Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00
Согласно п.п. 141, 142 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" отражаются объекты имущества (нефинансовых активов), составляющие государственную (муниципальную) казну РФ, субъектов РФ и муниципальных образований:
Вид имущества казны | Аналитический код вида синтетического счета объекта учета (п. 144 Инструкции N 157н) |
Материальные основные фонды | 1 "Недвижимое имущество, составляющее казну"; 2 "Движимое имущество, составляющее казну" |
Нематериальные основные фонды | 4 "Нематериальные активы, составляющие казну" |
Непроизведенные активы | 5 "Непроизведенные активы, составляющие казну" |
Материальные запасы | 6 "Материальные запасы, составляющие казну" |
Находящиеся в составе государственных запасов драгоценные металлы и драгоценные камни (учитываются обособленно): - ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней; - самородки драгоценных металлов; - драгоценные камни; - слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия; - монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ | 3 "Драгоценные металлы и драгоценные камни" |
Подарки, поступающие в собственность публично-правового образования в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 575 ГК РФ, могут передаваться в состав имущества казны и учитываться на счете 1 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны" (см. Типовое положение, утв. постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10; письма Минфина России от 27.05.2015 N 02-07-10/30484, от 09.10.2015 N 03-03-05/57825).
Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой субъекта учета (п. 143 Инструкции N 157н).
Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования (п. 145 Инструкции N 157н).
Конкретный порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета. При этом Инструкция N 157н устанавливает минимальные требования к периодичности отражения в учете операций с объектами имущества казны: не реже чем на отчетную месячную дату.
Таким образом, в бухгалтерской службе уполномоченных органов может отсутствовать информация о стоимости каждого отдельного объекта имущества казны. Однако в большинстве случаев финансовые органы устанавливают порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н.
Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета предусматривает требование о соответствии данных, отражаемых в реестре имущества публично-правового образования и бюджетном учете уполномоченного органа (см., в частности, п.п. 94, 145 Инструкции N 157н, а также письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686). Следовательно, в бюджетном учете уполномоченного органа необходимо отражать информацию о всех объектах имущества, учтенных в соответствующем реестре государственного (муниципального) имущества.
В целях осуществления синтетического учета нефинансовых активов имущества казны применяются следующие регистры (п.п. 146, 151 Инструкции N 157н):
Наименование регистра | Форма | Операции, подлежащие учету | Примечание |
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов | Могут отражаться следующие операции с нефинансовыми активами имущества казны: - поступление; - выбытие; - перемещение | Конкретный порядок использования Журналов операций в данном случае желательно определить в учетной политике | |
Журнал по прочим операциям | Могут отражаться операции по поступлению объектов имущества казны, в том числе находящихся в пути |
Имущество казны, переданное по концессионному соглашению, необходимо учитывать одновременно (письмо Минфина России от 22.07.2016 N 02-06-10/43318):
- на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (в т.ч. с использованием специального аналитического счета);
- на забалансовом счете 25 или 26 (в зависимости от того, является ли пользование возмездным).
Кроме того, за балансом такое имущество надо учитывать обособленно (письмо Минфина России от 05.05.016 N 02-07-10/26061). С этой целью:
- к забалансовому счету можно ввести дополнительную аналитику по виду переданного по концессионному соглашению имущества и по концессионным соглашениям;
- предусмотреть специальный забалансовый счет.
Инвентаризация имущества казны проводится в соответствии с порядком, сформированным в рамках учетной политики субъекта учета (см., в частности, письма Минфина России от 30.12.2013 N 02-06-010/58448, от 03.10.2013 N 02-06-10/41147). При этом инвентаризацию целесообразно осуществлять путем выверки данных бюджетного учета с данными из реестра имущества публично-правового образования, а также в части объектов недвижимого имущества с данными государственных реестров (письмо Минфина России от 24.03.2016 N 02-07-10/17037).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бюджетного учета нефинансовых активов имущества казны, смотрите в путеводителе для казенных учреждений.
Темы
Нефинансовые активы. Счет 100 00 (для госсектора)
См. также
Учет имущества казны, переданного в аренду или безвозмездное пользование
Учет операций по передаче имущества в доверительное управление (для госсектора)
Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны
Определение налоговой базы по НДС при приобретении имущества казны
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.