Бухгалтерский учет в организациях госсектора
К основным нормативным правовым актам, регулирующим бухгалтерский учет в организациях государственного сектора, относятся:
- Бюджетный кодекс РФ (в т.ч. ст. 264.1 "Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности");
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ);
- федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора;
- Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета..., утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н (применяется всеми организациями государственного сектора, в том числе государственными (муниципальными) учреждениями всех типов).
Общие требования к ведению бухгалтерского учета в организациях государственного сектора приведены в главе 2 Закона N 402-ФЗ, в разделе II федерального стандарта "Концептуальные основы ..." (далее - Стандарт "Концептуальные основы"), п.п. 3, 13 Инструкции N 157н.
Инструкция N 157н определяет порядок и правила отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском (бюджетном) учете, но не регламентирует порядок осуществления хозяйственных операций (письмо Минфина России от 08.07.2013 N 02-06-10/26266). Это в полной мере относится и к федеральным стандартам.
Бухгалтерский учет ведется в валюте РФ - в рублях (п. 34 Стандарта "Концептуальные основы"). Документирование операций, ведение учетных регистров осуществляется на русском языке, а первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык в соответствии с правилами, установленными в рамках формирования своей учетной политики (п. 31 Стандарта "Концептуальные основы").
Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы вне зависимости от их типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности (п. 19 Стандарта "Концептуальные основы", абзац 7 п. 3 Инструкции N 157н).
На основе Единого плана счетов и Инструкции N 157н субъектами учета (организациями государственного сектора) применяются соответствующие Планы счетов и Инструкции по их применению:
Субъект учета |
Акт органа власти, которым утверждены План счетов и Инструкция по его применению |
Казенные учреждения; Органы государственной власти (местного самоуправления); Бюджетные и автономные учреждения (в части операций, связанных с исполнением публичных обязательств, а также использованием средств бюджетных инвестиций); Иные участники бюджетного процесса |
приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н |
Бюджетные учреждения |
приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н |
Автономные учреждения |
приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н |
Порядок ведения бухгалтерского учета в конкретной организации государственного сектора определяется с учетом:
1) особенностей ее правового положения, устанавливаемых, в частности, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
2) положений закона (решения) о бюджете соответствующего публично-правового образования, а также правового акта, определяющего порядок реализации такого закона (решения) (см., например, Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496);
3) положений правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется планирование финансового обеспечения деятельности (см. приказы Минфина России от 20.11.2007 N 112н, от 28.07.2010 N 81н);
4) порядка применения бюджетной классификации в целях бухгалтерского учета (см. приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н);
5) требований правовых актов, определяющих порядок обслуживания в органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов (см., в частности, приказы Минфина России от 30.12.2015 N 221н, Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, от 19.07.2013 N 11н, от 08.12.2011 N 15н).
Единые требования к оформлению первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета установлены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. В качестве приложений к данному приказу утверждены перечни первичных документов и регистров бухгалтерского учета, обязательных к применению в любых организациях государственного сектора. Кроме того, в соответствующих приложениях к приказу приведены формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также Методические указания по их применению (по тем первичным документам и учетным регистрам, которые применяются исключительно в организациях государственного сектора).
Бухгалтерская (бюджетная) отчетность формируется организациями госсектора с учетом следующих требований:
Субъект учета |
Правовые акты, в соответствии с которыми составляется и представляется отчетность |
Казенные учреждения; Органы государственной власти (местного самоуправления); Бюджетные и автономные учреждения (в части операций, связанных с исполнением публичных обязательств, а также использованием средств бюджетных инвестиций); Иные участники бюджетного процесса |
Раздел VIII.1 "Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности" БК РФ
Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н |
Бюджетные учреждения |
Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н |
Автономные учреждения |
В марте 2012 года начато общественное обсуждение Федеральных стандартов учета и отчетности для государственного сектора (см. Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, утвержденную приказом Минфина России от 28.02.2018 N 36н*(1), а также проекты федеральных стандартов и иные материалы по данной теме на официальном сайте Минфина России по ссылке www.minfin.ru в разделе "Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора"). Федеральные стандарты разрабатываются с учетом положений Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждены приказом Минфина России от 23.03.2015 N 45н.
Согласно вновь утвержденной программе 6 новых федеральных стандартов должны вступить в силу в 2019 году. В 2020 году планируется начало применения еще 10 федеральных стандартов. Завершить работу по внедрению федеральных стандартов Минфин планирует в 2021 году - в течение этого года вступят в силу еще 8 новых приказов. См. подробнее ...
С 1 января 2018 года применяются первые 5 федеральных стандартов:
Наименование стандарта |
Вопросы, регулируемые стандартом |
Планируемое начало применения приказа |
Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора |
Цели составления отчетности; Объекты бухучета; Методы оценки активов и обязательств; Правила ведения бухучета; Требования к инвентаризации; Требования к информации в бухотчетности; Определения и порядок признания в учете объектов учета; Оценку (измерение) объектов учета; Правила раскрытия информации в отчетности |
1 января 2018 года |
Порядок отражения основных средства в учете и отчетности |
||
Порядок расчета, признания и восстановления убытков от обесценения активов; Требования к раскрытию информации по обесценению активов |
||
Стандарт надо применять тем организациям госсектора, которые: 1) передают в аренду или безвозмездное пользование имущество, закрепленное на праве оперативного управления или имущество казны; 2) получают на праве аренды или безвозмездного пользования имущество. |
||
Основы формирования и порядок представления бухотчетности общего назначения; Обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия показателей бухотчетности, публикация которых является обязательной |
Начиная с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности 2018 года |
Одновременно с внедрением новых федеральных стандартов вносятся изменения в положения действующих в настоящее время инструкций по учету, отчетности и оформлению документов: NN 157н, 162н, 174н, 183н, 191н, 33н и 52н.
------------------
*(1) Вступил в силу с 10 апреля 2018 года. До этой даты разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора осуществлялась в соответствии с приказами Минфина России от 31.10.2017 N 170н и от 10.04.2015 N 64н.
Обзоры изменений законодательства
Конструктор правовых документов
Тема
Госсектор: учет, отчетность, финконтроль
См. также
Организация бухгалтерского учета (для госсектора)
Нефинансовые активы. Счет 100 00 (для госсектора)
Финансовые активы. Счет 200 00 (для госсектора)
Обязательства Счет 300 00 (для госсектора)
Финансовый результат. Счет 400 00 (для госсектора)
Санкционирование расходов. Счет 500 00 (для госсектора)
Забалансовый учет (для госсектора)
Применение бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета
Бухгалтерская (бюджетная) отчетность
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.