Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для казенных учреждений
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Согласно п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
При заключении соответствующих договоров (контрактов) казенному учреждению необходимо соблюдать нормы гражданского законодательства.
В частности, в соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (смотрите, например, ст. 487 ГК РФ).
Однако, предусматривая в договорах (контрактах) условия об авансовых платежах, казенные учреждения должны также учитывать и иные требования, содержащиеся в законе или иных правовых актах. Законами (решениями) о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для учреждений - получателей бюджетных средств (к которым в силу положений ст. 6 БК РФ относятся казенные учреждения).
На федеральном уровне такие ограничения в 2017 году предусмотрены п. 42 постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление N 1551). В 2016 году ограничения были установлены п. 36 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Постановление N 1456).
По общему правилу федеральные казенные учреждения и органы власти вправе предусматривать авансовые платежи в размере, не превышающем 30 процентов суммы договора при обязательном выполнении следующих условий:
1) авансовые платежи не превышают ЛБО по соответствующему КБК (иной порядок может быть установлен только федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ);
2) последующая оплата денежных обязательств, возникающих по госконтрактам, осуществляется после подтверждения предусмотренных этими контрактами (их этапами) выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), в объеме произведенных платежей.
Авансовые платежи в размере свыше 30 и до 80 процентов суммы договора могут быть предусмотрены по договорам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при выполнении таких условий:
1) авансовые платежи не превышают ЛБО по соответствующему КБК;
2) работы направлены на импортозамещение технологической продукции
3) имеется подтверждение от уполномоченного органа о соответствии договора целям импортозамещения технологической продукции, полученное до проведения конкурентных способов определения контрагентов или осуществления закупки у единственного поставщика;
4) в договор включено условие о перечислении авансовых платежей на счета казначейства, открытые для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса (за исключением контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с Законом N 44-ФЗ).
Правила казначейского сопровождения в 2016 году госконтрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 N 70. Санкционирование операций при казначейском сопровождении осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2015 N 213н.
В 2016 году федеральные казенные учреждения и органы власти могут предусматривать авансы до 100 процентов суммы договора, но не более доведенных ЛБО по соответствующему КБК по договорам:
- об оказании услуг связи;
- о подписке на печатные издания и об их приобретении;
- обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки;
- об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
- о проведении госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, финобеспечение работ по которым планируется осуществлять полностью или частично за счет федерального бюджета;
- о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;
- обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО);
- аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);
- о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом России с иностранными организациями,
- о проведении мероприятий по тушению пожаров.
Согласно абзацу 10 п. 42 Постановления N 1551 федеральные ПБС не предусматривают в контрактах авансовые платежи при заключении контрактов о поставке товаров и оказании услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р.
Контракт одновременно может предусматривать поставку товаров и оказание услуг, как поименованных в этом перечне, так и не упомянутых в нем. В этом случае также нельзя перечислять авансы.
История вопроса
Согласно абзацам 9-10 п. 36 Постановления N 1456 федеральные ПБС не предусматривали в 2016 году в контрактах авансовые платежи при выполнении таких условий:
1) закупаемые товары или услуги включены в специальный Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 N 737-р;
2) срок поставки товаров, оказания услуг превышает 30 дней со дня заключения госконтракта;
3) контракт заключен НЕ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной НКО.
В письме Минфина России от 22.04.2016 N 02-04-07/23553 разъясняется, что указанное выше ограничение применяется, если извещения о закупках размещены в ЕИС (приглашения к участию направлены), начиная с 20 апреля 2016 года.
Если предусмотрены этапы (периоды) поставки товара (оказания услуги), и срок первой поставки товара (оказания услуги) не превышает 30 дней с даты заключения договора (госконтракта), то включение положений об авансировании соответствует установленным требованиям.
Особый порядок перечисления авансовых платежей предусмотрен для госконтрактов о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности РФ (если иное не установлено законодательством РФ). В зависимости от суммы контракта предусматриваются следующие требования к авансам*(1):
Контракты на сумму, не превышающую 600 млн. руб. | Контракты на сумму, превышающую 600 млн. руб. |
1. До 30 процентов суммы госконтракта | |
2. Не более ЛБО, доведенных по соответствующему КБК | 2. Не более ЛБО, доведенных по соответствующему КБК |
3. Возможно последующее авансирование выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных госконтрактом работ в объеме произведенного авансового платежа. Общая сумма авансирования - не более 70 процентов суммы госконтракта |
Оплата денежного обязательства получателя средств федерального бюджета может быть санкционирована органом казначейства и в случае превышения предельного размера авансового платежа, если размер авансового платежа не превышает сумму аванса, предусмотренную госконтрактом (см. письмо Минфина России и Федерального казначейства от 10.02.2015 NN 02-01-09/5578, 07-04-05/05-91). В то же время при подобных обстоятельствах казначейский орган обязан довести информацию о нарушении до получателя бюджетных средств путем направления Уведомления о нарушении установленных предельных размеров авансового платежа, а также обеспечить доведение указанной информации до соответствующего главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (абзац третий п. 11 Порядка, утв. приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н)*(2).
Для казенных учреждений и органов власти субъектов РФ, а также для муниципальных казенных учреждений могут предусматриваться различные требования по ограничению авансовых платежей (см., например, ч. 1 ст. 13 Закона Омской области от 28.12.2016 N 1939-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", ч. 7 ст. 8 Закона Курской области от 13.12.2016 N 103-ЗКО "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", п. 8 Постановления Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 30.12.2016 N 563-п "О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", ч. 1 ст. 12 Закона Кировской области от 08.12.2015 N 598-ЗО "Об областном бюджете на 2016 год", ч. 2 ст. 35 Закона Тверской области от 24.12.2015 N 142-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2016 год", пп. 8.1 п. 8 Указ Губернатора Оренбургской области от 21.12.2016 N 942-ук "О мерах по реализации Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2016 год").
___________________
*(1) Аналогичная норма предусмотрена п. 36 Постановления N 1456. В 2015 году специалисты финансового ведомства указывали, что аналогичные положения пп. "б" п. 29 постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 могут быть распространены на контракты о выполнении работ по строительству, реконструкции и капремонту, предусматривающие в т.ч. и разработку проектной документации (письмо Минфина России от 02.06.2015 N 02-03-09/31921).
*(2) Аналогичная норма была предусмотрена абзацем третьим п. 14 Порядка, утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н и применявшимся до 04.02.2017.
Темы
Особенности правового положения казенных учреждений
Предварительная оплата (аванс)
См. также
Расчеты по выданным авансам. Счет 206 00 (для госсектора)
Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для бюджетных (автономных) учреждений
Исполнение бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.