 2010 году не представляло сведений о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов; согласно справке начальника юридической службы Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" руководители структурных подразделений во вверенных им подразделениях выполняют функции работодателей и имеют для этого все необходимые полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Рассматривая настоящее дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Юго-Западным транспортным прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковых требований; при этом суд исходил из того, что в соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов; согласно ст.ст. 20, 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов); согласно ст. 3 Закона Московской области "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест устанавливается, в том числе для трудоустройства инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду; в силу ст. 4 Закона Московской области "О квотировании рабочих мест" квота для приема на работу лиц, указанных в статье 3 настоящего Закона, устанавливается организациям, расположенным на территории Московской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек; квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников, для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, - в размере 1 процента от среднесписочной численности работников; для организаций в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сферах труда, охраны труда и занятости населения, устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; Эксплуатационное локомотивное депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" сведений о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ГУ Московской области "Каширский центр занятости населения" в 2010 году не представляла; никаких объективных доказательств, могущих с достоверностью свидетельствовать о том, что такие сведения были предоставлены в ГУ Московской области "Каширский центр занятости населения" в 2010 году, суду не представлено; вместе с тем, в силу действующего законодательства в сфере защиты прав инвалидов работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов; то обстоятельство, что Эксплуатационное локомотивное депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги является структурным подразделением ОАО "РЖД", а не самостоятельным юридическим лицом, не освобождает руководителя данного структурного подразделения ОАО "РЖД" от обязанности предоставить в центр занятости населения сведения о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, поскольку руководители структурных подразделений во вверенных им подразделениях выполняют функции работодателей и имеют все необходимые полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а обязанность по предоставлению указанных сведений возлагается законом именно на работодателя; более того, ОАО "РЖД" не лишено возможности прямо оговорить делегирование полномочий по представлению соответствующих сведений руководителям подразделений ОАО "РЖД"; при этом, собственно ОАО "РЖД" означенных сведений в 2010 году в ГУ Московской области "Каширский центр занятости населения" не предоставляло; предоставление подобных сведений в январе 2011 года само по себе не освобождает ОАО "РЖД" от обязанности предоставлять такие сведения ежемесячно; законодателем установлена обязанность именно по ежемесячному предоставлению сведений о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов с целью своевременного оказания помощи инвалидам как особой социальной категории граждан, нуждающейся в повышенной социальной защищенности; неисполнение обязанности именно по ежемесячному предоставлению таких сведений способно привести к нарушению прав инвалидов, особо нуждающихся в социальной защите со стороны общества и государства и испытывающих трудности в поиске работы; игнорирование данной обязанности со стороны работодателя либо несвоевременное исполнение данной обязанности допустимым признано быть не может; таким образом, настоящие исковые требования Юго-Западного транспортного прокурора об обязании ОАО "РЖД" обеспечить предоставление Эксплуатационным локомотивным депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ежемесячно в ГУ Московской области "Каширский центр занятости населения" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов - на законе основаны и подлежат удовлетворению.
Данные выводы суда являются правильными, в решении судом мотивированы и в надзорной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам надзорной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд надзорной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы надзорной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов надзорной жалобы ответчика ОАО "РЖД" не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения означенных судебных постановлений в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 ГПК РФ, определил:
в передаче надзорной жалобы ответчика ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 января 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску Юго-Западного транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" об обязании предоставить информацию в отношении Эксплуатационного локомотивного депо Ожерелье - Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского городского суда |
А.А. Князев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.