Документальное оформление расходов при осуществлении капитального строительства подрядчиком (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии:
- с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования;
- со сметой, определяющей цену работ.
Техническая документация для строительных работ разрабатывается в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87), Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (СНиП 11-04-2003).
Смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ и образцы составления сметной документации приведены в соответствующей методике (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Согласно положениям ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.
После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации сметная стоимость строительства утверждается руководителем госучреждения (иными уполномоченными лицами).
Утверждение проектно-сметной документации до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации неправомерно (п. 38 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145).
Информация о затратах, осуществляемых госучреждением в ходе строительства, отражается в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам либо содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
В соответствии с Указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее - Указания N 100), для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется Акт о приемке выполненных работ (ф. N КС-2). Этот акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (ф. N КС-6А), который ведется в подрядной организации. Кроме того, в соответствии с Указаниями N 100 для расчетов с заказчиками за выполненные работы используется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. N КС-3).
Таким образом, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами для оплаты госучреждением - заказчиком стоимости выполненных строительных работ подрядная организация обязана представлять формы NN КС-2 и КС-3. Уполномоченные органы подчеркивают: данные формы оформляются даже в том случае, если по договору подряда стоимость поручаемых подрядчику строительных или ремонтных работ определяется согласованной в договоре фиксированной ценой и расчеты за выполненные работы и затраты производятся в пределах указанной твердой договорной цены (смотрите письмо Госкомстата России от 31.05.2005 N 01-02-9/381, письмо Минфина России от 08.05.2013 N 02-06-10/16311).
После сообщения генподрядчика (подрядчиков) о том, что строительство полностью завершено (объект готов к сдаче в эксплуатацию), осуществляется окончательная передача построенного объекта. Акт, составляемый согласно ст. 753 ГК РФ, является двусторонним документом и применяется заказчиком строительства и подрядчиком для передачи объекта, он определяет, прежде всего, переход от подрядчика к заказчику риска случайной гибели или повреждения результата работы. Учитывая положения ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, полагаем, что такой акт должен составляться по форме N КС-11 (данная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Согласно п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 при осуществлении строительства объекта по договору строительного подряда, в котором этапы работ не выделялись, Акты (ф. N КС-2) подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Данные акты не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает переход риска на заказчика.
Таким образом, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ заказчиком, то Акты (ф. N КС-2), подписываемые заказчиком в отношении работ, выполненных подрядчиком за отчетный месяц, являются основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся расчеты с подрядчиком, и не являются принятием результата работ заказчиком. В подобных ситуациях стоимость работ, принимаемых по Актам (ф. N КС-2), до приемки результата выполненных по договору строительного подряда работ (отдельного этапа работ) должна учитываться в бухгалтерском учете учреждения-заказчика обособленно.
Для проведения текущего ремонта также составляется смета (локальная смета), а в случае проведения капитального ремонта, кроме локальной сметы, должен быть составлен сводный сметный расчет. Кроме того, в соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации установлены Положением N 87.
Факт выполнения подрядчиком работ в рамках капитального или текущего ремонта зданий, сооружений также может подтверждаться на основании Актов (ф. N КС-2) и Справок (ф. N КС-3).
Для принятия к бухгалтерскому учету результаты работ по капитальному ремонту, реконструкции должны оформляться Актами приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). На основании данных, содержащихся в таких актах, соответствующая информация отражается в Инвентарных карточках (ф. 0504031).
Темы
Организация бухгалтерского учета при осуществлении капитального строительства (для госсектора)
См. также
Учет объектов незавершенного строительства в случае их государственной регистрации (для госсектора)
Учет расходов на разработку проектно-сметной документации (для госсектора)
Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
Формы документов
Пример заполнения справки КС-3
Еще...
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности