Расчеты по платежам в бюджеты. Счет 303 00 (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с п. 259 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 303 00 подлежат учету расчеты с бюджетами бюджетной системы РФ по видам платежей в бюджеты:
- налоговым и иным обязательным платежам, начисленным организацией госсектора в соответствии с НК РФ в качестве налогоплательщика (плательщика);
- налоговым платежам, осуществляемым организацией госсектора в качестве налогового агента (в частности, по НДФЛ, НДС);
- страховым взносам на обязательное социальное страхование, уплачиваемым в соответствии с главой 34 НК РФ "Страховые взносы"*(1), с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ;
- дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование, уплачиваемым в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ;
- иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством РФ.
Для учета расчетов по уплате основных видов налогов и страховых взносов Единым планом счетов предусмотрены отдельные аналитические счета, открываемые к счету 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" (303 01 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц", 303 02 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", 303 03 "Расчеты по налогу на прибыль организаций" и т.д).
Если по какому-либо налогу, иному платежу в бюджет Инструкцией N 157н не предусматривается возможность учета расчетов с использованием специального аналитического счета к счету 303 00 или иного счета бухгалтерского учета, расчеты подлежат отражению на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Данное правило применяется, в частности, при учете расчетов по начислению и уплате:
- транспортного налога;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водного налога;
- сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- налоговых платежей, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов (в том числе УСН, ЕНВД);
- государственной пошлины;
- акцизов.
ДАТА (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете организаций госсектора в настоящее время нормативно не урегулированы (см., в частности, письмо Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857). Возможны следующие варианты принятия обязательств в части задолженности по уплате налоговых платежей, начисленной по итогам налогового периода:
- в качестве обязательств отчетного периода - по состоянию на отчетную дату отражается кредиторская задолженность в сумме начисленных налогов по итогам налогового периода;
- в качестве обязательств текущего финансового года. В этом случае операции по начислению задолженности в бухгалтерском учете могут быть отражены, например, датой представления налоговой декларации и не найдут отражения в бухгалтерской (бюджетной) отчетности за период, совпадающий с налоговым периодом.
Казенным учреждениям целесообразно уделить особое внимание выбору оптимального порядка признания налоговых обязательств. Второй вариант, на наш взгляд, позволит избежать претензий со стороны органов финконтроля по вопросам нарушения порядка принятия бюджетных обязательств, и, соответственно, исключит риск привлечения должностных лиц к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Кроме того, даже выбрав второй из предложенных вариантов, в целях формирования качественной и достоверной бухгалтерской отчетности организации госсектора желательно предусмотреть в своей учетной политике (см. образец) положение, согласно которому информация об итоговой кредиторской задолженности по налогам и взносам за отчетный год (по налогу на прибыль, по налогу на имущество и т.д.) признается существенной*(2) и подлежит отражению в отчетном периоде. В этом случае суммы налогов и взносов, подлежащие уплате в очередном году, отражаются на счетах санкционирования расходов с указанием аналитической группы 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)" - как обязательства, принятые в пределах лимитов (плановых назначений) на очередной финансовый год (см. письма Минфина России от 07.11.2014 N 02-07-10/56182, от 26.12.2014 N 02-07-10/68478).
Согласно п. п. 260 - 262 Инструкции N 157н, а также п. 104 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" расчеты по различным платежам в бюджет учитываются:
1) получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений, то есть закреплены отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет;
2) администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.
К таким платежам, например, относятся средства, поступающие в доход бюджета:
- в погашение дебиторской задолженности прошлых лет;
- в возмещение причиненного ущерба от хищений и (или) недостач средств;
- в качестве доходов казенных учреждений, полученных в рамках приносящей доход деятельности.
На счете 303 05 бюджетными (автономными) учреждениями также отражаются расчеты по перечислению в бюджет сумм дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет (письма Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236).
Аналитический учет по счету 303 00 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051), в разрезе:
- бюджетов;
- видов платежей.
Например, в целях организации аналитического учета расчетов с бюджетами по налогу на прибыль организаций к счету 303 03 могут быть открыты два аналитических счета: "Налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет" и "Налог на прибыль, уплачиваемый в региональный бюджет".
Кроме того, аналитический учет по счету 303 00 может быть организован в разрезе кодов доходов (расходов), по которым в учете отражается уплата налогов и иных платежей в бюджеты (например, при уплате страховых взносов - по кодам КОСГУ 212, 213, 220, при уплате НДС - по кодам КОСГУ 130, 180, 290 и т.д.).
Суммы переплат, произведенных по платежам в бюджеты, учитываются на счете 303 00 обособленно, то есть с применением отдельных аналитических счетов учета, открываемых к соответствующим счетам бухгалтерского учета (п. 259 Инструкции N 157н).
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам взносам (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).
Согласно требованиям п. 265 Инструкции N 157н учет операций по счету 303 00 ведется в соответствии с содержанием операций в следующих учетных регистрах:
Наименование регистра | Форма | Операции, подлежащие учету |
Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям | Начисление сумм НДФЛ | |
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками | ||
Журнал операций с безналичными денежными средствами | Оплата расчетов по платежам в бюджеты | |
Журнал по прочим операциям | Иные операции |
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по платежам в бюджеты, смотрите в путеводителях:
- для бюджетных и автономных учреждений.
________________________________
*(1) С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются главой 34 НК РФ "Страховые взносы". С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утрачивает силу.
*(2) Критерий существенности устанавливается учреждением самостоятельно и утверждается в рамках учетной политики (абзац 7 п. 1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918). При определении критерия существенности желательно принимать во внимание норму ст. 15.11 КоАП РФ, согласно которой искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Темы
Обязательства Счет 300 00 (для госсектора)
Налоги и взносы в организациях госсектора
См. также
Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма (для госсектора)
Отражение в бухгалтерском учете расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
Списание кредиторской задолженности по налогам (для госсектора)
Формы документов
Пример заполнения Карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.