Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (бюджетная смета)
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Кроме того, при составлении бюджетной сметы должны учитываться объемы финансового обеспечения для осуществления закупок согласно утвержденным Планам закупок. В свою очередь, Планы закупок утверждаются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями всех типов формируются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Так, например, согласно п.п. 11, 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты:
- на оказание соответствующих государственных услуг;
- на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления федеральному казенному учреждению.
Под составлением бюджетной сметы понимается установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (п. 3 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, далее - Общие требования).
Формирование проекта сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета (ГРБС).
Приказом Минфина России от 30 сентября 2016 г. N 168н в Общие требования внесены изменения, которые применяются при составлении, утверждении и ведении сметы:
- федеральных государственных учреждений, начиная с составления, утверждения и ведения сметы на 2017 г. (плановый период 2018 и 2019 гг.);
- государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений), начиная с составления, утверждения и ведения сметы на 2018 г. (плановый период 2019 и 2020 гг.).
Изменения коснулись необходимости формирования и ведения бюджетных смет в системе "Электронный бюджет" (п. 1 Общих требований).
Кроме того, в бюджетной смете расходы государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, должны указываться обособленно (Раздел 2) от расходов, осуществляемых в целях обеспечения выполнения функций органами государственной власти (государственными органами) (Раздел 1) (п. 3, приложение N 1 Общих требований).
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, являющиеся неотъемлемой частью сметы (изменений сметы), должны формироваться на этапе составления проекта закона (решения) о бюджете (п. 6 Общих требований). Данные этих расчетов учитываются ГРБС (РБС) при составлении обоснования бюджетных ассигнований (ОБАС).
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы, прилагаются к представленной на утверждение смете и утверждаются одновременно с ней не позднее десяти рабочих дней со дня доведения лимитов (п.п. 6, 8 Общих требований).
Утвержденная смета, изменения в смету и расчеты (обоснования) плановых сметных показателей направляются ГРБС (п. 10.1 Общих требований).
Таким образом, утверждению бюджетной сметы или внесению в нее изменений предшествует доведение лимитов бюджетных обязательств. Иными словами, если объем доведенных до учреждения с начала текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств по определенному коду (кодам) бюджетной классификации превышает соответствующие показатели изначально утвержденной бюджетной сметы, то в нее должны быть внесены изменения. По смыслу приведенных выше требований бюджетного законодательства изменения в бюджетную смету должны вноситься "в режиме реального времени" в течение всего года - эта смета является не формальным документом, а главным правовым основанием для расходования бюджетных средств.
В соответствии с п. 4 Общих требований показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. При этом дополнительно могут быть утверждены иные показатели, в т.ч. аналитические, детализирующие лимиты бюджетных обязательств (абзац третий п. 2 ст. 221 БК РФ, письмо Минфина России от 18.08.2014 N 02-01-10/41203). К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы (п. 6 Общих требований).
Таким образом, бюджетная смета является документом, содержащим задание главного распорядителя бюджетных средств о направлениях и объеме расходования средств по их экономическому содержанию.
В рамках исполнения бюджетной сметы могут осуществляться расходы по содержанию имущества, не закрепленного за соответствующей организацией госсектора на праве оперативного управления (письма Минфина России от 08.10.2013 N 02-03-09/41926, от 18.04.2014 N 02-03-10/18157).
В бюджетной смете получателя бюджетных средств не могут быть спланированы расходы по возмещению ущерба публично-правового образования, нанесенного этим получателем бюджетных средств (ст.ст. 70, 221 БК РФ; письма Минфина России от 29.12.2014 N 02-01-10/68389, от 14.07.2014 N 02-10-09/34216).
Общие требования к ведению бюджетной сметы учреждения содержат ссылку на рекомендуемый образец Изменений показателей бюджетной сметы (Приложение N 2 к Общим требованиям).
Согласно п. 11 Общих требований при оформлении данного документа необходимо указывать только величину изменений соответствующих показателей:
- суммы увеличения объемов сметных назначений - со знаком "плюс";
- суммы уменьшения объемов сметных назначений - со знаком "минус".
В соответствии с п. 13 Общих требований документ "Изменение показателей бюджетной сметы" утверждается руководителем учреждения в соответствии с п. 8 Общих требований, если иной порядок не установлен главным распорядителем средств бюджета в соответствии с п. 2 Общих требований.
Из содержания приведенных выше положений Общих требований недвусмысленно следует, что по итогам текущего финансового года в качестве бюджетной сметы, являющейся правовым основанием для расходования бюджетных средств, может рассматриваться совокупность следующих документов, утвержденных и согласованных в установленном порядке:
- "Бюджетная смета" (по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении N 1 к Общим требованиям);
- "Изменение показателей бюджетной сметы" (по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении N 2 к Общим требованиям).
Иными словами, Общие требования не содержат положения, обязывающего получателей бюджетных средств оформлять утвержденную уполномоченным должностным лицом бюджетную смету (в виде единого документа), при составлении которой будут учитываться все изменения, которые вносились в нее в течение текущего финансового года. В то же время очевидно, что такой сводный документ может быть оформлен для удобства работы сотрудников учреждения (без утверждения).
Конкретный порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет утверждается главными распорядителями бюджетных средств (ст. 158 БК РФ, п. 2 Общих требований). При этом большинство уполномоченных органов требуют от подведомственных им получателей бюджетных средств оформлять уточненные (сводные) бюджетные сметы по мере доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, по общему правилу, во избежание последующих разногласий с органами финансового контроля, в распоряжении получателя бюджетных средств по истечении финансового года должны быть:
- первоначально утвержденная Бюджетная смета;
- Изменения показателей бюджетной сметы, утвержденные в течении года.
Совокупные показатели данных документов должны совпадать с объемом лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя бюджетных средств в текущем финансовом году.
Кроме того, в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, по итогам финансового года может быть составлена и утверждена уполномоченными должностными лицами уточненная бюджетная смета, в которой будет обобщена вся информация, содержащаяся в перечисленных выше документах.
Тема
Особенности правового положения казенных учреждений
См. также
Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Учет санкционирования расходов в казенном учреждении
Исполнение бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства
Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ
Ответственность за нарушения при ведении бюджетных смет
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.