Порядок организации аналитического учета (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Спецификой деятельности каждого госучреждения обусловлена необходимость организации дополнительного аналитического учета по каждому синтетическому счету.
Такой учет, как правило, организуется путем:
- использования при формировании аналитических счетов дополнительных кодов, не предусмотренных Планами счетов (в этом случае путем введения дополнительного цифрового кода, по сути, формируется аналитический счет второго порядка);
- организации учета на отдельных аналитических счетах первого (второго) порядка в разрезе определенных аналитических показателей (в этом случае дополнительные счета аналитического учета формируются без введения в код номера счета дополнительных цифровых кодов).
Целесообразность применения аналитических показателей должна оцениваться должностными лицами с точки зрения необходимости ведения обособленного учета тех или иных активов, обязательств, финансовых результатов в целях получения информации для:
- оперативного принятия управленческих решений;
- составления определенных отчетных документов;
- обоснованного исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Бухгалтеру желательно организовать аналитический учет таким образом, чтобы регистры бухгалтерского учета содержали информацию, достаточную для определения базы по соответствующим налогам (сборам) (см., в частности, ст. 313 НК РФ). В этой связи желательно стремиться к максимальному сближению положений учетной политики, формируемой в целях налогового и бухгалтерского учета.
В то же время совсем нежелательно перегружать регистры бухгалтерского учета избыточной аналитической информацией. Иными словами, при активном осуществлении учреждением различных видов приносящей доход деятельности систематизация ряда показателей, необходимых для ведения учета в целях налогообложения, может производиться в самостоятельных регистрах налогового учета.
Рассмотрим на примерах порядок организации аналитического учета в различных ситуациях.
I. Если учреждение оказывает платные услуги, то поступление сумм доходов отражается по кредиту счета 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг". При этом может быть предусмотрен обособленный учет полученных авансов и предварительной оплаты:
- 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг";
- 0 205 32 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг - авансы полученные".
Обособленный учет стипендий может быть организован с использованием счетов:
- 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам";
- 0 302 92 000 "Расчеты по стипендиям".
В рамках приносящей доход деятельности важно также правильно организовать аналитический учет затрат на изготовление продукции, выполнение работ. Так, например, прямые затраты могут учитываться по видам выпускаемой продукции (работ, услуг):
- 0 109 61 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг - Продукция N 1";
- 0 109 62 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг - Продукция N 2".
А вот аналитические счета общехозяйственных расходов целесообразно построить следующим образом:
- 0 109 81 000 "Общехозяйственные расходы, распределяемые на себестоимость";
- 0 109 82 000 "Общехозяйственные расходы, не распределяемые на себестоимость".
II. В целях организации раздельного налогового учета могут быть предусмотрены, например, следующие аналитические счета к счету 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг":
- 2 401 11 130 "Доходы от оказания платных услуг, не облагаемых НДС";
- 2 401 12 130 "Доходы от оказания платных услуг, облагаемых НДС по ставке 10%";
- 2 401 13 130 "Доходы от оказания платных услуг, облагаемых НДС по ставке 18%".
Если же необходимости в такой детализации не возникает, то аналитические счета могут быть построены, например, таким образом:
- 2 401 11 130 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства";
- 2 401 12 130 "Выручка от реализации покупных товаров";
- 2 401 13 130 "Выручка от реализации прочего имущества";
- 2 401 14 130 "Прочая выручка от реализации".
III. Аналитические показатели формируются согласно требованиям Инструкции N 157н. Так, например, по общему правилу аналитический учет основных средств ведется в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества (п. 54 Инструкции N 157н).
В то же время учреждение вправе самостоятельно определить дополнительные аналитические показатели к аналитическим счетам первого (второго). Например:
Счет бухгалтерского учета | Дополнительные аналитические показатели |
0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" | - "НДС по операциям, подлежащим налогообложению"; - "НДС по операциям, не подлежащим налогообложению"; - "НДС распределяемый"; - "НДС по неотфактурованным поставкам" |
0 303 06 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; 0 303 07 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС"; 0 303 08 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС"; 0 303 10 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии"; 0 303 11 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии". | Если учреждение кроме выплаты заработной платы осуществляет перечисление вознаграждений по договорам гражданско-правового характера: - "Страховые взносы, начисленные в рамках трудовых отношений по коду КОСГУ 213"; - "Страховые взносы, начисленные в рамках гражданско-правовых договоров по КСОГУ 226" и т.д. |
0 303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" | - "НДФЛ, резиденты" (с детализацией по каждой налоговой ставке); - "НДФЛ, нерезиденты" (с детализацией по каждой налоговой ставке). |
0 303 03 000 "Расчеты по налогу на прибыль организаций" | - "Федеральный бюджет"; - "Бюджет субъекта РФ". |
0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" | - "НДС по текущим операциям"; - "НДС, удержанный налоговым агентом". |
0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" | - "Плата за негативное воздействие на окружающую среду"; - "ЕНВД"; - "Государственная пошлина" и т.д. |
2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" | - "Выручка"; - "Себестоимость"; - "НДС"; - "Акцизы"; - "Прибыль/убыток" |
Тема
Рабочий план счетов (для госсектора)
См. также
Установление критериев существенности в учетной политике (для госсектора)
Учет операций в рамках различных видов деятельности (видов финансового обеспечения) (для госсектора)
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Инвентарный номер основного средства (для госсектора)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности