Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение. Счет 304 01 (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 267 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), средства, порядок дальнейшего использования которых при их поступлении не ясен, как правило, квалифицируются как "денежные средства во временном распоряжении". При наступлении определенных событий такие денежные средства могут быть:
- возвращены плательщику;
- перечислены по назначению (например, в доход соответствующего бюджета);
- зачислены в состав доходов бюджетного (автономного) учреждения.
При организации бухгалтерского учета и разработке учетной политики необходимо проводить четкую границу между доходами учреждения и средствами во временном распоряжении. Дело в том, что на дату поступления средств во временное распоряжение у учреждения нет правовых оснований рассматривать это событие в качестве увеличения экономических выгод организации или получения возможности полезного использования средств в течение отчетного периода.
Для учета расчетов, возникающих при поступлении в учреждения таких средств, применяется счет 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (см. также письмо Минфина России от 10.09.2013 N 02-07-10/37335).
При отражении в учете любых операций со средствами во временном распоряжении в 18 разряде номера счета бухгалтерского учета указывается код вида деятельности "3" (п. 21 Инструкции N 157н).
К средствам во временном распоряжении, в частности, относятся:
1) обеспечительные платежи, в т.ч. суммы, перечисляемые (вносимые) участниками торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях обеспечения заявок на участие в конкурсах, а также в целях обеспечения исполнения контрактов*(1);
2) денежные средства, полученные на ответственное хранение;
3) суммы, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами (при наложении ареста на имущество обвиняемого или подозреваемого);
4) залоговые суммы, в том числе:
- суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции уполномоченных должностных лиц;
- суммы, вносимые арендаторами (например, по договору проката).
Как средства, полученные во временное распоряжение, следует учитывать денежные средства, поступающие на номинальные счета, открываемые опекуну или попечителю в лице государственных (муниципальных) учреждений, для поступления и расходования денежных средств подопечного лица (см. письмо Минфина России от 24.02.2015 N 02-07-10/9237).
Кроме того, в случаях, если в соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми грантодателями с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства также следует отражать как средства во временном распоряжении (письма Минфина России от 25.01.2016 N 02-07-10/2899, от 16.10.2015 N 02-07-10/59926).
Согласно п. 268 Инструкции N 157н аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на Многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю в разрезе:
- видов поступлений (обязательств, в обеспечение которых они поступили);
- направлений использования средств.
Синтетический учет операций по счету 304 01 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. 269 Инструкции N 157н).
Средства во временном распоряжении могут поступать как в кассу организации госсектора, так и на лицевые счета (счета в кредитных организациях)*(2). Соответственно, и возврат (передача по принадлежности) таких средств может осуществляться не только в безналичном порядке, но и через кассу. В то же время конкретный порядок взаиморасчетов по определенным видам средств, поступающих во временное распоряжение, определяется соответствующим правовым актом.
Операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств (в т.ч. казенных учреждений), должны учитываться на специальных лицевых счетах, если иное не предусмотрено действующими нормативными актами (письма Минфина России от 26.09.2014 N 02-03-07/48208, от 19.12.2014 N 02-03-09/65905). Порядок проведения операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, утвержден приказом Федерального казначейства от 11.12.2015 N 25н. А вот для бюджетных и автономных учреждений, обслуживающихся в органах казначейства, соответствующими правовыми актами, как правило, не предусматривается возможность открытия отдельных лицевых счетов для учета средств, поступающих в их временное распоряжение. Таким образом составлен, например, Порядок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, который распространяется на все организации, обслуживаемые органами Федерального казначейства. Согласно п. п. 5 и 6 данного документа денежные средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных (автономных) учреждений, зачисляются на тот же лицевой счет, на котором отражаются суммы:
- субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий;
- получаемые в рамках осуществления приносящей доход деятельности.
Операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" КОСГУ, а по выбытию - с применением статьи 610 "Выбытие со счетов бюджетов" КОСГУ (письма Минфина России от 02.12.2015 N 02-05-12/70210, от 08.10.2014 N 02-07-07/50609, от 16.03.2015 N 02-05-10/14013, Федерального казначейства от 15.12.2014 N 42-7.4-05/2.2-772).
Учитывая экономический характер активов и обязательств средств во временном распоряжении, для отражения расчетов могут применяться счета 3 201 00 000 "Денежные средства учреждения", 3 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение", 3 208 91 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов", 3 209 81 000 "Расчеты по недостачам денежных средств", 3 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами"*(3) (см., в частности, п. 1.1.14 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
Остатки денежных средств (в т.ч. и средства бюджетных субсидий), могут быть направлены на погашение обязательств бюджетного и автономного учреждения (п.п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ)*(4). Одновременно с поступлением средств во временное распоряжение у организации госсектора возникает соответствующая кредиторская задолженность (обязательство по возврату или перечислению средств по принадлежности). В то же время, как было указано выше, средства во временном распоряжении очень часто учитываются у бюджетных (автономных) учреждений на одном лицевом счете со средствами от приносящей доход деятельности и средствами субсидий на выполнение государственных и муниципальных заданий. Поэтому очень важно должным образом организовать обособленный учет средств во временном распоряжении от иных средств. Проблему организации обособленного учета по кассе решил приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н - утвержденная этим приказом форма Кассовой книги (ф. 0504514) предусматривает требование об отражении в графах 6 и 7 данных о поступлении и выбытии средств во временном распоряжении.
Бюджетные и автономные учреждения могут заключать от лица органов власти (местного самоуправления) государственные (муниципальные) контракты при осуществлении капвложений. Для оплаты обязательств по этим контрактам органы власти (местного самоуправления) в установленном порядке открывают специальные лицевые счета по переданным полномочиям в казначейских органах.
В то же время денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявок или обеспечения исполнения контрактов, в данном случае должны зачисляться не на лицевой счет по переданным полномочиям, а на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытый соответствующему органу власти (местного самоуправления) (см. письма Минфина России и Федерального казначейства от 01.07.2014 N 02-01-09/31807, N 42-7.4-05/5.7-400, Федерального казначейства от 06.08.2014 N 42-7.4-05/5.1-486).
Казенными учреждениями средства во временном распоряжении, которые по каким-либо причинам не подлежат возврату (перечислению по принадлежности), должны перечисляться в доход бюджета. В то же время бюджетными и автономными учреждениями такие суммы вполне обоснованно могут переводиться в состав собственных средств. Например, в случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта (договора) денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, учитываются казенным учреждением в качестве дохода бюджета, а бюджетным (автономным) учреждением - в качестве собственных доходов от приносящей доход деятельности.
Если перевод средств во временном распоряжении в состав собственных средств бюджетного (автономного) учреждения осуществляется в связи с тем, что сумма кредиторской задолженности не была подтверждена по результатам инвентаризации кредитором, то эту сумму необходимо отразить на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" для наблюдения в течение срока исковой давности (п. 371 Инструкции N 157н).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, смотрите в путеводителях:
- для бюджетных и автономных учреждений.
_______________________
*(1) Напомним, что банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта в соответствии с п. 351 Инструкции N 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (см. также письмо Минфина России от 27.06.2014 N 02-07-07/31342).
*(2) Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финорганах субъектов РФ, муниципальных образований).
*(3) Наличие показателей по счету 3 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" допускается для бюджетных и автономных учреждений.
*(4) В настоящее время применяется порядок обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, предусмотренный ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.19 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и ст. 46 НК РФ.
Тема
Прочие расчеты с кредиторами. Счет 304 00 (для госсектора)
См. также
Счет 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.