Хранение электронных бухгалтерских документов и учетных регистров на машинных носителях (для госсектора)
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
Согласно п. 14 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), при наличии технической возможности организация госсектора вправе осуществлять хранение на машинных носителях:
- первичных (сводных) учетных электронных документов;
- электронных учетных регистров.
В этом случае все документы должны быть заверены электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ). Порядок хранения электронных документов, электронных регистров для обеспечения их сохранности, а также порядок изготовления бумажных копий электронных документов и электронных регистров устанавливается в рамках формирования учетной политики (Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, письма Минфина России от 03.06.2014 N 02-07-05/26571, от 30.09.2013 N 02-06-10/40454).
В настоящее время для организации хранения бухгалтерских документов, в т. ч. первичных учетных документов, регистров бухучета, подготовленных в электронном виде, подписанных электронной подписью, применяются (см. Информацию Минфина России от 11.09.2015 N ПЗ-13/2015):
- Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 (в части, не противоречащей актам, изданным позднее);
- Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах госвласти, местного самоуправления и организациях, утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ по общему правилу информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. В то же время федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами может быть установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета (п. 4 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). До принятия соответствующих федеральных стандартов организациям госсектора необходимо руководствоваться положениями Приложения N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, согласно которым первичные учетные документы составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
Обойтись полностью без бумажных носителей не получится в любом случае. Так, согласно частям 6, 8 ст. 9, частям 7, 9 ст. 10 Закона N 402-ФЗ и п. п. 7, 17 Инструкции N 157н на бумажных носителях копии электронных документов (регистров), хранящихся на машинных носителях, необходимо формировать:
1) по письменному запросу других участников хозяйственных операций и иных органов (лиц) в установленных случаях;
2) по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры;
3) если машинные носители, на которых они хранятся, изымаются в установленном порядке (сами копии включаются в документы бухгалтерского учета).
При формировании копии электронного документа на бумажном носителе целесообразно проставлять отметку "Копия электронного документа".
Сроки хранения электронных документов (регистров) устанавливаются в том же порядке, что и в отношении документации, формируемой на бумажных носителях - согласно Перечню, утвержденному приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ, п. 14 Инструкции N 157н).
Кроме того, госучреждение обязано организовать хранение средств, обеспечивающих:
- воспроизведение электронных документов;
- проверку подлинности электронной подписи.
Эти технические средства должны храниться не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Электронные регистры не обязательно формировать на бумажных носителях (смотрите ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). В то же время, учитывая положения п. 11 Инструкции N 157н, хранение электронных регистров бухгалтерского учета в госучреждении желательно обеспечить как в виде электронного документа (с применением электронной подписи), так и на бумажных носителях. Периодичность формирования учетных регистров (Журналов операций) на бумажных носителях следует определить в рамках мероприятий по организации документооборота (учетной политики), это может быть:
- операционный день;
- месяц;
- квартал.
С этой же периодичностью на бумажных носителях могут формироваться Реестры первичных (сводных) электронных документов, относящихся к соответствующим Журналам операций. Подобные Реестры подшиваются в отдельную Папку (Дело).
Хранение электронных документов и электронных регистров целесообразно сопровождать хранением:
- соответствующих электронных или бумажных журналов учета;
- сертификатов ключей подписей и средств, обеспечивающих возможность работы с электронными документами и электронной подписью;
- документов, подтверждающие статус сертификатов ключей подписи.
Кроме того, в учетной политике или ином локальном акте организации госсектора должны предусматриваться меры по защите информации от несанкционированного доступа и воздействия.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем госучреждения (ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Соответственно, в настоящее время не допускается формирование, представление и хранение промежуточной и годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности исключительно в электронной форме, даже если для ее утверждения использовалась электронная подпись - один экземпляр отчета обязательно должен быть оформлен на бумаге.
Тема
Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности (для госсектора)
См. также
Применение электронной подписи в целях бухгалтерского учета и налогообложения
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июнь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив Энциклопедии решений "Бюджетная сфера":
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности