Указание ЦБР от 7 июля 1999 г. N 603-У
"О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях"
I. Общие положения
1. Настоящее Указание разработано в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях защиты интересов инвесторов, кредитных организаций и их клиентов, усиления контроля за соблюдением сотрудниками кредитных организаций требований законодательства о финансовых рынках, стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках в кредитных организациях.
2. Настоящее Указание определяет общий для всех кредитных организаций - участников финансовых рынков (далее по тексту Указания - кредитные организации) порядок организации и направления деятельности внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках.
Объектом регулирования настоящего Указания в части установления прав и обязанностей сотрудников кредитных организаций являются действия кредитных организаций по установлению во внутренних документах указанных прав и обязанностей сотрудников и контроль за их соблюдением со стороны кредитных организаций.
3. Для целей настоящего Указания определяются и применяются следующие специальные термины и понятия:
Законодательство о финансовых рынках - федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие финансовые рынки.
Комплаенс-контроль - внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации, осуществляемый в соответствии с настоящим Указанием. Комплаенс-контроль является частью системы внутреннего контроля кредитной организации.
Комплаенс-контролер - штатный сотрудник кредитной организации, в исключительную компетенцию которого входит организация комплаенс-контроля, назначенный на должность комплаенс-контролера в порядке, установленном настоящим Указанием.
Лицо, заинтересованное в совершении кредитной организацией операции (сделки) на финансовых рынках - сотрудник кредитной организации, - в случае, если он или (и) его родственники (супруга (супруг), родители, дети, братья, сестры):
- являются стороной такой операции (сделки) или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с кредитной организацией;
- владеют самостоятельно или в группе лиц двадцатью и более процентами голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной операции (сделки) или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с кредитной организацией;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с кредитной организацией;
- в иных случаях, определенных уставом кредитной организации.
Служебная информация - любая информация, имеющаяся в распоряжении кредитной организации, не являющаяся общедоступной и содержащая сведения об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, об операциях (сделках) кредитной организации и ее клиентов на финансовых рынках, которая ставит сотрудников кредитной организации, обладающих такой информацией в силу своего служебного положения или трудовых обязанностей, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами финансового рынка.
Стандарты профессиональной деятельности - правила осуществления деятельности и стандарты проведения операций (сделок) на финансовых рынках, установленные саморегулируемыми организациями и организациями профессиональных участников финансовых рынков, членом которых является данная кредитная организация.
Финансовые рынки - рынки ценных бумаг и рынки срочных сделок.
Финансовый инструмент - ценные бумаги и срочные контракты, базовым активом которых являются ценные бумаги.
II. Направления комплаенс-контроля
В целях защиты интересов инвесторов, кредитных организаций и их клиентов в кредитных организациях осуществляется комплаенс-контроль в сфере оперативной деятельности на финансовых рынках, а также информационно-технического обеспечения указанной деятельности кредитных организаций. Настоящим разделом устанавливаются общие направления комплаенс-контроля в кредитных организациях.
3. Управление информационными потоками
3.1. Настоящим Разделом устанавливаются общие правила передачи и использования служебной информации служащими кредитной организации при осуществлении ими операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках с целью предотвращения конфликтов интересов, которые могут возникнуть при этом.
3.2. Сотрудники подразделений кредитной организации, задействованные в осуществлении операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для заключения сделок третьими лицами.
За нарушение данного требования сотрудники кредитной организации, а также сама кредитная организация несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Конфликт интересов при проведении кредитной организацией операций (сделок) на финансовых рынках может возникнуть между кредитной организацией, ее сотрудниками, клиентами и другими лицами.
При разрешении конфликта интересов кредитная организация должна соблюдать приоритет интересов клиентов кредитной организации над своими собственными интересами и интересами своих сотрудников.
3.4. Каждый сотрудник кредитной организации при осуществлении операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках обязан:
- ставить интересы клиентов кредитной организации и самой кредитной организации выше собственных и избегать заключения любых сделок, которые могут отрицательно повлиять на интересы клиентов или самой кредитной организации;
- доводить до сведения своего непосредственного руководителя и комплаенс-контролера информацию:
- о юридических лицах, в которых он и (или) его родственники (супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры) владеют самостоятельно или в группе лиц 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);
- о юридических лицах, в органах управления которых он и (или) его родственники (супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры) занимают должности;
- об известных ему совершаемых или предполагаемых операциях (сделках), в совершении которых он может быть признан заинтересованным лицом;
- о сделках (операциях) на финансовых рынках, совершаемых сотрудником кредитной организации в своих интересах и за свой счет.
Руководители соответствующих подразделений кредитной организации совместно с комплаенс-контролером обеспечивают контроль за соблюдением сотрудниками указанных требований.
3.5. Кредитная организация с целью предотвращения конфликта интересов обязана обеспечить защиту от несанкционированного распространения между своими внутренними подразделениями служебной информации. С этой целью руководителем кредитной организации по представлению комплаенс-контролера устанавливаются правила ограничения передачи служебной информации между подразделениями кредитной организации. Рекомендуются следующие меры по реализации требования ограничения передачи служебной информации между подразделениями кредитной организации:
- письменное обязательство сотрудников кредитной организации о неразглашении конфиденциальной информации;
- организационно-техническое разделение соответствующих подразделений (в частности, закрытие доступа в компьютерные сети смежным подразделениям);
- создание системы ограничения доступа к информации различного уровня для каждого сотрудника кредитной организации;
- обособленное подчинение функциональных подразделений кредитной организации (подразделений, выполняющих операции (сделки) на финансовых рынках, проводящих оформление и учет указанных операций (сделок).
Руководители соответствующих подразделений кредитной организации совместно с комплаенс-контролером обеспечивают контроль за соблюдением правил ограничения передачи служебной информации между подразделениями кредитной организации всеми сотрудниками кредитной организации, задействованными в операциях (сделках) на финансовых рынках.
Передача служебной информации между подразделениями кредитной организации допускается при наличии необходимости и в порядке, установленном внутренними документами кредитной организации, с разрешения руководителя подразделения и комплаенс-контролера кредитной организации.
Факты привлечения сотрудников одного подразделения кредитной организации для временной работы в другом подразделении фиксируются документально с указанием:
- фамилии, имени и отчества привлекаемого сотрудника;
- продолжительности его пребывания в указанном подразделении;
- оснований для пребывания;
- перечня установленных для него ограничений.
Привлекаемые сотрудники обязаны соблюдать конфиденциальность полученной информации.
3.6. Кредитная организация обязана соблюдать требования действующего законодательства, предъявляемые к рекламодателям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В целях организации контроля за соблюдением данного требования все рекламные объявления и публикации кредитной организации, касающиеся деятельности на финансовых рынках, подлежат согласованию с комплаенс-контролером кредитной организации.
4. Предотвращение манипулирования ценами на рынке ценных бумаг
4.1. Манипулированием ценами на рынке ценных бумаг для целей настоящего Указания признаются действия любого участника рынка ценных бумаг (группы участников), направленные на изменение курсовой цены финансового инструмента, что может привести к дестабилизации рынка ценных бумаг, в частности:
- одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг на организованном рынке по ценам, явно отличным от рыночных, с целью изменения рыночных цен в свою пользу или с целью извлечения другой выгоды;
- сговор двух или нескольких участников торгов или их сотрудников о покупке/продаже на организованном рынке ценных бумаг по ценам, явно отличным от рыночных;
- совершение купли/продажи крупных пакетов ценных бумаг на организованном рынке без предварительного согласования с агентом по данному инструменту плана совершения операции (сделки), предотвращающего возможную дестабилизацию рынка, и получения соответствующего разрешения;
- другие случаи целенаправленного воздействия на курсовую стоимость фондового инструмента с целью изменения рыночных цен в свою пользу или с целью извлечения другой выгоды.
4.2. Кредитная организация не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.
4.3. За нарушение указанных требований кредитная организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Руководители соответствующих подразделений кредитной организации совместно с комплаенс-контролером обеспечивают контроль за соблюдением сотрудниками установленных кредитной организацией требований, направленных на ограничение возможности манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.
5. Взаимоотношения с клиентами
5.1. При осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках кредитная организация обязана строить отношения с клиентами на принципах добросовестности, честности, полноты раскрытия необходимой информации, выполнения поручений клиента исключительно в его интересах.
Для реализации данного требования сотрудники кредитной организации при осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках обязаны:
- вести операции (сделки) в интересах своих клиентов с требуемым профессионализмом, тщательностью и добросовестностью и обеспечить выполнение поручений клиента наилучшим образом;
- при разрешении конфликта интересов соблюдать приоритет интересов клиента над интересами кредитной организации и своими собственными интересами;
- доводить до сведения клиента требуемую информацию в пределах, установленных законодательством о финансовых рынках и договором с клиентом;
- совершать от имени клиента операции (сделки) на финансовых рынках строго в рамках полномочий, предусмотренных в договоре.
5.2. С целью выполнения поручений клиентов наилучшим образом кредитная организация осуществляет:
- выполнение поручений клиентов в возможно короткие сроки и по наилучшей возможной цене;
- взимание согласованной с клиентом комиссии, размер и условия выплаты которой должны быть для клиента полностью раскрыты;
- исполнение сделок, по которым не выплачивается комиссия, и поручений клиентов за счет кредитной организации на условиях не хуже, чем среднерыночные;
- раскрытие клиенту содержания предстоящих операций (сделок), преследуемых при этом целях, а также информации о возможных изменениях условий совершения сделки (операции) в связи с изменением конъюнктуры финансовых рынков.
Сотрудники подразделений кредитной организации, задействованные в проведении, оформлении и учете операций (сделок) на финансовых рынках, должны вести учет по каждой сделке (операции) в объеме, достаточном для подтверждения клиенту выполнения сделки (операции) наилучшим возможным образом.
В случае наличия у кредитной организации или ее сотрудника, проводящего операции (сделки) для клиента, интереса, препятствующего осуществлению поручения на наиболее выгодных для клиента условиях, кредитная организация обязана уведомить клиента о конфликте интересов.
В случае возникновения при выполнении операций (сделок) для клиента конфликта интересов между кредитной организацией и ее клиентом по поводу условий сделки (операции), не урегулированных в договоре, кредитная организация должна считать интересы клиента приоритетными.
5.3. Сотрудники кредитной организации при осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках для клиентов кредитной организации до начала совершения сделки (операции) обязаны проинформировать клиента об условиях намечаемой сделки (операции), а также об известных им возможностях возникновения любого связанного с ней риска.
Рекомендации сотрудников кредитной организации клиенту по вопросам, касающимся операций (сделок) на финансовом рынке, должны быть основаны на адекватном анализе имеющейся информации по данному рынку. Однако сотрудники кредитной организации не обязаны предоставлять дополнительную информацию и консультировать клиентов по вопросам, выходящим за рамки договора с клиентом.
Сотрудникам кредитной организации запрещается давать клиентам рекомендации по операциям (сделкам) на финансовых рынках с целью создания благоприятных условий для осуществления операций (сделок) в интересах кредитной организации либо в своих собственных интересах, если они не согласуются с интересами клиентов кредитной организации либо противоречат требованиям законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках.
5.4. При проведении операций (сделок) на финансовых рынках сотрудники кредитной организации должны соблюдать приоритет интересов клиентов кредитной организации. Сделки (операции), осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями (сделками) самого брокера при совмещении кредитной организацией деятельности брокера и дилера.
Сотрудникам, располагающим информацией о содержании поручений клиентов, запрещается проводить операции (сделки) в интересах кредитной организации или в своих собственных интересах с опережением выполнения поручений клиентов кредитной организации, за исключением случаев, когда данная операция (сделка) необходима в целях выполнения поручения клиента, не противоречит обязательствам кредитной организации по выполнению поручения клиента на наилучших условиях, законодательству о финансовых рынках и стандартам профессиональной деятельности на финансовых рынках.
Кредитная организация должна обеспечить равноправный подход к поручениям клиентов.
5.5. Кредитная организация должна своевременно и в полном объеме в соответствии с договором по итогам проведения операций (сделок) на финансовых рынках или по истечении времени действия поручения сообщать клиенту о факте заключения сделки, ее параметрах и условиях совершения либо о причинах невыполнения поручения клиента.
5.6. Кредитная организация обязана хранить у себя договоры обо всех заключенных ею сделках (операциях) на финансовых рынках в течение пяти лет с момента исполнения обязательств по договорам и по первому требованию предъявлять их комплаенс-контролеру кредитной организации для осуществления им своих функций.
6. Предотвращение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, см. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
6.1. При проведении операций (сделок) на финансовых рынках кредитной организацией должны предприниматься меры по предотвращению легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.
О разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма см. Указание ЦБР от 28 ноября 2001 г. N 137-Т
6.2. Нарушением требования о предотвращении легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем, со стороны сотрудников кредитной организации, проводящих операции (сделки) кредитной организации на финансовом рынке, являются:
- неполная или заведомо ложная идентификация партнеров, клиентов и иных участников операции (сделки) до ее осуществления;
- осуществление или содействие осуществлению операции (сделки) в случаях, когда сотрудник знает, подозревает или имеет основания подозревать, что денежные средства или иное имущество, вовлеченные в операцию (сделку), были получены незаконным путем;
- уклонение, прямое или косвенное противодействие изучению комплаенс-контролером (службой внутреннего контроля) деталей операций (сделок), которые могут быть направлены на легализацию денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем;
- сокрытие или перевод незаконно полученных средств;
- приобретение, владение или использование незаконно полученных денежных средств или иного имущества;
- нераскрытие сведений о возможной легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.
6.3. Сотрудники кредитной организации при осуществлении операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках обязаны информировать комплаенс-контролера об отклонениях от стандартной практики проведения операций (сделок), в частности:
- отсутствии экономического обоснования или видимого смысла сделки (операции);
- нестандартных или необычно сложных инструкциях по расчетам и инвестициям по операциям (сделкам), отличающимся от обычной практики, используемой конкретным клиентом, или обычной рыночной практики;
- безосновательной поспешности в проведении операции (сделки);
- предложении необычно высокой комиссии по операции (сделке) и/или требовании провести ее по ценам, явно отличным от рыночных;
- заметном увеличении объемов или частоты операций (сделок) клиента - как суммарных, так и по отдельным сделкам (операциям);
- регулярном дефиците или регулярном притоке денежных средств при расчетах по операциям (сделкам) на срочных рынках;
- внесении в ранее согласованный вариант проведения операции (сделки) непосредственно перед ее началом значительных изменений, особенно касающихся направления денежных средств или иного имущества, вовлеченных в операцию (сделку);
- иных отклонениях от обычной практики, используемой конкретным клиентом, или обычной рыночной практики.
6.4. Сотрудники кредитной организации при осуществлении операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках с целью противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем, обязаны обращать особое внимание и своевременно информировать комплаенс-контролера о следующих операциях (сделках):
- купля/продажа ценных бумаг, а также иные сделки на финансовых рынках с оплатой в наличной форме при значительных ценовых параметрах сделки;
- одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам, в том числе сделкам, связанным с манипулированием ценами на рынке ценных бумаг;
- осуществление операций (сделок), при которых один и тот же финансовый инструмент (например, пакет ценных бумаг) многократно продается и затем выкупается в сделках с одной и той же стороной;
- проведение операций (сделок) с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях;
- помещение ценных бумаг на хранение при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи этих операций (сделок) с деятельностью клиента, его доходами и имущественным положением;
- иные отклонения от обычной практики, используемой конкретным клиентом, или обычной рыночной практики при осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках.
6.5. Приведенный в пунктах 6.3-6.4 перечень операций (сделок) и аспектов деятельности клиента, требующих повышенного внимания со стороны сотрудников, осуществляющих операции (сделки) кредитной организации на финансовых рынках, является рекомендательным.
6.6. Кредитной организации при наличии признаков состава преступления в действиях клиента рекомендуется обращаться в правоохранительные органы Российской Федерации.
6.7. Руководителем кредитной организации по представлению комплаенс-контролера должны быть утверждены внутренние правила по противодействию легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем, в том числе порядок направления сообщений об отклонениях от стандартной практики проведения операций (сделок). При разработке внутренних правил по противодействию легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем, кредитным организациям рекомендуется руководствоваться методическими рекомендациями Банка России по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации от 3 июля 1997 года N 479.
См. также Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы) в редакции 2002 г., направленные Указанием оперативного характера ЦБР от 8 апреля 2003 г. N 53-Т
Сотрудники кредитной организации направляют сообщения об отклонениях от стандартной практики проведения операций (сделок) комплаенс-контролеру с указанием фамилии, имени и отчества сотрудника, занимаемой должности и подразделения, в котором он работает, реквизитов клиента, фактов, вызывающих подозрение, даты составления и подписи составителя. Комплаенс-контролер осуществляет дальнейшую проверку поступивших сведений.
6.8. Комплаенс-контролер кредитной организации совместно с руководителями соответствующих подразделений кредитной организации обеспечивает контроль за соблюдением сотрудниками правил по противодействию легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.
III. Организация комплаенс-контроля
7. Порядок организации комплаенс-контроля
7.1. Кредитная организация осуществляет комплаенс-контроль с учетом общих направлений комплаенс-контроля, установленных в Разделе II настоящего Указания.
7.2. Кредитная организация обязана иметь штатного сотрудника - комплаенс-контролера, в исключительную компетенцию которого входят организация и осуществление комплаенс-контроля. Комплаенс-контролер должен удовлетворять квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям исполнительных органов кредитной организации Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", и иметь аттестат комплаенс-контролера.
7.3. Комплаенс-контролер, соответствующий требованиям пункта 7.2 настоящего Указания, назначается уполномоченным органом кредитной организации в порядке, установленном действующим законодательством и учредительными документами кредитной организации для назначения на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации, и должен являться заместителем руководителя кредитной организации. Кандидат на должность комплаенс-контролера кредитной организации согласовывается с Банком России в порядке, установленном Инструкцией ЦБ РФ "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" от 23.07.98 г. N 75-И для согласования кандидатур на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации.
Согласно письму ЦБР от 3 июля 2003 г. N 101-Т к кредитным организациям не применяются меры воздействия за несоблюдение требования о том, что комплаенс-контролер должен являться заместителем руководителя кредитной организации
Комплаенс-контролер может совмещать деятельность по организации и осуществлению комплаенс-контроля с руководством иными подразделениями кредитной организации, функционирование которых не связано с деятельностью на финансовых рынках, при условии, что он не имеет права подписывать от имени кредитной организации документы, связанные с возникновением прав и обязанностей кредитной организации, их осуществлением и исполнением.
7.4. Для достижения целей комплаенс-контроля в кредитной организации может формироваться структурное подразделение под руководством комплаенс-контролера. При этом численность указанного подразделения определяется руководителем кредитной организации; она должна быть достаточной для эффективного выполнения функций комплаенс-контролера.
В случае формирования структурного подразделения для осуществления комплаенс-контроля сведения о порядке его образования и полномочиях должны быть отражены в уставе кредитной организации. Указанное подразделение действует на основании устава кредитной организации и положения о данном структурном подразделении, утверждаемого высшим органом управления или иным уполномоченным органом управления кредитной организации. Сотрудники указанного подразделения не могут выполнять другую работу, не связанную с осуществлением комплаенс-контроля.
8. Функции комплаенс-контролера
8.1. Для достижения целей комплаенс-контроля комплаенс-контролер выполняет следующие функции.
8.1.1. Осуществляет контроль за соответствием деятельности кредитной организации, а также действий ее сотрудников на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках и стандартам профессиональной деятельности на финансовых рынках.
8.1.2. Осуществляет контроль за соблюдением сотрудниками кредитной организации правил осуществления деятельности на финансовых рынках и стандартов проведения операций (сделок) на финансовых рынках, установленных внутренними документами кредитной организации, решений органов управления кредитной организации по вопросам деятельности кредитной организации на финансовых рынках.
8.1.3. Самостоятельно и/или совместно с другими органами и должностными лицами кредитной организации расследует факты нарушения сотрудниками кредитной организации законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках, внутренних документов кредитной организации, регулирующих деятельность кредитной организации на финансовых рынках.
8.1.4. Самостоятельно и/или совместно с другими органами и должностными лицами кредитной организации рассматривает претензии клиентов и контрагентов по сделкам (операциям) к кредитной организации либо действиям отдельных ее сотрудников при выполнении ими служебных обязанностей по вопросам деятельности кредитной организации на финансовых рынках.
8.1.5. Самостоятельно и/или совместно с другими органами и должностными лицами кредитной организации разрабатывает для руководства кредитной организации рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков в работе отдельных сотрудников и подразделений кредитной организации, деятельность которых связана с операциями (сделками) на финансовых рынках, а также рекомендации по оптимизации работы указанных подразделений.
8.1.6. Контролирует организацию работы в кредитной организации по ознакомлению всех сотрудников кредитной организации с требованиями внутренних документов кредитной организации, регулирующих деятельность кредитной организации на финансовых рынках, исходя из перечня служебных обязанностей сотрудников.
8.1.7. Оказывает содействие инспекторам Банка России при проведении ими комплексных и тематических проверок деятельности кредитной организации.
8.1.8. Предоставляет консультации по запросам сотрудников кредитной организации относительно соответствия конкретной операции (сделки) или ее части требованиям действующего законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках.
8.1.9. Информирует руководителя исполнительного органа кредитной организации:
- о выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках, внутренних документов кредитной организации, регулирующих деятельность кредитной организации на финансовых рынках;
- о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений кредитной организации, по устранению допущенных нарушений и их результатах либо о непринятии таких мер.
8.1.10. Не реже одного раза в год представляет отчет о состоянии комплаенс-контроля высшему органу управления кредитной организации или иному уполномоченному органу управления кредитной организации. Порядок текущей отчетности комплаенс-контролера определяется внутренними документами кредитной организации.
8.2. В случае формирования структурного подразделения для осуществления комплаенс-контроля выполнение функций комплаенс-контролера, указанных в пунктах 8.1.1-8.1.7 настоящего Указания, может быть возложено на сотрудников данного структурного подразделения.
9. Обязанности комплаенс-контролера
9.1. При осуществлении своих функций комплаенс-контролер обязан:
9.1.1. Обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению.
9.1.2. Обеспечивать наличие документов (либо информации о месте их нахождения), позволяющих следить за ходом контрольной работы и проводимых проверок, а также удостовериться в правильности их результатов.
9.1.3. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов.
9.1.4. Соблюдать конфиденциальность полученной информации.
9.1.5. Представлять заключения по итогам проверок руководству кредитной организации и соответствующих подразделений кредитной организации для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности отдельных сотрудников кредитной организации.
9.2. В случае формирования структурного подразделения для осуществления комплаенс-контроля сотрудники указанного структурного подразделения обязаны соблюдать требования пункта 9.1 настоящего Указания.
10. Права комплаенс-контролера
10.1. Для выполнения своих функций в порядке, установленном внутренними документами кредитной организации, комплаенс-контролер имеет право:
10.1.1. Получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников проверяемого подразделения необходимые для проведения проверки документы, в том числе: приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством кредитной организации и ее подразделений; бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы; документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемого подразделения кредитной организации.
10.1.2. Самостоятельно или с помощью сотрудников проверяемого подразделения снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах.
10.1.3. Входить в помещение проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машинных носителях.
10.1.4. Привлекать при необходимости сотрудников иных структурных подразделений кредитной организации для осуществления комплаенс-контроля.
10.1.5. Выдавать временные (до решения руководства кредитной организации) предписания о недопущении либо прекращении действий, результатом которых может стать нарушение законодательства о финансовых рынках, стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках.
10.2. В случае формирования структурного подразделения для осуществления комплаенс-контроля права комплаенс-контролера, указанные в пунктах 10.1.1-10.1.3 настоящего Указания, могут быть делегированы сотрудникам данного структурного подразделения.
11. Требования к кредитной организации по определению прав и обязанностей сотрудников по взаимодействию с комплаенс-контролером
11.1. Сотрудники подразделений кредитной организации должны оказывать комплаенс-контролеру, а также сотрудникам возглавляемого им структурного подразделения, в случае формирования последнего, содействие в осуществлении ими своих функций. Руководителем кредитной организации по представлению комплаенс-контролера устанавливается порядок взаимодействия сотрудников банка с комплаенс-контролером.
11.2. Сотрудники кредитной организации, которым стали известны факты нарушений законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках, допущенных сотрудниками кредитной организации при проведении операций (сделок) на финансовых рынках, обязаны довести эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и комплаенс-контролера.
11.3. Если при осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках у сотрудников возникают сомнения о соответствии конкретной операции (сделки) или ее части требованиям действующего законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках, они могут обратиться за консультацией к комплаенс-контролеру. Руководство кредитной организации определяет перечень операций (сделок), проведение которых требует согласования с комплаенс-контролером.
11.4. Сотрудники кредитной организации не могут без предварительного уведомления комплаенс-контролера принимать участие в проведении операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках, в совершении которых они являются заинтересованными лицами, выполнять операции (сделки) на финансовых рынках в своих интересах и за свой счет.
IV. Порядок аттестации Банком России комплаенс-контролеров
кредитных организаций
12. Порядок проведения квалификационного экзамена по аттестации Банком России комплаенс-контролеров кредитных организаций
12.1. Аттестация комплаенс-контролеров кредитных организаций осуществляется аттестационными комиссиями Банка России, на которые возлагается организационное и техническое обеспечение процедуры аттестации и проведения квалификационных экзаменов. Перечень аттестационных комиссий Банка России публикуется в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России").
12.2. К квалификационным экзаменам на получение аттестата комплаенс-контролера кредитной организации допускаются лица, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям исполнительных органов кредитной организации Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", не имеющие судимости за преступления в сфере экономики.
12.3. Документом, подтверждающим прохождение кандидатом аттестации, является аттестат комплаенс-контролера кредитной организации (Приложение 3 к настоящему Указанию). Аттестат комплаенс-контролера кредитной организации является именным документом и хранится у владельца. Сведения об аттестованном комплаенс-контролере кредитной организации вносятся в Реестр комплаенс-контролеров кредитных организаций, который ведется Банком России.
12.4. Кандидаты представляют в любую (по своему выбору) аттестационную комиссию Банка России следующие документы:
- личное заявление (Приложение 1 к настоящему Указанию);
- анкету кандидата (Приложение 2 к настоящему Указанию);
- нотариально удостоверенную копию диплома (заменяющего его документа);
- копию трудовой книжки.
12.5. При отсутствии замечаний к представленным документам кандидаты вносятся в список лиц, допущенных к экзаменам. Формирование списка лиц, допущенных к очередному экзамену, заканчивается за 15 дней до даты проведения экзамена.
12.6. Квалификационные экзамены проводятся аттестационными комиссиями Банка России не реже 1 раза в месяц. Председатель каждой аттестационной комиссии Банка России утверждает число месяца, в которое данной аттестационной комиссией Банка России проводится экзамен. Эта дата не меняется в течение года. Если дата проведения экзамена приходится на выходной или праздничный день, то экзамен проводится в первый рабочий день, следующий за установленной датой экзамена.
12.7. В установленный день кандидат прибывает к месту проведения экзамена, имея при себе паспорт. Лица, не имеющие при себе паспорта либо опоздавшие на экзамен, считаются не прошедшими экзамен.
12.8. При проведении квалификационного экзамена кандидатам запрещается пользование справочной, нормативной и специальной литературой, ведение переговоров с другими кандидатами. Кандидаты, нарушающие данные требования, удаляются с экзамена и считаются не сдавшими данный экзамен. Присутствие на экзамене посторонних лиц и наблюдателей не допускается.
12.9. По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, кандидаты обязаны сдать бланки экзаменационных тестов. Кандидаты, не сдавшие бланки экзаменационных тестов члену аттестационной комиссии Банка России, считаются не прошедшими экзамен.
12.10. Результаты экзамена оформляются протоколом аттестационной комиссии Банка России, в котором указываются дата, место проведения, состав кандидатов, участвовавших в экзамене, и количество баллов, полученных каждым экзаменующимся. Протокол подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии Банка России.
12.11. Подготовка решения по выдаче аттестатов комплаенс-контролеров кредитных организаций кандидатам, успешно сдавшим экзамен, производится не позднее чем через 10 дней со дня проведения экзамена.
12.12. В течение одного месяца со дня принятия аттестационной комиссией Банка России решения о выдаче аттестатов комплаенс-контролеров кредитных организаций участники квалификационного экзамена имеют право апеллировать в аттестационную комиссию Банка России по результатам экзамена. Апелляция должна быть аргументированной и представляться в письменном (машинописном) виде путем почтового отправления заказным письмом либо передаваться непосредственно в аттестационную комиссию Банка России.
Материалы по апелляции рассматриваются аттестационной комиссией Банка России на очередном заседании не позднее 15 дней со дня получения апелляции, и принятое решение оформляется протоколом.
Повторная апелляция не допускается.
12.13. Кандидатам, успешно сдавшим экзамен, не позднее 30 дней с момента принятия аттестационной комиссией Банка России решения о выдаче аттестата комплаенс-контролера кредитной организации выдается аттестат установленного образца, а данные о таких лицах заносятся в Реестр комплаенс-контролеров кредитных организаций, который ведется Банком России.
12.14. Кандидаты, не сдавшие экзамен по причинам, установленным в пунктах 12.7, 12.8 и 12.9 настоящего Указания, могут принять участие в квалификационных экзаменах на получение аттестата комплаенс-контролера кредитной организации на общих основаниях в любой другой раз.
13. Порядок продления аттестатов комплаенс-контролеров кредитных организаций
13.1. Срок действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации - три года с момента принятия аттестационной комиссией Банка России решения о его выдаче.
13.2. По окончании срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации он может быть продлен без прохождения его владельцем дополнительного квалификационного экзамена на срок до трех лет.
13.3. Для продления аттестата комплаенс-контролера кредитной организации его владелец не позднее одного месяца до даты окончания срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации представляет в аттестационную комиссию Банка России, которая выдала аттестат, следующие документы:
- заявление о продлении срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации (Приложение 4 к настоящему Указанию);
- заверенную по основному месту работы выписку из трудовой книжки с записью о месте работы на момент подачи заявления;
- подлинник аттестата комплаенс-контролера кредитной организации.
Датой представления документов считается дата их регистрации в аттестационной комиссии Банка России.
13.4. Аттестованному лицу может быть отказано в продлении срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации по следующим основаниям.
13.4.1. Владелец аттестата комплаенс-контролера кредитной организации подал заявление на продление срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации после окончания срока его действия.
13.4.2. Иным основаниям, предусмотренным п.14.1 настоящего Указания.
13.5. В случае отказа в продлении срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации его владелец имеет право апеллировать в аттестационную комиссию, которая выдала указанный аттестат, в порядке, предусмотренном в п.12.12 настоящего Указания. Если в продлении срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации отказано по основаниям, указанным в п.14.1 настоящего Указания, апелляция может быть подана в порядке, предусмотренном для обжалования аннулирования или приостановления действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации.
13.6. Лица, которым отказано в продлении срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации, могут принять участие в квалификационных экзаменах на получение аттестата комплаенс-контролера кредитной организации на общих основаниях, за исключением случаев аннулирования аттестата комплаенс-контролера кредитной организации. Лица, которым отказано в продлении срока действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации по причине его аннулирования, могут принять участие в квалификационных экзаменах на получение аттестата комплаенс-контролера кредитной организации на общих основаниях не ранее 5 лет со дня аннулирования аттестата комплаенс-контролера кредитной организации.
14. Порядок аннулирования аттестатов комплаенс-контролеров кредитных организаций
14.1. Банк России может аннулировать аттестат комплаенс-контролера кредитной организации по следующим основаниям.
14.1.1. Установление недостоверности сведений, указанных кандидатом в документах на получение аттестата комплаенс-контролера кредитной организации.
14.1.2. Нарушение комплаенс-контролером требований законодательства о финансовых рынках, стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках в период действия аттестата комплаенс-контролера кредитной организации.
14.1.3. Действия или бездействие комплаенс-контролера привели к нарушению кредитной организацией законодательства о финансовых рынках либо ущемлению интересов (нанесению ущерба) кредитной организации, ее собственников или клиентов.
В случае аннулирования аттестата комплаенс-контролера кредитной организации последний может претендовать на повторное получение аттестата комплаенс-контролера кредитной организации не ранее 5 лет со дня аннулирования указанного аттестата.
14.2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения об аннулировании аттестата комплаенс-контролера кредитной организации информация о таком решении доводится до сведения владельца аттестата комплаенс-контролера кредитной организации и руководства кредитной организации, являющейся его местом работы.
14.3. Владелец аттестата комплаенс-контролера кредитной организации, действие которого аннулировано, вправе обжаловать это решение в течение одного месяца со дня принятия решения об аннулировании в Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России. Апелляция представляется в письменной форме и рассматривается в течение 1 месяца с момента поступления. О результатах рассмотрения апелляции владельцу аттестата комплаенс-контролера кредитной организации сообщается не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения по апелляции.
Повторная апелляция не допускается.
15. Раскрытие информации об аттестации комплаенс-контролеров кредитных организаций
15.1. Вопросы, выносимые на квалификационный экзамен, подлежат раскрытию не позднее чем за 90 дней до даты проведения экзамена. Формы и способы раскрытия (через средства массовой информации, иными способами) устанавливаются аттестационными комиссиями Банка России. Аттестационные комиссии Банка России рассылают перечни вопросов в территориальные учреждения Банка России, находящиеся в соответствующем регионе.
15.2. Информация об установленной аттестационной комиссией дате экзамена, дате составления списка лиц, допущенных на очередной экзамен, раскрывается через средства массовой информации, а также передается в территориальные учреждения Банка России, находящиеся в соответствующем регионе.
15.3. Аттестационные комиссии обеспечивают возможность ознакомления со списками лиц, допущенных к очередным экзаменам, и результатами экзамена.
15.4. Реестр комплаенс-контролеров кредитных организаций и все изменения к нему раскрываются в установленном Банком России порядке.
V. Заключительные положения
16. Указание вступает в силу с момента опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России").
17. С момента вступления в силу настоящего Указания утрачивают силу Указания Банка России "О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участницах финансовых рынков" от 29 августа 1997 г. N 510.
Председатель Центрального банка Российской Федерации |
В.В.Геращенко |
Дата
Личная подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указанием вводится понятие комплаенс-контроля. Это внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации. Кредитная организация обязана иметь штатного сотрудника - комплаенс-контролера, в исключительную компетенцию которого входят организация и осуществление комплаенс-контроля. Комплаенс-контролер должен быть аттестован ЦБ РФ. Указание определяет функции, обязанности и права комплаенс-контролера. Указание вступает в силу с момента опубликования в официальном издании Банка России.
Указание ЦБР от 7 июля 1999 г. N 603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях"
Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 14 июля 1999 г., N 41 (385), в газете "Бизнес и банки", N 32, август 1999 г., в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", выпуск 9, 1999 г.
Указанием ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 1354-У настоящее Указание признано утратившим силу