Нормы списания топлива и смазочных материалов (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Эффективно использовать ресурсы госучреждения позволяет нормирование различных расходов. Соответствующие нормы должны использоваться уже на этапе планирования финансово-хозяйственной деятельности при составлении смет, планов и иных подобных документов. Естественно, что нормы расхода (списания) различных материальных запасов, используемые при планировании расходования денежных средств, применяются и при выдаче соответствующих материальных запасов ответственным лицам, списании этих активов с балансового учета.
В ходе деятельности организации госсектора, конечно же, могут иметь место факты отклонений от установленных норм расхода материальных запасов (как в большую, так и в меньшую сторону), а также факты использования ресурсов в соответствии с нормами, но без достижения заданного результата. Сами по себе данные факты не могут рассматриваться в качестве нарушений действующего законодательства - соответствующие управленческие решения должностные лица учреждения могут принимать только после анализа всех обстоятельств, обусловивших возникновение отклонений.
В учреждении нормироваться может расходование любых материальных запасов (от канцелярских и компьютерных принадлежностей до продуктов питания), но больше всего вопросов у ответственных должностных лиц возникает по поводу применения норм списания топлива и смазочных материалов (ГСМ).
По общему правилу при установлении норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте организации госсектора руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации используются только в отношении автомобильного подвижного состава общего назначения, а также в отношении специальных автомобилей. При этом расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм, приведенных в Методических рекомендациях, не включен и устанавливается отдельно.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, носят рекомендательный характер*(1). При должном обосновании в учреждении могут применяться нормы, отличающиеся от приведенных в данном документе.
Несоблюдение установленного в Методических рекомендациях порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (см. письмо Минфина России от 13.12.2013 N 02-10-010/55111). Вместе с тем, несоблюдение получателем бюджетных средств норм, содержащихся в Методических рекомендациях, может послужить поводом для претензий со стороны контролирующих органов по вопросам неэффективного использования бюджетных средств (см., в частности, п. 1 представления Счетной палаты РФ от 15.08.2016 N ПР 07-216/07-04).
Нормы расхода ГСМ, применяемые учреждением, также могут быть:
1) доведены до учреждения вышестоящей организацией;
2) разработаны по индивидуальной заявке в установленном порядке специализированными научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике;
3) самостоятельно разработаны учреждением исходя из результатов контрольных замеров и информации, указанной в документах производителя соответствующей техники.
Необходимость применения указанных выше норм может быть обусловлена:
1) решением о неприменении Методических рекомендаций, принятом в установленном порядке;
2) отсутствием в Методических рекомендациях норм расхода ГСМ для определенных видов (модификаций) автомобильной техники;
3) эксплуатацией в учреждении иной (не автомобильной) техники, при использовании которой расходуются ГСМ (например, газонокосилок, бензомоторных пил и т.п.).
Руководитель учреждения может утвердить своим приказом нормы списания топлива для конкретной марки (модели) автотранспортного средства, иной техники.
Основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:
- техническая документация завода-изготовителя;
- результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т.п.
Результаты замеров, как правило, оформляются Актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, иной техники, который составляется по произвольной форме. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:
- конструктивные особенности технического средства (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;
- режим эксплуатации технического средства;
- дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.
Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например, при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).
Нормы расхода ГСМ могут приводиться отдельными заводами-изготовителями в технической документации (например, в сервисной книжке) на конкретную марку автомобиля, иного технического средства (его модификацию) для различных условий эксплуатации (в городском цикле, по загородным дорогам, в зимнее время и т.д.).
В то же время достаточно часто производители указывают в технической документации результаты замеров расхода ГСМ, полученные в условиях, существенно отличающихся от реальных условий эксплуатации техники. Следовательно, установленные учреждением нормы вовсе не обязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых профильной комиссией. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями.
Избежать претензий контролирующих органов позволит применение самостоятельно разработанных учреждением норм расхода ГСМ в качестве временных. В дальнейшем могут применяться нормы, разработанные научной организацией, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике (например, Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта).
Разработка норм может быть заказана учреждением самостоятельно (при наличии финансовых возможностей). В то же время она может быть доведена до организации в порядке, установленном вышестоящей организацией. Это связано с тем, что на балансах учреждений обычно числится ограниченное количество наименований автомобильной и иной техники, поэтому вышестоящая организация может заказать разработку норм по новым моделям (маркам, модификациям) самостоятельно, а затем довести эти нормы до подведомственных организаций.
При списании ГСМ нормы, установленные в указанном выше порядке, применяются следующим образом.
1. Стоимость фактически израсходованного объема топлива отражается в учете по кредиту счета 105 00 "Материальные запасы" в полном объеме.
2. Производится сопоставление фактически израсходованных объемов ГСМ с объемами, которые при конкретных обстоятельствах (пробеге, времени работы) должны были быть израсходованы в соответствии с установленными нормами.
3. При превышении норм проводится разбирательство (расследование), по результатам которого может быть установлено:
- отсутствие виновных лиц (перерасход топлива обусловлен объективными причинами: эксплуатацией в определенных условиях, в определенной местности; неисправностью, возникшей в пути и т.п.);
- наличие виновных лиц (например, перерасход ГСМ может быть обусловлен ненадлежащей эксплуатацией автомобиля водителем).
4. При отсутствии виновных лиц по результатам проверки планируются мероприятия, направленные на недопущение перерасходов ГСМ в будущем (неисправная техника направляется на ремонт, вводится запрет на эксплуатацию определенных моделей в сложных условиях и т.д.).
5. При наличии виновных лиц стоимость топлива, израсходованного сверх установленных норм, взыскивается с таких лиц в установленном порядке. При этом в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 0 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальных запасов" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".
-----------------
*(1) Эти нормы могут применяться в ходе бюджетного планирования (представление Счетной палаты РФ от 15.08.2016 N ПР 07-216/07-04)
Тема
Выбытие (отпуск) материальных запасов (для госсектора)
См. также
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
Учет в госучреждении операций при заправке автомобилей с использованием топливных пластиковых карт
Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли)
Формы документов
Акт контрольного замера расхода топлива для автомобиля
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.