Учет приобретения товаров за плату
Организация, применяющая общую систему налогообложения, приобретает по договору поставки товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту операцию?
Юридические аспекты
В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Согласно ст. 458 ГК РФ обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
а) вручения товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
б) предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара;
в) сдачи товара перевозчику для доставки покупателю.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи (товара) по договору возникает с момента ее (его) передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей вещи признается вручение ее приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ).
При этом в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя вещи с момента ее передачи применяется, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, продавец и покупатель могут установить отличный от общепринятого момент перехода права собственности на товар (например, на дату оплаты). В этом случае могут иметь место ситуации, когда товар передан покупателю, но остается в собственности продавца (пока не будет оплачен) или, наоборот, хранится на складе продавца, но при этом право собственности на него уже перешло к покупателю.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 41: по дебету/по кредиту |
Согласно пунктам 2, 5, 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" запасы, в том числе товары, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении товара за плату признается сумма фактических затрат организации на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Перечень возможных фактических затрат, связанных с приобретением МПЗ, содержится в п. 6 ПБУ 5/01. К ним, в частности, относятся:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
- вознаграждения посреднической организации, через которую приобретены товары;
- затраты по заготовке и доставке, включая расходы по страхованию;
- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;
- затраты по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов;
- проценты по кредитам, взятым на покупку, если товары еще не оприходованы на баланс;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
То есть затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента передачи товаров в продажу, в конце отчетного периода можно включать в стоимость приобретенных за это время товаров.
Вместе с тем, организация, осуществляющая торговую деятельность, может включать указанные затраты в состав расходов на продажу, а не в первоначальную стоимость товара (п. 13 ПБУ 5/01).
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01). Оприходование товара отражается по фактической себестоимости по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов).
С 20 июня 2016 года в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может оценивать приобретенные товары по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать стоимость товаров, сырья и материалов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01).
При применении такого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство - при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 "Прибыли или убытки" (в дебет счета 90 "Продажи" - при использовании такого счета). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков материально-производственных запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции) (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).
В п. 13 ПБУ 5/01 установлено, что организации, занимающиеся розничной торговлей, вправе производить оценку приобретенных товаров не только по стоимости приобретения, но по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Это право, а не обязанность, поэтому сделанный выбор необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Подробнее об учете торговой оценки см. Учет товаров по продажным ценам с использованием счета 42.
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, информация о торговых наценках (скидках, накидках) на товары отражается на счете 42 "Торговая наценка".
Поступление товаров и тары может отражаться с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без их использования в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.
Подробнее см.Учет материалов с использованием счета 15 (по учетным ценам).
Документооборот
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
См. также письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971.
Правила документального оформления поступления товаров закреплены в п. 2.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5. Движение товара от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной). Оприходование поступивших товаров подтверждается наложением штампа на товаросопроводительные документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров (п. п. 2.1.2, 2.1.3 Методических рекомендаций).
Товарно-транспортную накладную (ТТН) выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Наряду с ТТН применяется форма транспортной накладной (далее - ТН), утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. При доставке товаров иными видами транспорта составляют: при следовании груза по железной дороге - железнодорожную накладную, а водным путем - коносамент.
Товарная накладная применяется для оформления продажи (отпуска) товарно - материальных ценностей сторонней организации. Она составляется продавцом в двух экземплярах. Первый остается в организации, сдающей товарно - материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования этих ценностей. При разработке бланка товарной накладной может быть принята за основу форма N ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
В зависимости от характеристик товаров к накладным могут быть приложены документы, подтверждающие массу (количество) товаров (упаковочный ярлык (за основу можно взять форму N ТОРГ-9), спецификация (может быть разработана на основе формы N ТОРГ-10), расходный отвес (спецификация) (может быть разработан на основе формы N ТОРГ-19) и др.)) или качество товаров (качественное удостоверение, сертификат, справка о результатах лабораторных анализов и др.).
Если количество и качество поступивших товаров совпадают с данными, указанными в товаросопроводительных документах поставщика, комиссия составляет акт о приемке товаров (может быть принята за основу форма N ТОРГ-1). Акт составляют в одном экземпляре в день поступления товаров. Акт подписывают члены комиссии, кладовщик, главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. На основании акта кладовщик должен сделать записи об оприходовании товаров в журнале учета товаров на складе (может быть принята за основу форма N ТОРГ-18).
В случае несоответствия фактического наличия товаров данным сопроводительных документов или отклонений от качества, установленного в договоре, должен составляться акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей. За основу для этих актов могут быть приняты формы N ТОРГ-2 и N ТОРГ-3. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят представители поставщика и покупателя (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика) в 2 экземплярах.
На основании акта составляется претензионное письмо поставщику или транспортной организации (в зависимости от того, по чьей вине образовалась недостача и на кого возложена ответственность за ее последствия согласно договору) с требованием возместить убытки.
При поступлении от поставщиков товаров без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика (может быть принята за основу форма N ТОРГ-4).
При поступлении от поставщиков тары, включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (может быть принята за основу форма N ТОРГ-5).
Обратите внимание, что ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов.
Пример товарно-транспортной накладной 1-Т
Пример товарной накладной ТОРГ-12
Пример акта о приемке товаров ТОРГ-1
Пример журнала учета товаров на складе ТОРГ-18
Примеры заполнения Универсального передаточного документа
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В целях налогообложения прибыли торговые организации имеют право самостоятельно формировать стоимость приобретаемых товаров (ст. 320 НК РФ):
- либо исходя непосредственно из стоимости приобретения (с отнесением всех дополнительных расходов на издержки обращения, за исключением стоимости приобретения товаров по договорной цене). В таком случае расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада организации признаются прямыми (третий абзац ст. 320 НК РФ). При этом сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 ст. 320 НК РФ.
- либо с учетом расходов, связанных с приобретением и реализацией этих товаров. При этом в учетной политике для целей налогообложения необходимо указать, какие расходы включаются в покупную стоимость товаров.
Порядок формирования стоимости приобретенных товаров для целей налогообложения прибыли определяется налогоплательщиком в учетной политике и применяется в течение не менее двух налоговых периодов - двух календарных лет (ст. 320 НК РФ).
НДС
Предъявленные контрагентами суммы НДС (по приобретенному товару, по услугам по доставке и т. п.) организация может принять к вычету после принятия на учет товара, оказания ей услуг при наличии счетов-фактур контрагентов (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Организация по договору поставки приобрела товар. Доставку товара до склада покупателя осуществляет автотранспортная компания. Договорная стоимость приобретенных товаров (200 ед.) - 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.). Стоимость перевозки равна 41 300 руб. (в том числе НДС 6300 руб.). Согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета затраты на доставку включаются в стоимость товаров. Как отразить указанные операции в учете организации-покупателя?
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
200 000 | оприходован товар, поступивший от поставщика | ||
36 000 | отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком | ||
36 000 | предъявленная сумма НДС принята к вычету | ||
35 000 | расходы по доставке товара включены в себестоимость товара | ||
6300 | отражена сумма НДС, предъявленная по транспортным услугам | ||
6300 | предъявленная сумма НДС принята к вычету |
Таким образом, балансовая стоимость товаров составит:
200 000 руб. + 35 000 руб. = 235 000 руб.
Тогда стоимость единицы товара:
235 000 руб. : 200 ед. = 1175 руб.
Возможные риски
Если право собственности на товар перешло к покупателю, но фактически товар не был поставлен (например, находится в пути), в какой момент возникает право на вычет НДС?
Положительная практика
В ряде случае встают на защиту налогоплательщика, аргументируя свое решение отсутствием в налоговом законодательстве нормы о фактическом оприходовании товара на склад.
Акты судебных органов:
(+) Постановление ФАС Уральского округа от 13 сентября 2007 г. N Ф09-6893/07-С2
(+) Постановления ФАС Дальневосточного округа от 25 июля 2007 г. N Ф03-А24/07-2/2145
(+) Постановление ФАС Центрального округа от 4 сентября 2006 г. N А09-3906/05-29
(+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2005 г. N А21-5529/04-С1
Отрицательная практика
В письме Минфина России от 26.09.2008 N 03-07-11/318 выражено мнение, что моментом принятия МПЗ на учет в целях НДС считается фактическая дата оприходования поступивших в организацию запасов на основании соответствующих первичных документов. Следовательно, суммы НДС по МПЗ, фактически не поступившим в организацию и не оприходованным, к вычету не принимаются. Существует постановление ФАС Поволжского округа в поддержку этой позиции.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС):
(-) Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 сентября 2008 г. N 03-07-11/318 О вычете НДС по приобретенным материалам, фактически не поступившим в организацию
Акты судебных органов:
(-) Постановление ФАС Поволжского округа от 1 ноября 2007 г. N А57-14388/06
Учет приобретения товаров за плату
Организация, применяющая общую систему налогообложения, приобретает по договору поставки товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту операцию?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации