Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования
20 августа 2008 г., 30 августа 2010 г., 3 июня 2011 г.
См. разъяснения Минобрнауки России по вопросу разночтений в разных изданиях текста Федерального базисного учебного плана, направленные письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2005 г. N 03-1183
Начальное общее и основное общее образование среднее (полное) общее образование
I. Начальное общее и основное общее образование
Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.
О проблемах введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана см. письмо Минобрнауки России от 17 марта 2005 г. N АФ-59/03
В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языками обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов.
Федеральный базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II-IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II-IV классов - 35-45 минут.
Федеральный базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно*.
В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
- федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
- региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10 процентов;
- компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов.
Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.
В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.
При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II-IX классы), "Технологии" (V-IX классы), а также по "Информатике и ИКТ", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки.
Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. N 889 в раздел "Особенности федерального базисного учебного плана" части I настоящего приложения внесены изменения
Особенности федерального базисного учебного плана
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.
- При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", рекомендуется использовать следующим образом:
- в образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 270 часов на ступени начального общего образования и не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык", не менее 202 часов на ступени начального общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литературное чтение";
- в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения не менее 34 часов на ступени начального общего образования и не менее 105 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык", не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литература".
Количество часов, отводимых в образовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература", устанавливается субъектом Российской Федерации и/или самостоятельно образовательным учреждением.
Учебный предмет "Иностранный язык" изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение (со II по IX класс на 6 часов в неделю). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество)" изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
"Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.
Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).
Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".
Учебный предмет "География" сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществознание".
Учебный предмет "Биология" сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел "Человек".
Учебный предмет "Искусство" изучается и в IX классе. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным.
Учебный предмет "Технология" построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.
Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание".
Третий час учебного предмета "Физическая культура" использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
См. Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ, направленные письмом Минобрнауки России от 8 октября 2010 г. N ИК-1494/19
На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" с последующим (во II-IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для образовательных учреждений Российской Федерации
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ *
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
||
2 |
3 |
4 |
||
Русский язык |
102 |
102 |
102 |
306 |
Литературное чтение |
68 |
68 |
68 |
204 |
Родной язык и литература** |
(136) |
(102) |
(102) |
(340) |
Иностранный язык |
68 |
68 |
68 |
204 |
Математика |
136 |
136 |
136 |
408 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
68 |
68 |
68 |
204 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
68 |
68 |
68 |
204 |
Технология (Труд) |
34 |
68 |
68 |
170 |
Физическая культура |
102 |
102 |
102 |
306 |
Итого: |
646 |
680 |
680 |
2006 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
238 |
204 |
204 |
646 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
884 |
884 |
884 |
2652 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
136 |
102 |
102 |
340 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
782 |
782 |
782 |
2346 |
______________________________
* В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года.
** При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 165 | 170 | 170 | 170 | 675 |
Литературное чтение | 132 | 136 | 102 | 102 | 472 |
Иностранный язык | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Математика | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Искусство (Музыка и ИЗО)*(2) | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Технология (Труд)*(3) | 33 | 34 | 68 | 68 | 203 |
Физическая культура | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Итого: | 660 | 748 | 748 | 748 | 2904 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)*(1) |
(0) | 102 | 102 | 102 | 306 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе*(1) |
(660) | 850 | 850 | 850 | 3210 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
660 | 748 | 748 | 748 | 2904 |
------------------------------
*(1) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.
*(2) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно).
*(3) Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".
*(4) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" с последующим (во II-IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.
Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 |
Иностранный язык | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Искусство (Музыка и ИЗО)*(2) | 2 | 2 | 2 | 8 | |
Технология (Труд)*(3) | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
(0)*(1) | 3 | 3 | 3 | 9 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
(20)*(1) | 25 | 25 | 25 | 95 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
------------------------------
*(1) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.
*(2) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).
*(3) Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)"
*(4) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" с последующим (во II-IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минутной продолжительности уроков во II-IV классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.
Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 99 | 136 | 102 | 102 | 439 |
Литературное чтение | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Родной (нерусский) язык и литература*(2) | *(2) | *(2) | *(2) | *(2) | *(2) |
Иностранный язык | 68 | 68 | 68 | 204 | |
Математика | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
33 | 68 | 68 | 68 | 237 |
Искусство (Музыка и ИЗО)*(3) | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Технология (Труд)*(4) | 33 | 34 | 68 | 68 | 203 |
Физическая культура | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
Итого: | 495 | 646 | 646 | 646 | 2433 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)*(1) |
(165) | 204 | 204 | 204 | 777 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе*(1) |
(660) | 850 | 850 | 850 | 3210 |
------------------------------
*(1) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.
*(2) Часы на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
*(3) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно).
*(4) Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".
Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 3 | 4 | 3 | 3 | 13 |
Литературное чтение | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Родной (нерусский) язык и литература*(2) |
*(2) | *(2) | *(2) | *(2) | *(2) |
Иностранный язык | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
1 | 2 | 2 | 7 | 7 |
Искусство (Музыка и ИЗО)*(3) | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Технология (Труд)*(4) | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 15 | 19 | 19 | 19 | 72 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
(5)*(1) | 6 | 6 | 6 | 23 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
(20)*(1) | 25 | 25 | 25 | 95 |
------------------------------
*(1) В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.
*(2) Часы на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
*(3) Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).
*(4) Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минутной продолжительности уроков во II-IV классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.
Приказом Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. N 1994 раздел "Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования. Основное общее образование" части I настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2011 г.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательных учреждений Российской Федерации
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
||||
|
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Русский язык |
105 |
105 |
105 |
105 |
70 |
490 |
Литература |
70 |
70 |
70 |
70 |
105 |
385 |
Родной язык и литература* |
(210) |
(210) |
(175) |
(105) |
(105) |
(805) |
Иностранный язык |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
525 |
Математика |
175 |
175 |
175 |
175 |
175 |
875 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
35 |
70 |
105 |
История |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
350 |
Обществознание (включая экономику и право) |
|
35 |
35 |
35 |
35 |
140 |
География |
|
35 |
70 |
70 |
70 |
245 |
Природоведение |
70 |
|
|
|
|
70 |
Физика |
|
|
70 |
70 |
70 |
210 |
Химия |
|
|
|
70 |
70 |
140 |
Биология |
|
35 |
70 |
70 |
70 |
245 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
70 |
70 |
70 |
35 |
35 |
280 |
Технология |
70 |
70 |
70 |
35 |
|
245 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
35 |
|
35 |
Физическая культура |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
525 |
Итого: |
840 |
875 |
1015 |
1085 |
1050 |
4865 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
280 |
280 |
210 |
175 |
210 |
1155 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
1120 |
1155 |
1225 |
1260 |
1260 |
6020 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
175 |
175 |
105 |
70 |
105 |
630 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
1015 |
1050 |
1120 |
1155 |
1155 |
5495 |
______________________________
<1> При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения
Основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 210 | 210 | 140 | 105 | 70 | 735 |
Литература | 70 | 70 | 70 | 70 | 105 | 385 |
Иностранный язык | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 525 |
Математика | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 875 |
Информатика и ИКТ | 35 | 70 | 105 | |||
История | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Обществознание (включая экономику и право) |
35 | 35 | 35 | 35 | 140 | |
География | 35 | 70 | 70 | 70 | 245 | |
Природоведение*(1) | 70 | 70 | ||||
Физика | 70 | 70 | 70 | 210 | ||
Химия | 70 | 70 | 140 | |||
Биология | 35 | 70 | 70 | 70 | 245 | |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 70 | 70 | 70 | 35 | 35 | 280 |
Технология*(2) | 70 | 70 | 70 | 35 | 245 | |
Основы безопасности жизнедеятельности |
35 | 35 | ||||
Физическая культура | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Итого: | 910 | 945 | 1015 | 1050 | 1015 | 4935 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
175 | 175 | 175 | 175 | 210 | 910 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
1085 | 1120 | 1190 | 1225 | 1225 | 5845 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
70 | 70 | 70 | 70 | 105 | 388 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
980 | 1015 | 1085 | 1120 | 1120 | 5320 |
------------------------------
*(1) Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (35 часов) и "Биология" (35 часов).
*(2) Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
*(3) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе - 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
*(4) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература".
Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения
Основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 6 | 6 | 4 | 3 | 2 | 21 |
Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Информатика и ИКТ | 1 | 2 | 3 | |||
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Обществознание (включая экономику и право) |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
География | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |
Природоведение*(1) | 2 | 2 | ||||
Физика | 2 | 2 | 2 | 6 | ||
Химия | 2 | 2 | 4 | |||
Биология | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 |
Технология*(2) | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 | 1 | ||||
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Итого: | 26 | 27 | 29 | 30 | 29 | 141 |
Региональный (национально- региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 26 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 167 |
Региональный (национально- региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
28 | 29 | 31 | 32 | 32 | 152 |
------------------------------
*(1) Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
*(2) Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
*(3) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
*(4) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература".
Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения
Основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 140 | 140 | 140 | 105 | 105 | 630 |
Литература | 140 | 140 | 105 | 105 | 105 | 595 |
Родной (нерусский) язык и литература*(1) |
*(1) | *(1) | *(1) | *(1) | *(1) | *(1) |
Иностранный язык | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 525 |
Математика | 175 | 175 | 175 | 175 | 175 | 875 |
Информатика и ИКТ | 35 | 70 | 105 | |||
История | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Обществознание (включая экономику и право) |
35 | 35 | 35 | 35 | 140 | |
География | 35 | 70 | 70 | 70 | 245 | |
Природоведение*(2) | 70 | 70 | ||||
Физика | 70 | 70 | 70 | 210 | ||
Химия | 70 | 70 | 140 | |||
Биология | 35 | 70 | 70 | 70 | 245 | |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 70 | 70 | 70 | 35 | 35 | 280 |
Технология*(3) | 70 | 70 | 70 | 35 | 245 | |
Основы безопасности жизнедеятельности |
35 | 35 | ||||
Физическая культура | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 |
Итого: | 910 | 945 | 1050 | 1085 | 1050 | 5040 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
175 | 175 | 140 | 140 | 175 | 805 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
1085 | 1120 | 1190 | 1225 | 1225 | 5845 |
------------------------------
*(1) Часы на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
*(2) Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (35 часов) и "Биология" (35 часов).
*(3) Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
*(4) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе - 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения
Основное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | ||
Русский язык | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 18 |
Литература | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 |
Родной (нерусский) язык и литература*(1) |
*(1) | *(1) | *(1) | *(1) | *(1) | *(1) |
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Информатика и ИКТ | 1 | 2 | 3 | |||
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Обществознание (включая экономику и право) |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
География | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |
Природоведение*(2) | 2 | 2 | ||||
Физика | 2 | 2 | 2 | 6 | ||
Химия | 2 | 2 | 4 | |||
Биология | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |
Искусство (Музыка и ИЗО) | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 |
Технология*(3) | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 | 1 | ||||
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
Итого: | 26 | 27 | 30 | 31 | 30 | 144 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 23 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) |
31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 167 |
------------------------------
*(1) Часы на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.
*(2) Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
*(3) Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
*(4) Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. N 241 в часть II настоящего приложения внесены изменения
II. Среднее (полное) общее образование
Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является "системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования"**.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению позволяет:
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.
Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание".
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественно-научном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История" и "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Региональный (национально-региональный) компонент для X-XI классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Изменения в составе учебных предметов
1. С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет "Русский язык" в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.
2. Усилено внимание к изучению иностранных языков - введен в качестве обязательного учебный предмет "Иностранный язык" в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи "обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне"**.
3. В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет "Естествознание". Это позволяет:
- дать широкие возможности формирования целостной естественно-научной картины мира;
- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;
- значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);
- снять малоэффективные "одночасовые" предметы, на которые фактически распадется учебный предмет "Естествознание" в условиях, когда на их совокупность ("Физика", "Химия", "Биология") в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.
При введении этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:
а) Федеральный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование, и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.
б) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения "Естествознания". Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета "Естествознание" или самостоятельных учебных предметов ("Физика", "Химия", "Биология") на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.
в) Предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.
Учебный предмет "Естествознание" может не изучаться в случаях если:
- три учебных предмета естественно-научного цикла ("Физика", "Химия" и "Биология") изучаются на базовом уровне;
- один учебный предмет естественно-научного цикла изучается на профильном, два - на базовом уровне;
- два учебных предмета естественно-научного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне;
- все три учебных предмета естественно-научного цикла изучаются на профильном уровне.
4. Интегрированный учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществознание", "Экономика" и "Право" могут изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Для составления учебного плана образовательного учреждения, класса, группы, обучающегося при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана, следует:
- Включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента).
- Включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле.
- В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).
В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.
Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.
- Включить в учебный план региональный (национально-региональный) компонент (в объеме 140 часов за два учебных года).
- Составление учебного плана завершить формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).
Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.
Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.
Представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.
При проведении занятий по "Иностранному языку", "Технологии", "Физической культуре", а также по "Информатике и ИКТ", "Естествознанию", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Приказом Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. N 1994 раздел "Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования" части II настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2011 г.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для среднего (полного) общего образования
|
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
||||
|
|
|
||||
|
|
Обязательные учебные предметы на базовом уровне |
||||
| ||||||
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ |
|
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения* |
|||
Базовый уровень |
|
|||||
Русский язык |
70 (1/1) |
|||||
Литература |
210 (3/3) |
|||||
Иностранный язык |
210 (3/3) |
|||||
Математика |
280 (4/4) |
|||||
История |
140 (2/2) |
|||||
Обществознание (включая экономику и право) |
140 (2/2) |
|||||
Естествознание |
210 (3/3) |
|||||
Физическая культура |
210 (3/3) |
|||||
ОБЖ |
70 (1/1) |
|||||
| ||||||
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ |
|
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях |
||||
| ||||||
Учебные предметы |
Количество часов за два года обучения* |
|||||
Базовый уровень |
Профильный уровень |
|||||
1 |
2 |
3 |
||||
Русский язык |
- |
210 (3/3) |
||||
Литература |
- |
350 (5/5) |
||||
Иностранный язык |
- |
420 (6/6) |
||||
Математика |
- |
420 (6/6) |
||||
История |
- |
280 (4/4) |
||||
Физическая культура |
- |
280 (4/4) |
||||
Обществознание** |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
||||
Экономика |
35 (0,5/0,5) |
140 (2/2) |
||||
Право |
35 (0,5/0,5) |
140 (2/2) |
||||
География |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
||||
Физика |
140 (2/2) |
350 (5/5) |
||||
Химия |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
||||
Биология |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
||||
Информатика и ИКТ |
70 (1/1) |
280 (4/4) |
||||
Искусство (МХК) |
70 (1/1) |
210 (3/3) |
||||
Технология |
70 (1/1) |
280 (4/4) |
||||
ОБЖ |
- |
140 (2/2) |
||||
ВСЕГО: |
не более 2170 (не более 31/ не более 31) |
|||||
РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ
| ||||||
ВСЕГО: |
140 (2/2) |
|||||
КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
| ||||||
ВСЕГО: |
не менее 280 (не менее 4/не менее 4) |
|||||
| ||||||
ИТОГО: |
2590 (37/37) |
|
||||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
2590 (37/37) |
|||||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
2380 (34/34) |
______________________________
* В скобках расчетный (ненормативный) объем учебных часов в неделю: (9 класс/10 класс).
** В этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".
Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей
Физико-математический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание | 6 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Математика | 12 |
Информатика и ИКТ | 8 |
Физика | 10 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
8 |
Физико-химический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Биология | 2 |
География | 2 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Математика | 12 |
Физика | 10 |
Химия | 6 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
12 |
Химико-биологический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
География | 2 |
Физика | 4 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Математика | 12 |
Химия | 6 |
Биология | 6 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
12 |
Биолого-географический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Физика | 4 |
Химия | 2 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Математика | 12 |
География | 6 |
Биология | 6 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
12 |
Социально-экономический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
Информатика и ИКТ | 2 |
История | 4 |
Естествознание | 6 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Математика | 12 |
Обществознание | 6 |
Экономика | 6 |
Право | 2 |
География | 6 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
Социально-гуманитарный профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Иностранный язык | 6 |
Математика | 8 |
Экономика | 1 |
Естествознание | 6 |
Мировая художественная культура | 2 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Русский язык | 6 |
Литература | 10 |
История | 8 |
Обществознание | 6 |
Право | 4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
7 |
Филологический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Математика | 8 |
История | 6 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание | 6 |
Мировая художественная культура | 2 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Русский язык | 6 |
Литература | 10 |
Иностранный язык | 12 |
Второй иностранный язык | 4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
6 |
Информационно-технологический профиль (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля)
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание | 6 |
Физика | 4 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Математика | 12 |
Информатика и ИКТ | 8 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
Агротехнологический профиль (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля)
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
Математика | 8 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Физика | 4 |
Химия | 2 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Биология | 6 |
Основы агрономии* | 4 |
Основы животноводства* | 4 |
Сельскохозяйственная техника* | 4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
------------------------------
* Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
Индустриально-технологический профиль направление - электротехника/радиоэлектроника (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля)
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
Математика | 8 |
Информатика и ИКТ | 2 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание | 6 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Физика | 10 |
Технология (включая электротехнику и радиоэлектронику)* |
8 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
8 |
------------------------------
* Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
Художественно-эстетический профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
Математика | 8 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание | 6 |
Физическая культура | 4 |
Профильные учебные предметы | |
Мировая художественная культура | 6 |
Профильные учебные предметы искусства* |
12 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
10 |
------------------------------
* Профильные учебные предметы выбираются образовательным учреждением в зависимости от направления подготовки.
Оборонно-спортивный профиль
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
Математика | 8 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
Естествознание | 6 |
Профильные учебные предметы | |
Физическая культура | 8 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
20 |
------------------------------
* Профильные учебные предметы на основе элементов учебных программ военного образования.
Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильное обучение)
Учебные предметы | Число недельных учебных часов за два года обучения |
I. Федеральный компонент | |
Базовые учебные предметы | |
Русский язык | 2 |
Литература | 6 |
Иностранный язык | 6 |
Математика | 8 |
Информатика и ИКТ | 2 |
История | 4 |
Обществознание (включая экономику и право) |
4 |
География | 2 |
Физика | 4 |
Химия | 2 |
Биология | 2 |
Мировая художественная культура | 2 |
Технология | 2 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
Физическая культура | 4 |
II. Региональный (национально-региональный) компонент | |
По усмотрению субъекта Российской Федерации |
4 |
III. Компонент образовательного учреждения | |
Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
17* |
------------------------------
* При организации универсального обучения образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих), может использовать время, отведенное на элективные учебные предметы, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента федерального базисного учебного плана.
Разграничение инвариантной и вариативной (по усмотрению региона и школы) составляющих в федеральном базисном учебном плане
Вариативная составляющая БУП (региональный + школьный компоненты) |
Начальная школа | Основная школа | Старшая школа | В целом | ||||
Часов | % | Часов | % | Часов | % | Часов | % | |
5-дневная учебная неделя |
472 из 2904 | 16,3% | 630 из 5320 | 11,8% | 1120 из 2520 | 44,4% | 2222 из 10744 | 20,7% |
6-дневная учебная неделя |
778 из 3210 | 24,3% | 1155 из 5845 | 19,8% | 3053 из 11575 | 26,4% |
------------------------------
* Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252).
** Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.