Учет бюджетных обязательств, принятых казенным учреждением
Согласно п. 308 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и ст. 6 БК РФ обязательство участника бюджетного процесса (бюджетное обязательство) представляет собой обязанность публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить в соответствующем финансовом году определенную сумму денежных средств из соответствующего бюджета.
Такая обязанность может возникнуть перед:
- физическим или юридическим лицом;
- иным публично-правовым образованием;
- субъектом международного права.
Обязательство может быть обусловлено:
- законом;
- иным нормативным правовым актом;
- договором;
- соглашением.
Получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ).
Сумма принятых казенным учреждением бюджетных обязательств списывается в кредит счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" (по соответствующим кодам бюджетной классификации). По дебету данного счета учреждением отражаются суммы принятых денежных обязательств. Таким образом, кредитовое сальдо по счету 0 502 01 000 равно сумме принятых казенным учреждением бюджетных обязательств, в пределах которой соответствующие денежные обязательства еще не принимались.
Корректировка принятых бюджетных обязательств в случае уменьшения цены контракта, заключенного в прошлые отчетные периоды, а также при его расторжении отражается в бюджетном учете по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 "Принятые обязательства" способом "Красное сторно" (п. 1.7.5 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России от 08.12.2015 N 02-07-10/71485).
Корректировка принятых бюджетных обязательств в случае уменьшения цены контракта, заключенного в текущем финансовом году с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также при его расторжении отражается в бюджетном учете способом "Красное сторно" с применением корреспонденций по счету 1 502 17 000 "Принимаемые обязательства" (пп. 3 п. 1.7.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
При наличии задолженности поставщика (подрядчика, исполнителя) по ранее выданным авансам сумма принятых обязательств уменьшается без учета сумм такой задолженности (пп. 3 п. 1.7.4, п. 1.7.5 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). Корректировка принятых бюджетных обязательств в части дебиторской задолженности по контрактам, заключенным в текущем финансовом году, отражается в бюджетном учете при условии, что аванс возвращен до окончания текущего отчетного периода.
Принятые бюджетные обязательства учитываются казенным учреждением на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства и санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом (п. 318 Инструкции N 157н).
Соответствующий раздел учетной политики казенного учреждения с учетом положений Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета (Приложение 4.1 к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н), может содержать, в частности, следующие положения:
Обязательства, отражаемые на счете 1 502 01 000 "Принятые обязательства" |
Документы-основания для отражения операций |
Дата отражения операции *(1), сумма операции |
Корректировка обязательств |
Расчеты с контрагентами | |||
Принятые на основании контрактов (договоров) с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями |
Оформленные в виде единых документов: - государственные (муниципальные) контракты; - договоры.
Расчеты плановой суммы |
Датой заключения контракта (договора): - в сумме контракта (договора); - по плановой сумме, если конкретная сумма не определена |
Проводится в случае изменения цены контракта (договора) или его расторжения |
Принятые без оформления договора в виде единого документа |
Документы, служащие основанием для санкционирования казначейством оплаты денежных обязательств при поставке в учреждение товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе: - счет; - счет-фактура; - накладная; - акт выполненных работ (оказанных услуг); - универсальный передаточный документ |
Наиболее ранняя из дат: - приемки товаров (работ, услуг); - принятия решения об осуществлении авансового платежа
Общая сумма обязательств, указанных в счете, счете-фактуре, накладной, акте. |
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств |
Принятые на основании неисполненных (исполненных частично) контрактов, договоров предыдущих лет |
Приведенные выше документы-основания; акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 1 января |
Первым рабочим днем финансового года В сумме, подлежащей оплате в текущем году |
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств |
Расчеты с персоналом, иными физическими лицами | |||
Обязательства, возникающие на основании трудовых договоров (контрактов) с сотрудниками учреждения |
Приказ об утверждении Штатного расписания с расчетом годового фонда оплаты труда или Бюджетная смета и соответствующие Уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) |
В начале года в объеме утвержденных сметных показателей (лимитов бюджетных обязательств) по оплате труда (выплате денежного содержания, денежного довольствия) |
Проводится: - в случае изменения объемов сметных показателей (лимитов) по оплате труда; - в соответствии с суммой фактически произведенных начислений в случае превышения их над объемом доведенных ЛБО |
Обязательства, возникающие в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в т.ч. публичные нормативные перед физическими лицами, подлежащие исполнению в денежной форме (ПНО)) |
- Приказ (распоряжение); - заявления физических лиц; - закон, иной НПА, в соответствии с которыми возникают ПНО; - иные документы, подтверждающие принятие обязательств |
Датой назначения выплат, в сумме начисленных обязательств (выплат) |
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств |
Обязательства, возникающие при осуществлении расчетов с подотчетными лицами |
- Заявление сотрудника о выдаче ему денежных средств под отчет, с указанием целевого предназначения аванса; - Приказ о направлении в командировку, с прилагаемым расчетом командировочных сумм; - распоряжение о выдаче аванса; - утвержденный руководителем Авансовый отчет (ф. 0504505) (в случаях, когда расходы осуществлены работником за счет собственных средств); - служебная записка; - иные документы, подтверждающие принятие обязательств |
Датой решения руководителя учреждения о выдаче аванса; датой утверждения авансового отчета (в случаях, когда расходы осуществлены работником за счет собственных средств)
|
По факту: - представления подотчетным лицом авансового отчета; - возврата всей суммы аванса |
Расчеты по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджеты | |||
Обязательства по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет |
- Декларации (расчеты, сведения); - регистры налогового и бухгалтерского учета |
*(2) Дата отражения задолженности на счете 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты". В сумме начисленных обязательств (платежей), но не более суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании деклараций (сведений, расчетов) |
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств |
Расчеты по предоставлению субсидий государственным (муниципальным) учреждениям | |||
Субсидии, предоставляемые на основании договоров (соглашений) согласно ст. 78.1 БК РФ |
Договор (соглашение) на предоставление соответствующих субсидий |
Датой заключения соответствующего договора (соглашения) в сумме договора |
На основании дополнительного соглашения к договору |
Субсидии, предоставляемые без заключения договоров (соглашений) согласно ст. 78.1 БК РФ |
Бюджетные сметы и соответствующие Уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) |
В начале года в объеме утвержденных сметных показателей (лимитов бюджетных обязательств) на предоставлении соответствующих субсидий |
Проводится в случае изменения объемов сметных показателей (лимитов) |
Расчеты по предоставлению межбюджетных трансфертов | |||
Предоставляемых на основании законов (решений) |
В сумме бюджетных ассигнований на соответствующие цели |
В начале года в объеме утвержденных сметных показателей (бюджетных ассигнований) на предоставление соответствующих трансфертов |
Проводится в случае изменения объемов сметных показателей (ассигнований) |
Предоставляемых на основании договоров (соглашений) |
В сумме заключенных договоров (соглашений) |
На дату соответствующего договора (соглашения) в сумме договора |
На основании дополнительного соглашения к договору |
Расчеты по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям) или индивидуальному предпринимателю или физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг | |||
Предоставляемых на основании законов (решений) |
В сумме бюджетных ассигнований на соответствующие цели |
В начале года в объеме утвержденных сметных показателей (бюджетных ассигнований) на предоставление соответствующих трансфертов |
Проводится в случае изменения объемов сметных показателей (ассигнований) |
Предоставляемых на основании договоров (соглашений) |
В сумме заключенных договоров (соглашений) |
На дату соответствующего договора (соглашения) в сумме договора |
На основании дополнительного соглашения к договору |
Иные расчеты | |||
Обязательства, возникающие на основании судебных актов, решений налоговых органов |
- Исполнительный лист, оформленный на основании вступившего в законную силу судебного решения; - Судебный приказ; - Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов |
Датой получения учреждением (органом, в котором учреждению открыт лицевой счет) исполнительного листа (судебного приказа), решения налогового органа. В сумме начисленных обязательств (выплат) |
Проводится в случае: - изменения исковых требований; - отмены судебного акта, подлежащего исполнению, решения налогового органа |
Обязательства, связанные с выполнением оперативно-разыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства |
- Решение (постановление) должностного лица органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность; - документы-основания для принятия решения (постановления) |
Датой принятия соответствующего решения (постановления) |
Проводится в случае уточнения (изменения) суммы учтенных обязательств |
Иные разовые расходы |
Бухгалтерская справка (ф. 0504833), иной документ, подтверждающий факт и сумму обязательства, позволяющий однозначно классифицировать расходы по кодам бюджетной классификации |
На дату и в сумме соответствующего документа |
- |
Иные периодические расходы*(3) |
Утвержденный в установленном субъектом учета порядке план по соответствующему виду расходов на период (месяц, квартал) |
На первое число месяца (квартала) в плановой сумме |
По истечении установленного периода сумма бюджетного обязательства корректируется в соответствии с объемом фактически произведенных расходов |
_____________________________
*(1) Дата отражения принятых бюджетных обязательств на счетах санкционирования расходов не зависит от сроков принятия их к учету органом Федерального казначейства (финорганом субъекта РФ или муниципального образования) (п. 1.2.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).
*(2) Для различных видов платежей в бюджет следует предусматривать различный порядок обоснования налоговыми декларациями и/или регистрами учета дат принятия бюджетных обязательств и порядка изменения сумм бюджетных обязательств в зависимости от периодичности и сроков их уплаты, а также предоставления отчетности. Так, с учетом абзаца 14 п. 140 Инструкции N 162н и писем Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857, от 07.11.2014 N 02-07-10/56182 бюджетные обязательство в части сумм налогов и сборов, обязанность уплаты которых наступит в очередном финансовом году, отражается с аналитическим признаком 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)". Также следует предусмотреть специальный порядок отражения в учете бюджетных обязательств по оплате сумм пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
*(3) Этот подход может быть применен в отношении тех категорий расходов, по которым в течение месяца (квартала) возникает много однотипных операций с большим количеством возвратов денежных средств, что делает учет с детализацией до каждого отдельного бюджетного обязательства трудоемким (например, расчеты по оплате услуг адвокатов, предоставляемых согласно законодательству в установленных случаях за счет государства).
Тема
Учет санкционирования расходов в казенном учреждении
См. также
Учет денежных обязательств, принятых казенным учреждением
Пример использования счетов по учету санкционирования расходов в казенном учреждении
Пример. Принятие казенным учреждением обязательств в сумме, превышающей доведенные лимиты
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на май 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
И. Сапетина, редактор-эксперт
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Волгина, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт
Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер
Е. Шубенкина, эксперт
Ю. Еременко, эксперт