Материально ответственное лицо (лицо, ответственное за хранение нефинансовых активов) (для госектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, аналитический учет основных средств, материальных запасов, а также иных нефинансовых активов должен вестись в разрезе материально ответственных лиц (см., например, п.п. 54, 119, 126 Инструкции N 157н).
Кроме того, унифицированные формы первичной учетной документации по учету различных нефинансовых активов (прежде всего основных средств и материальных запасов), а также регистры бухгалтерского учета (в том числе оформляемые по результатам инвентаризации) содержат требование об указании в них фамилий и инициалов лиц, ответственных за хранение соответствующих объектов. В ряде случаев такие лица также обязаны ставить в первичных документах и учетных регистрах свою личную подпись.
Действующие нормативные правовые акты не содержат разъяснений относительно того, какой именно сотрудник может являться материально ответственным лицом (лицом, ответственным за хранение объектов имущества) и, соответственно, какой работник должен подписывать эти документы.
Из положений действующего законодательства вытекает необходимость организации оперативного и достоверного учета всех материальных ценностей, закрепленных за госучреждением, в том числе и в целях эффективного использования бюджетных средств (ст.ст. 28, 34 БК РФ, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Одним из непременных условий выполнения данных требований, безусловно, является назначение лиц, ответственных за хранение конкретных материальных ценностей. В обязанности таких сотрудников, в частности, могут входить:
1) периодическая проверка наличия вверенных им объектов;
2) участие в инвентаризации (при проверке наличия соответствующих материальных ценностей).
По нашему мнению, перечень ответственных лиц должен быть предусмотрен локальными нормативными актами организации (должностными инструкциями, приказами руководителя и т.п.). Кроме того, обязанность обеспечить сохранность конкретного имущества работодателя может быть установлена трудовым договором с работником. В аналогичном порядке за сотрудниками может быть закреплено и имущество казны (см. письмо Минфина России от 30.12.2013 N 02-06-010/58448).
В бухгалтерском учете передача нефинансовых активов ответственному лицу в его ведение (на хранение) может отражаться на основании документов, в соответствии с которыми определенные активы принимаются к балансовому (забалансовому) учету, или же на основании документов, которые обычно оформляются при внутреннем перемещении.
Материально ответственным (ответственным) лицом, которое указывается в формах первичной учетной документации по учету нефинансовых активов (регистрах бухгалтерского учета), не обязательно должен быть сотрудник, с которым заключен письменный договор о полной материальной ответственности.
Исчерпывающий перечень случаев, когда на работника возлагается полная материальная ответственность, содержится в ст. 243 ТК РФ. К таким случаям, в частности, относится недостача ценностей, вверенных работнику на основании:
- специального письменного договора;
- разового документа.
Возможность заключения с конкретным работником письменного договора о полной материальной ответственности не поставлена законодательством в зависимость от того, указан ли данный работник в качестве материально ответственного лица (лица, ответственного за хранение), в первичных документах (учетных регистрах). Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне, утвержденном постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 (см. также письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1). При этом из буквального толкования части первой ст. 244 ТК РФ следует, что работодатель может заключить с работником договор о полной индивидуальной материальной ответственности, но вовсе не обязан это делать, даже если должность работника включена в Перечень. По отдельным объектам (например, по объектам недвижимости) просто нет смысла устанавливать полную индивидуальную материальную ответственность. Дело в том, что договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключается именно по поводу недостачи вверенного на основании этого договора конкретного имущества.
Сам по себе факт указания сотрудников в качестве материально ответственных лиц (лиц, ответственных за хранение имущества) в первичных документах (учетных регистрах) не является основанием для заключения с ними договоров о полной материальной ответственности или для их "автоматического" привлечения к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный вверенному таким образом имуществу.
Независимо от того, заключен ли с работником договор о полной материальной ответственности, такая ответственность может возлагаться на работника в случае недостачи ценностей, полученных им по разовому документу (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ). При этом вверить имущество на основании разового документа можно, в принципе, любому работнику - законодательством это четко не регламентировано. В подобных целях также могут применяться документы, которые обычно оформляются при внутреннем перемещении нефинансовых активов, однако в данном случае при их оформлении следует указывать, что имущество передается (закрепляется) на условиях полной индивидуальной материальной ответственности.
Если основные средства используются в течение рабочего дня, а затем сдаются на склад, то кладовщик будет нести полную материальную ответственность за недостачу основных средств в период их хранения на складе на основании договора о полной материальной ответственности, а работники, непосредственно использующие основные средства, - с момента получения имущества со склада на основании разового документа (накладной) до момента возвращения имущества на склад.
В отсутствие договора о полной материальной ответственности и иных оснований для привлечения к такой ответственности работник несет материальную ответственность только за причиненный его виновными действиями (бездействием) ущерб и лишь в пределах своего среднего месячного заработка.
Тема
Нефинансовые активы. Счет 100 00 (для госсектора)
См. также
Основные средства. Счет 101 00 (для госсектора)
Материальные запасы. Счет 105 00 (для госсектора)
Вложения в нефинансовые активы. Счет 106 00 (для госсектора)
Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
Забалансовый учет (для госсектора)
Материальная ответственность работника
Удержание для возмещения ущерба, причиненного имуществу работодателя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.