Возможен ли учет для целей налогообложения прибыли расходов страховой компании, связанных с уплатой штрафных санкций за нарушение порядка выдачи полисов обязательного медицинского страхования в связи с невыполнением (ненадлежащим) выполнением договора о финансовом обеспечении ОМС, за нецелевое использование целевых средств, за нарушение сроков предоставления данных о застрахованных лицах?
Штраф, уплаченный страховой медицинской организацией территориальному фонду в силу договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, не может быть учтен страховой медицинской организацией для целей налогообложения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
Пунктом 9 формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н, установлено, что при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции. Соответственно в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд обязательного медицинского страхования применяет санкции, перечень и размер которых установлены договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
При этом Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в приложении к письму от 20.04.2012 N 2776/30-2/и "О порядке применения штрафных санкций к страховым медицинским организациям" разъяснил следующее:
- нарушением порядка выдачи полиса обязательного медицинского страхования, предусмотренного статьей 46 Закона N 326-ФЗ, следует считать несоблюдение страховой медицинской организацией порядка действий по выбору (замене) страховой медицинской организации, оформлению и выдачи временных свидетельств, полисов обязательного медицинского страхования, предусмотренных разделом IV Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н;
- случаем нарушения сроков представления данных о застрахованном лице и сведений об их изменении следует считать индивидуальную запись о застрахованном лице, сформированную и направленную страховой медицинской организацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования с нарушением сроков, установленных пунктом 38 указанных выше Правил. В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. Однако при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. Об этом говорится в пункте 2 статьи 270 НК РФ. Пунктом 1 статьи 13 Закона N 326-ФЗ определено, что территориальными фондами признаются некоммерческие организации, созданные субъектами РФ в соответствии с Законом N 326-ФЗ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Таким образом, штраф, уплаченный страховой медицинской организацией территориальному фонду в силу договора о финансовом обеспечении ОМС, не может быть учтен страховой медицинской организацией для целей налогообложения.
Основание: письмо Минфина России от 18.05.2012 N 03-03-06/3/7.
Материалы подготовлены на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. N 16-15/053960@ от 20 июня 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1