Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, установленных ст. 28 БК РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Правовым основанием предоставления бюджетных средств являются:
1) закон (решение) о бюджете;
2) сводная бюджетная роспись, бюджетная роспись;
3) бюджетная смета;
4) договор (соглашение);
5) иные документы.
Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, рассматривается в качестве нецелевого использования бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
После списания в установленном порядке субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям, с единого счета бюджета и их зачисления на счета бюджетных (автономных) учреждений эти субсидии теряют статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения ст. 306.4 БК РФ (см. также письмо Минфина России от 23.05.2014 N 02-03-11/24579).
Нецелевое использование бюджетных средств влечет:
- дисквалификацию должностных лиц, наложение административных штрафов (ст. 15.14 КоАП РФ);
- передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств (п. 2 ст. 306.4 БК РФ)*(1);
- бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (п. 3 ст. 306.4 БК РФ);
- уголовное наказание, при наличии состава преступления (ст. 285.1 УК РФ).
Как правило, расходы квалифицируются в качестве нецелевого использования бюджетных средств в следующих случаях.
1. Законом (решением) о бюджете и иными документами, служащими правовым основанием получения бюджетных средств, не предусмотрена принципиальная возможность осуществления тех или иных расходов.
2. Расходы могли быть произведены за счет бюджетных средств, однако при их отнесении на определенные коды бюджетной классификации не соблюдались требования:
- действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;
- документов, служащими правовым основанием получения бюджетных средств.
Иными словами, в данном случае речь идет о неправильном применении "расходных" кодов бюджетной классификации, в т.ч. кодов КОСГУ (до 1 января 2016 года) и видов расходов. По мнению специалистов финансового ведомства, нарушение методологии применения бюджетной классификации может рассматриваться в контексте ст. 15.14 КоАП РФ только в случае, если по соответствующим расходам отсутствуют документальные доказательства, подтверждающие их включение в сводную бюджетную роспись по коду бюджетной классификации в нарушение методологии применения бюджетной классификации (письмо Минфина России от 19.03.2015 N 02-10-10/15157).
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, могут быть не только получатели бюджетных средств, но иные организации, в том числе финансовые органы, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств (см., в частности, ст. 306.4 БК РФ, ст. 15.14 КоАП РФ). А вот субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, по-прежнему являются только получатели бюджетных средств.
Напомним, что в силу норм ст. 6 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. В то же время превышение произведенных учреждением расходов над соответствующими плановыми назначениями в ходе контрольных мероприятий может быть квалифицировано в качестве нарушения требований действующих нормативных правовых актов (см., в частности, письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).
Практика показывает: даже если факт нецелевого использования бюджетных средств будет установлен, необходимость привлечения должностных (юридических) лиц к ответственности будет увязываться судами с обстоятельствами конкретного дела (смотрите, в частности, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2009 N А82-4094/2009-28, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2008 N А69-1910/08-10-Ф02-5771/2008).
Так, например, согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Претензии специалистов органов финансового контроля могут быть связаны не только с нецелевым использованием денежных средств, но и с нецелевым использованием имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности и закрепленного за госучреждениями на праве оперативного управления.
В частности, в качестве нецелевого использования имущества (использования имущества на цели, не оговоренные собственником при его передаче либо предоставлении) могут рассматриваться следующие операции с ним:
- неправомерное отчуждение имущества;
- нарушение порядка распоряжения имуществом, распоряжаться которым самостоятельно в силу положений ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе (например, передача имущества в аренду или безвозмездное пользование, не согласованная с собственником).
Выявление фактов нецелевого использования имущества может привести к применению собственником имущества своего права, закрепленного п. 2 ст. 296 ГК РФ. Согласно данной норме собственник имущества вправе изъять используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Кроме того, в отдельных субъектах Российской Федерации нецелевое использование государственного (муниципального) имущества является основанием и для применения мер административной ответственности, как к учреждению, так и к соответствующим должностным лицам (см., например, ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан от 23.06.2011 N 413-з "Об административных правонарушениях"; ст. 7.4 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 726-З N 337-IV "О Кодексе Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях").
________________________________
*(1) Действие данной нормы приостановлено до 1 января 2017 года (ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ).
Тема
См. также
Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора)
Классификация расходов бюджетов
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Нецелевое использование средств по обязательному медицинскому страхованию в госучреждениях
Обзор судебной практики на тему "Нецелевое использование бюджетных средств"
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.