Учет операций в рамках различных видов деятельности (видов финансового обеспечения) (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Одним из способов организации аналитического учета в организациях госсектора является обособленный учет операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (финансового обеспечения). Его применение позволяет обеспечить раздельный учет активов и обязательств с учетом требований нормативных правовых актов, определяющих специфику правового положения госучреждений, в том числе и в целях налогового учета.
В соответствии с п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), при утверждении Рабочего плана счетов госучреждений применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
1 - деятельность, осуществляемая за счет средств бюджета (бюджетная деятельность);
2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 - средства во временном распоряжении;
4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 - субсидии на иные цели;
6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.
По общему правилу активы (обязательства) должны учитываться с указанием кода того вида финансового обеспечения (деятельности), в рамках которого они были приобретены (получены, возникли). В свою очередь, расходы по текущему содержанию имущества должны осуществляться прежде всего в рамках того вида финансового обеспечения (деятельности), по которому такое имущество числится в бухгалтерском (бюджетном) учете.
В настоящее время казенные учреждения осуществляют только бюджетную деятельность и деятельность со средствами во временном распоряжении и, соответственно, применяют только коды вида деятельности 1 и 3. Казенные учреждения, участвующие в программах ОМС, операции со средствами ОМС также должны учитывать с кодом вида деятельности 1, но одновременно обязаны организовать раздельный учет соответствующих операций на отдельных аналитических счетах, предусмотренных Рабочим планом счетов (письмо Минфина России от 27.12.2012 N 12-07-12/8282).
При формировании Рабочего плана счетов бюджетных (автономных) учреждений могут использоваться все перечисленные выше коды видов финансового обеспечения (деятельности).
Естественно, что в бюджетных (автономных) учреждениях достаточно часто возникает необходимость в "переводе" активов, а в отдельных случаях и обязательств, с одного кода вида деятельности на другой. Такой перевод может быть обусловлен, например, изменением характера использования имущества или же решением об изменении финансовых источников его содержания.
Перевод нефинансовых активов с кода 2 "Приносящая доход деятельность" на код вида финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", по сути, не будет противоречить положениям действующего законодательства. В то же время подобный перевод возможен только в порядке, согласованном с учредителем, при условии выполнения госзадания в полном объеме и с должным качеством. Кроме того, при определении размеров субсидий в целях перевода активов на код 4 могут предусматриваться соответствующие объемы денежных средств.
Оплата же любых обязательств, возникших в рамках деятельности по выполнению госзадания (код 4), за счет средств от приносящей доход деятельности практикуется достаточно широко.
Перевод нефинансовых активов, приобретенных за счет средств субсидий, на код 2 в связи с их использованием исключительно в целях приносящей доход деятельности, как минимум, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства (см., например, письмо Минфина России от 13.09.2012 N 02-06-10/3694).
Аналогично, за счет средств субсидий не должны погашаться обязательства, возникающие в рамках приносящей доход деятельности.
В настоящее время руководитель бюджетного (автономного) учреждения может принимать решение о направлении денежных средств в пределах их остатка на лицевом счете (счете) на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности). В данном случае речь идет об эффективном использовании временно свободных средств с последующим их восстановлением.
Подобная процедура не может осуществляться в отношении бюджетных средств, а также средств субсидий на иные цели и субсидий на цели осуществления капитальных вложений.
А вот использование средств от приносящей доход деятельности (код 2) на погашение обязательств, учитываемых с кодами видов деятельности 1, 4, 5, 6, вполне допустимо. Более того, средства субсидий на выполнение госзадания (код 4) могут использоваться (с последующим восстановлением) на погашение обязательств, учитываемых, например, с кодом вида деятельности 2, конечно, если подобное решение не приводит к снижению качества или объема оказываемых учреждением госуслуг (выполняемых работ) (см., в частности, письмо Минфина России от 04.09.2012 N 02-06-10/3517).
Достаточно широкое распространение в настоящее время получила практика перевода нефинансовых активов на те коды видов финансового обеспечения, за счет которых осуществляется их текущее содержание. Речь прежде всего идет об имуществе, приобретенном (созданном) за счет средств субсидий на иные цели (субсидий на цели осуществления капитальных вложений), которое должно приниматься к учету при выбытии из состава вложений уже с кодом 4. В настоящее время такие операции отражаются в учете с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (см. в частности, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-114, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).
С использованием счета 304 06 также может отражаться принятие к учету по виду деятельности (финобеспечения) 4 результатов достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объектов нефинансовых активов, если оплата соответствующих работ осуществлялась за счет иных видов финобеспечения (письмо Минфина России от 31.01.2014 N 02-06-10/3875).
Возможность даже временного отвлечения средств обязательного медицинского страхования на решение задач в рамках иных видов деятельности госучреждений определяется прежде всего документами, на основании которых осуществляется поступление данных средств в организации и их дальнейшее использование.
И наконец, согласно п. 267 Инструкции N 157н "средства во временном распоряжении" учитываются госучреждениями обособленно и при наступлении определенных событий могут:
- возвращаться плательщикам;
- перечисляться по назначению согласно соответствующему нормативному правовому акту;
- учитываться в составе доходов бюджетов или доходов бюджетных (автономных) учреждений в установленных случаях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности