Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2011 г. N 33-32753
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Огановой Э.Ю.
и судей Казаковой О.Н., Горновой М.В.,
с участием прокурора Семеновой И.В.,
при секретаре Бабойдо И.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В. дело по кассационной жалобе УСЗН района Проспект Вернадского г. Москвы на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 19 мая 2011 г., которым постановлено:
обязать УСЗН района Проспект Вернадского г. Москвы восстановить Драчу Леониду Павловичу ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью, установленную с 01 января 1998 года в размере ... рублей ... копеек, установила:
Драч Л.П., подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратился в суд с иском к УСЭН района "Проспект Вернадского" г. Москвы об обязании ответчика установить с 01 января 1998 г. ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере ... руб. ... коп., определенную исходя из условного месячного заработка за июль 1987 г. в сумме ... руб., признать необоснованным и незаконным произведенный ответчиком расчет условного месячного заработка, в основу которого взяты 4 разных периода различных календарных месяцев работы на ЧАЭС.
Представитель ответчика иск не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика Трофимову И.В., истца, прокурора, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований закона.
По делу установлено, что истец являлся участником работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, периоды его работ составили с 4.05.1987 г. по 06.05.1987 г., с 14.05.1987 г. по 16.05.1987 г., с 26.05.1987 г. по 28.05.1987 г., с 12.07.1987 г. по 23.07.87 г. (21 календарный день).
В связи с увечьем связанным с аварией на ЧАЭС истцу в 1992 году была установлена 2 группа инвалидности, после чего ему была назначена пенсия в размере фактического ущерба.
С марта 1996 г. в соответствии с ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ истцу было произведено начисление ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с учетом его заработка за 12 месяцев в период его работы в зоне отчуждения с 24.07.1986 г. по 23.07.1987 г., т.е. с 4.05.1987 г. по 06.05.1987 г., с 14.05.1987 г. по 16.05.1987 г., с 26.05.1987 г. по 28.05.1987 г., с 12.07.1987 г. по 23.07.87 г. (21 календарный день).
Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходил из того, что произведенный ответчиком расчет ежемесячный суммы возмещения вреда здоровью не соответствует действовавшему законодательству, поэтому для расчета условного месячного заработка истца должен быть взят только один период работы на ЧАЭС - июль 1987 г. (с 12 по 23 число - 9 рабочих дней), как наиболее выгодный материально для потерпевшего.
Однако, с данным выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 38 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Закона от 18 июня 1992 г. N 3061-1 исчисление среднемесячного заработка для назначения пенсии производится в соответствии с настоящим Законом и Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
По желанию обратившегося за пенсией, среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии может браться за любой период из 12 месяцев работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В случае, если обратившийся за пенсией проработал менее 12 месяцев, среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы заработка за календарные месяцы работы на число этих месяцев. В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, среднемесячный заработок для исчисления пенсии подсчитывается в порядке, установленном частью третьей статьи 103 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", без ограничения заработка, из которого исчисляется пенсия, двумя тарифными ставками (окладами).
Согласно ст. 103 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка.
В соответствии с данными нормами после установления инвалидности истцу и была назначена пенсия.
Право же на получение ежемесячной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, впервые было установлено пунктом 25 части первой статьи 14 ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ, введенной в действие со 2 марта 1996 года.
Согласно данной норме возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что данный "чернобыльский" закон не содержал конкретных норм, которые определяли бы расчет размера ежемесячной суммы в возмещение вреда, а отсылали к нормам законодательства, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, которыми до 6 января 2001 г. являлись Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнениями ими трудовых обязанностей.
Согласно п. 14 указанных Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Согласно ч. 3 п. 15 Правил среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (которое составляет 25,4).
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении N 35 от 14 декабря 2000 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЗС" и изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 7 и от 11 мая 2007 г. N 23 разъяснил, что по выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Исходя из названных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду (п. 10).
В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 г., если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца. Указанное положение базового Закона в его историческом истолковании и нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, допускающими возможность получения ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка для тех инвалидов, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью.
Принимая это во внимание, при разрешении после 15 февраля 2001 г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Поэтому суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.
Исходя из смысла данных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, следует, что применительно к участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставших инвалидами, это означало, что в тех случаях, когда они принимали участие в ликвидации последствий аварии более одного полного календарного месяца, то они имели право на два варианта расчета среднего заработка: 12 месяцев перед прекращением работы, повлекшей заболевание, либо 12 месяцев работы перед установлением инвалидности.
Если участие на ликвидации последствий аварии продолжалось менее одного календарного месяца, то инвалид имел право на третий вариант - из условного месячного заработка.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что истец направлялся в зону отчуждения ЧАЭС четыре раза, но при этом ни разу не отработал полного календарного месяца, имея при этом многолетний трудовой стаж по основанному месту работы.
При таких обстоятельствах непосредственное применение ч. 3 ст. 15 вышеуказанных Правил невозможно, поскольку данная норма предполагает ее применение только к тем участникам ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, период работы которых составил менее одного полного календарного месяца.
При этом ни в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 35 от 14 декабря 2000 г., ни в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П не указано, что в случае, если участие в ликвидации последствий аварии продолжалось многократно в течение тех лет, когда проводились данные работы, но каждый период составлял менее одного полного календарного месяца, то инвалид имел право на исчисление сумм возмещения вреда исходя из условного заработка за любой по его выбору неполный календарный месяц.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком истцу был произведен расчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью исходя из заработка за 12 месяцев в период его работы в зоне отчуждения с 24.07.1986 г. по 23.07.1987 г., т.е. с 4.05.1987 г. по 06.05.1987 г., с 14.05.1987 г. по 16.05.1987 г., с 26.05.1987 г. по 28.05.1987 г., с 12.07.1987 г. по 23.07.87 г. (21 календарный день), а также заработок по основному месту работы за эти же периоды.
Судебная коллегия считает данный расчет правильным, основанным на нормах действовавшего на тот период законодательства, поскольку инвалиды, многократно привлекавшиеся к работам по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, и не проработавшие ни разу ни одного полного календарного месяца, имеют право на расчет среднемесячного заработка по одному из трех вариантов, включая условный месячный заработок, однако период работы для расчета условного заработка не может быть взят произвольно.
Поскольку п. 25 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ в части определения размеров ежемесячной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, содержит отсылку к законодательству РФ для случае возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то расчет условного месячного заработка для граждан, многократно направлявшихся в зону отчуждения ЧАЭС, должен был производиться с учетом требований ст. 14 вышеуказанных Правил возмещения работодателями вреда, т.е. за 12 месяцев перед прекращением работы, повлекшей заболевание либо 12 месяцев перед установлением инвалидности.
Расчет условного месячного заработка исходя из какого-либо одного периода работы в зоне отчуждения ЧАЭС (при многократных командировках), взятого произвольно по выбору инвалида, не основан на каких-либо нормах закона, а потому не может быть положен в основу расчета размера ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью.
Истец просил обязать ответчика исчислить ему ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью исходя из его заработка за дни его работы в зоне ЧАЭС только в июле 1987 года, с чем согласился суд, однако, суд не учел, что истец принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС трижды в мае 1987 года, тем самым период был взят произвольно, что противоречит требованиям законодательства, действовавшего до 2001 года.
Поскольку истец принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС в 1987 г., работу по ликвидации последствий аварии прекратил 23 июля 1987 года, но ни разу не проработал полного календарного месяца, то ответчиком правомерно общая сумма заработка за все дни, проработанные им в зоне ЧАЭС в течение 12 месяцев перед прекращением работы, повлекшей заболевание, была разделена на число этих дней и умножена на 25,4.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, а судом был неправильно истолкован закон, то судебная коллегия считает возможным не передавать дело на новое рассмотрение, а вынести новое решение об отказе истцу в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 360-363 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 19 мая 2011 года отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать Драчу Леониду Павловичу в удовлетворении иска к УСЗН района Проспект Вернадского г. Москвы об обязании установить с 01 января 1998 года ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере ... рублей ... копеек.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2011 г. N 33-32753
Текст определения официально опубликован не был