Учет материалов при ЕСХН
Организация применяет специальный налоговый режим ЕСХН. Как учитывать приобретенные и использованные в производстве материалы?
Юридические аспекты
Гражданско-правовые отношения, возникающие при приобретении материалов, регулируются главой 30 ГК РФ "Купля-продажа". В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Существенными условиями договора купли-продажи являются наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
- вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
- предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара (п. 1 ст. 458).
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 10: по дебету/по кредиту |
Учет материалов ведется в соответствии с правилами, изложенными в п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Сельскохозяйственные организации должны также учитывать положения специальных нормативных актов:
- Методических рекомендаций по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса (утверждены приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654);
- Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций (утверждены приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 28);
- Методических рекомендаций по учету затрат в животноводстве (утверждены приказом Минсельхоза России от 02.02.2004 N 73);
- Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утверждены приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 N 792);
- Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (утверждены приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 26) (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций к бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях в качестве материалов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции растениеводства, животноводства, переработки, подсобных промыслов и прочей, предназначенной для продажи, продукции (выполнения работ, оказания услуг);
- используемые для управленческих и хозяйственных нужд организации.
Согласно п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение.
В соответствии с пп. 80 п. 3 Методических рекомендаций материалы в бухгалтерском учете отражают по фактической себестоимости или учетным ценам. Учетные цены разрешается применять в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов. Корма, семена, готовая продукция и прочие МПЗ собственного производства текущего года могут оцениваться в течение текущего года в бухгалтерском учете и отчетности также по учетным ценам (плановой себестоимости) при обязательном утверждении данного варианта в учетной политике.
Порядок определения фактической себестоимости приобретенных МПЗ зависит от способа их получения. Так, к фактическим затратам на приобретение МПЗ за плату относятся расходы, перечисленные в п. 6 ПБУ 5/01 и в п. 81 Методических рекомендаций. В пунктах 90 и 91 п. 3 Методических рекомендаций указаны показатели, которые могут применяться в качестве учетных цен на материалы, а также правила установления учетных цен. Учетные цены могут уточняться и изменяться по мере необходимости.
С 1 января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС (ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). В связи этим НДС, предъявленный при приобретении материалов, можно будет принимать к вычету в общеустановленном порядке.
В свою очередь суммы НДС, предъявленные налогоплательщику ЕСХН при приобретении материалов, которые до 1 января 2019 года не были отнесены к расходам по ЕСХН, учитываются в стоимости таких МПЗ (ч. 4 ст. 8 Закона N 335-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 07.02.2018 N 03-07-11/7258).
История вопроса
До 1 января 2019 года организации, применяющие ЕСХН, не являлись плательщиками НДС, поэтому суммы НДС, предъявленные поставщиками материалов, не принимались к вычету, а учитывались в их первоначальной стоимости.
В соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может оценивать приобретенные сырье и материалы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета оприходование приобретенных материально-производственных запасов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по цене поставщика. Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать стоимость товаров, сырья и материалов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01).
При применении такого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство - при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 "Прибыли или убытки" (в дебет счета 90 "Продажи" - при использовании такого счета). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков материально-производственных запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции) (см. информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
В п. 13.3 ПБУ 50/01 установлено, что организация, применяющая упрощенные способы ведения бухучета, может признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
При применении такого упрощенного способа ведения бухучета расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы") и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов. Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка указанных материально-производственных запасов (см. информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
Подробнее о порядке учета приобретения материалов см. Учет приобретения материалов за плату.
Использование МПЗ учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Признаются данные расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место (пункты 16, 17, 18 ПБУ 10/99).
При этом если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (например, субъектом малого предпринимательства), принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).
В бухгалтерском учете списание в расходы осуществляется одним из методов, предусмотренных п. 16 ПБУ 5/01.
Выбор применяемого метода отражается в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета.
Подробнее о порядке учета списания материалов см. Учет отпуска материалов в производство.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций АПК и Методическими рекомендациями по его применению (утверждены приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 N 654) для обобщения информации о наличии и движении, принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т. п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке) предназначен счет 10 "Материалы".
Материалы учитываются на счете 10 по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
В зависимости от положений учетной политики организации поступление материалов может отражаться с использованием синтетических счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.
Фактический расход материалов на производство или для других хозяйственных целей учитывают по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу и др.
При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета "Прочие доходы и расходы".
Аналитический учет по счету 10 ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
Документооборот
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Обратите внимание, что ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов. О порядке применения УПД см. также письма ФНС России от 05.03.2014 N ГД-4-3/3987@, от 06.02.2014 N ГД-4-3/1984@.
В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций организации могут самостоятельно разрабатывать внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля использования МПЗ. В указанных документах могут устанавливаться:
- специфичные формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению МПЗ и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота;
- перечень должностных лиц подразделений, которым доверено приобретение, получение и отпуск МПЗ;
- порядок осуществления контроля за обеспечением экономного и рационального расходования (использования) МПЗ в производстве, в обращении, правильным ведением учета, достоверностью отчетов об их расходовании и т.п.
При разработке форм первичной учетной документации организация за основу может принять формы, разработанные для применения организациями, занимающимися ведением сельскохозяйственного производства, утвержденные приказом Минсельхоза России от 16.05.2003 N 750, постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 N 68. Кроме того, могут быть использованы межотраслевые формы, утвержденные постановлением Госкомстата от 30.10.1997 N 71а.
Получение материалов
Для подтверждения приобретения товарно-материальных ценностей первичными документами служат сопроводительные документы, предусмотренные договорами поставки, например, товарная накладная (может быть разработана на основе формы N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 или формы N М-15, утвержденной постановлением Госкомстата от 30.10.1997 N 71а).
Первичными документами по оприходованию материалов, поступивших в организацию, является приходный ордер (за основу может быть принята форма N М-4, если количество и качество полученных материалов совпадают с данными поставщика) либо акт о приемке материалов (за основу может быть принята форма N М-7, если имеются разногласия). На основании приходного или акта о приемке материалов заполняется карточка учета материалов (за основу может быть принята форма N М-17). Все унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Минфин России в письме от 29.10.2002 N 16-00-14/414 "О порядке оформления поступающих материалов" указал, что вместо оформления приходного ордера приемка и оприходование материалов может осуществляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная, и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Данное положение, предусматривающее упрощенную процедуру документального оформления поступивших материалов, закреплено в Методических указаниях.
Списание
Согласно п. 100 Методических указаний первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-8), требование-накладная (может быть разработано на основе типовой межотраслевой формы N М-11), накладная (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-15). Образцы типовых форм утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Налоговый учет
В соответствии с п. 8 ст. 346.5 НК РФ учет показателей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, организации обязаны вести на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 НК РФ.
Формы документов Пример накладной на отпуск материалов на сторону М-15 Пример товарной накладной ТОРГ-12 Пример карточки учета материалов М-17 Пример лимитно-заборной карты М-8 |
Налогообложение
Организации, применяющие ЕСХН, уменьшают полученные ими доходы на расходы, перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Так, согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ доходы могут быть уменьшены на материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений. Указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 346.5 НК РФ).
Исходя из п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ.
С 1 января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС (ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). В связи этим с указанной даты пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ утрачивает силу (п. 59 ст. 2 Закона N 335-ФЗ). НДС, предъявленный при приобретении материалов, можно будет принимать к вычету в общеустановленном порядке.
В свою очередь, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику ЕСХН при приобретении материалов, которые до 1 января 2019 года не были отнесены к расходам по ЕСХН, учитываются в стоимости таких МПЗ (ч. 4 ст. 8 Закона N 335-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 07.02.2018 N 03-07-11/7258).
История вопроса
До 1 января 2019 года суммы входного НДС, уплаченные при приобретении материалов, не включались в их стоимость, а учитывались как отдельный вид расходов на основании пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченных при ввозе ТМЦ на территорию РФ, также не включаются в их стоимость, а учитываются как отдельный вид расходов на основании пп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Согласно пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.1 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
При этом материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений), учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
Расходы налогоплательщика ЕСХН на приобретение материалов признаются после их фактической оплаты и оприходования.
Организация, применяющая ЕСХН, приобрела комбикорма за 110 000 руб. (в т.ч. НДС 10 000 руб.). Транспортные расходы по доставке составили 6000 руб., включая НДС 1000 руб. Корма и их транспортировка оплачены.
В бухгалтерском учете следует отразить операцию так:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
10, субсчет "Корма" |
110 000 |
отражено приобретение кормов |
|
6000 |
стоимость транспортных услуг по доставке кормов включена в его себестоимость |
Отпуск кормов в производство отражается следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
20, субсчет "Животноводство" |
10, субсчет "Корма" |
116 000 (110 000 + 6000) |
списана стоимость кормов, переданных в производство |
Учет материалов при ЕСХН
Организация применяет специальный налоговый режим ЕСХН. Как учитывать приобретенные и использованные в производстве материалы?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации