Учет санкционирования расходов в казенном учреждении
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Согласно п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:
1) принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
2) подтверждение денежных обязательств;
3) санкционирование оплаты денежных обязательств;
4) подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ).
В силу п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетные обязательства являются объектом бюджетного учета. Отражение показателей принятых бюджетных (денежных) обязательств осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета раздела "Санкционирование расходов экономического субъекта" Плана счетов бюджетного учета, не формирующих показатели Отчета об исполнении бюджета, Баланса исполнения бюджета, Отчета о финансовых результатах деятельности, Отчета о движении денежных средств, предусмотренных в составе бюджетной отчетности. Вместе с тем несоблюдение установленного Инструкциями NN 157н и 162н порядка отражения в учете бюджетных обязательств может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.7 КоАП РФ (письмо Минфина России от 21.08.2015 N 02-10-10/48584).
Оплата денежных обязательств по общему правилу осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В то же время оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (п. 5 ст. 219 БК РФ).
В соответствии с Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, в целях учета санкционирования расходов участниками бюджетного процесса (в том числе казенными учреждениями) в настоящее время применяются прежде всего следующие счета:
Счета бюджетного учета | Информация, учитываемая на счетах | |||
1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" | Объем прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств, их исполнение, а также суммы внесенных изменений | |||
1 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" | Полученные суммы лимитов бюджетных обязательств и суммы внесенных изменений | |||
1 502 00 000 "Принятые обязательства" | Суммы принятых обязательств (денежных обязательств) и суммы внесенных изменений | |||
1 503 03 000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам" | Утвержденные и доведенные суммы бюджетных ассигнований и суммы внесенных изменений | |||
1 503 05 000 "Полученные бюджетные ассигнования" | Полученные суммы бюджетных ассигнований и суммы внесенных изменений | |||
1 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" | Суммы прогнозируемых поступлений по доходам *(1) | |||
1 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" | Суммы прогнозируемых поступлений по доходам *(1) | |||
В разрезе финансовых периодов, в отношении которых осуществляется санкционирование | ||||
0 500 10 000 "Санкционирование по текущему финансовому году" | 0 500 20 000 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)" | 0 500 30 000 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)" | 0 500 40 000 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным" | 0 500 90 000 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)" |
Учет санкционирования расходов позволяет качественно организовать работу по исполнению бюджета на этапах принятия бюджетных обязательств и подтверждения денежных обязательств получателями бюджетных средств (в том числе казенными учреждениями). Так, в ходе подобной работы осуществляется сопоставление учтенных на соответствующих счетах сумм:
- доведенных до казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств (ассигнований);
- принятых бюджетных и денежных обязательств.
Дата отражения показателей в сумме принятых обязательств на счетах санкционирования расходов не зависит от сроков постановки бюджетных (денежных) обязательств на учет органом Федерального казначейства (финорганом субъекта РФ или муниципального образования) (п. 1.2.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).
Сопоставление указанной выше учетной информации в разрезе определенных кодов бюджетной классификации позволяет должностным лицам казенного учреждения в режиме реального времени оценивать объем прав получателя бюджетных средств на принятие обязательств.
10 февраля текущего года начальник административно-хозяйственного отдела казенного учреждения составил Заявление на получение денежных средств под отчет в сумме 10 000 руб. в целях приобретения тонеров. Согласно утвержденному в организации Графику документооборота Заявление поступило к заместителю главного бухгалтера, непосредственно отвечающему за ведение учета по санкционированию расходов.
По данным бюджетного учета остаток, числящийся по кредиту счета 1 501 13 340 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов", составляет 7 000 руб. (данный показатель равен объему прав учреждения на принятие новых бюджетных обязательств). Соответствующая отметка сделана заместителем главного бухгалтера на заявлении, которое в установленном порядке передано руководителю казенного учреждения. 14 февраля руководитель принял решение о выдаче аванса в сумме 6 000 руб., в этот же день заявление поступило в бухгалтерию. 15 февраля денежные средства в сумме 6 000 руб. были выданы под отчет.
В данном случае в бюджетном учете должны быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
14 февраля | |||
КРБ 1 501 13 340 | КРБ 1 502 11 340 | 6 000, 00 | На основании Заявления с резолюцией руководителя приняты к учету бюджетные обязательства |
15 февраля | |||
КРБ 1 208 34 560 | КИФ 1 201 34 610*(2) | 6 000, 00 | Денежные средства выданы под отчет по расходному кассовому ордеру |
КРБ 1 502 11 340 | КРБ 1 502 12 340 | 6 000, 00 | Учтены денежные обязательства в сумме выданного аванса |
Кредитовый остаток по счету 1 501 13 340 составит 1 000 руб. Именно на эту сумму казенное учреждение сможет принять дополнительные обязательства, связанные с приобретением материальных запасов.
Работа по учету принятых бюджетных и денежных обязательств и проверке непревышения их суммы соответствующим лимитам (ассигнованиям) параллельно с получателями бюджетных средств ведется финансовыми органами (в части исполнения федерального бюджета - органами Федерального казначейства). На федеральном уровне учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется соответствии с Порядком, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н (далее - Порядок N 221н). Впрочем, информация об отдельных принятых учреждениями бюджетных обязательствах в казначейские органы может поступать одновременно с информацией о принятом денежном обязательстве (абзац 7 п. 8 Порядка N 221н, п. 2.2 Порядка, утв. приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н)*(3).
Согласно разъяснениям специалистов финансового ведомства несвоевременное предоставление в казначейский орган Сведений о бюджетном обязательстве может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ (см. письмо Минфина России от 21.08.2015 N 02-10-10/48584).
Начиная с 1 января 2017 года, органы Федерального казначейства учитывают не только бюджетные обязательства, но и денежные обязательства получателей средств федерального бюджета. Соответственно, в качестве административного правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ также может рассматриваться несоблюдение сроков направления в органы ФК (сроков формирования в ГИИС "Электронный бюджет") Сведений о денежном обязательстве.
История вопроса
До 1 января 2017 года казначейские органы проверяли не только наличие документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, но и непревышение сумм планируемых кассовых расходов суммам неисполненных бюджетных обязательств при санкционировании оплаты денежных обязательств (см., например, п. 11 "Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета...", утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н)*(4).
____________________
*(1) Счет применяется субъектом учета, наделенным бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджета и (или) главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (п. 1 ст. 160.1, п. 1 ст. 160.2 БК РФ).
*(2) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
*(3) Отдельные положения Порядка N 98н применялись до 1 января 2017 года (п. 5 приказа Минфина России от 30.12.2015 N 221н, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13.01.2016 NN 02-03-09/287, 07-04-05/05-9).
*(4) Применялся в целях санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета до 4 февраля 2017 года.
Тема
Санкционирование расходов. Счет 500 00 (для госсектора)
См. также
Учет бюджетных обязательств, принятых казенным учреждением
Учет денежных обязательств, принятых казенным учреждением
Пример использования счетов по учету санкционирования расходов в казенном учреждении
Пример. Принятие казенным учреждением обязательств в сумме, превышающей доведенные лимиты
Исполнение бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства
Бюджетная отчетность. Расчеты по больничным листам
Ответственность за нарушение порядка учета бюджетных обязательств
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.