Учет бюджетным (автономным) учреждением "доходных" операций по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность"
Бюджетные (автономные) учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Все доходы учреждения, поступающие в рамках приносящей доход деятельности как в денежной, так и в натуральной формах, должны отражаться в учете с применением кода вида деятельности 2. При этом речь идет как о доходах от реализации товаров (работ, услуг) за плату, так и о внереализационных доходах. Например:
Содержание операции | Дебет | Кредит | |
Начисление доходов от реализации - от оказания платных услуг (выполнения работ за плату) | 2 205 30 560 | 2 401 10 130 | |
Принятие к учету объектов имущества, полученных в виде дара, пожертвования | 2 100 00 300 | 2 401 10 180 |
Однако порой бывает достаточно сложно провести границу между приносящей доход деятельностью и деятельностью с различными видами целевых средств (в т.ч. бюджетных субсидий, средств ОМС).
Путь к решению проблемы - применение нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету во взаимосвязи с нормами гражданского и бюджетного законодательства.
Так, согласно п.п. 5, 6 ст. 123.22 и п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетные, автономные учреждения вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
- соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют средства субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий по целевому назначению и в соответствии с требованиями действующего законодательства (письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами бюджетных субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных (автономных) учреждений. При этом речь идет о доходах, поступающих как в денежной, так и в натуральной формах.
Данное правило в полной мере применимо и к деятельности с иными целевыми средствами (например, со средствами ОМС), если иное не будет предусмотрено стороной, предоставляющей целевые средства.
Возможность самостоятельного распоряжения полученным имуществом (в т.ч. денежными средствами) является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2". Исключение из данного правила предусмотрено для операций по получению иного движимого имущества от собственника - поступление такого имущества должно отражаться по виду деятельности "4". Таким имуществом бюджетные (автономные) учреждения могут распоряжаться самостоятельно, однако снабжение этих учреждений имуществом, которое будет использоваться исключительно в рамках приносящей доход деятельности, не относится к функциям (полномочиям) учредителя.
На практике приведенные выше правила "работают" следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислен доход в виде предъявленной неустойки (пени, штрафа) по условиям гражданско-правового договора, оплата которого осуществляется в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7"*(1) | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 |
Начислен доход в сумме, изъятой учреждением в установленном порядке. Ранее сумма поступила в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) в рамках вида деятельности "3" | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 |
На основании судебного решения начислен доход в виде суммы компенсации материального ущерба по контракту, заключенному учреждением от собственного имени в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7"*(2) | 2 209 40 560 | 2 401 10 140 |
Учтена сумма выявленной недостачи (хищения, потерь) нефинансовых активов, учитываемых в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7" | 2 209 70 560 | 2 401 10 172 |
Учтены материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, учитывавшихся в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7" | 2 105 00 340 | 2 401 10 180 |
Начислены доходы от реализации нефинансовых активов, учитывавшихся в рамках видов деятельности "2", "4", "5", "6", "7" | 2 200 00 560 | 2 401 10 172 |
От собственника (учредителя) получено иное движимое имущество, которым учреждение может распоряжаться самостоятельно | 4 100 30 300 | 4 401 10 180 |
Приведенные выше рекомендации по организации бухгалтерского учета согласуются с содержанием многочисленных разъяснений специалистов уполномоченных органов.
Так, например, при составлении Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) поступление доходов должно отражаться:
- по виду финобеспечения "4" - только по коду 130 КОСГУ;
- по виду финобеспечения "5" - только по коду 180 КОСГУ (п. 2.1 письма Минфина России от 26.06.2012 N 02-06-07/2335);
- через кассу - по виду финобеспечения "2".
Таким образом, в рамках видов деятельности "4", "5", "6", "7" отражаются только "доходные" операции по начислению и зачислению (перечислению) соответствующих целевых средств (бюджетных субсидий и средств ОМС), а также суммы выявленных недостач (хищений, потерь) денежных средств. Кроме того, как уже было указано выше, по виду деятельности "4" подлежат отражению операции по получению любых нефинансовых активов от собственника (учредителя).
История вопроса
До внесения изменений в Инструкцию N 33н Приказом N 199н приведенные выше рекомендации по организации бухгалтерского учета также согласовались с содержанием многочисленных разъяснений специалистов уполномоченных органов.
В частности, при составлении Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) поступление доходов должно отражалось:
- по виду финобеспечения "4" - только по кодам 130, 180 КОСГУ (п. 2.1 письма Минфина России от 26.06.2012 N 02-06-07/2335);
- по виду финобеспечения "5" - только по коду 180 КОСГУ (п. 2.1 письма Минфина России от 26.06.2012 N 02-06-07/2335);
- через кассу - по виду финобеспечения "2", а по виду финобеспечения "4" только в случае возврата должником "бюджетной" дебиторской задолженности прошлых лет (дебетовое сальдо по счетам 4 205 00 000, 4 209 00 000), сложившейся в период деятельности учреждения в качестве получателя бюджетных средств (п. 4.5.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, абзац 3 п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
______________________________
*(1) См. также письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 25.03.2013 N 02-06-07/9374, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788.
*(2) См. письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-09/23800.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности