Уменьшение объема субсидии на выполнение задания, исходя из показателей прошлого года
На практике достаточно часто орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), принимает решение о снижении годового объема субсидии на выполнение задания, основываясь на тех или иных обстоятельствах, связанных с расходованием аналогичной субсидии в прошлом году. Подобные действия не соответствуют положениям законодательства РФ. Это обусловлено самим характером денежных средств, предоставляемых в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ - данные субсидии выделяются в качестве финансового обеспечения выполнения вполне конкретного задания текущего года (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Соответственно, если следовать "букве закона" размер субсидии на выполнение задания должен зависеть только от показателей задания текущего года (объема и качества услуг (работ), нормативных затрат).
Рассмотрим несколько практических ситуаций.
Ситуация 1: По итогам прошедшего года бюджетное учреждение выполнило задание в полном объеме и с надлежащим качеством.
На 1 января текущего года на лицевом счете числится остаток средств субсидии на выполнение задания в сумме 100 000 руб. Экономия средств субсидии достигнута за счет внедрения мер, направленных на повышение эффективности использования электроэнергии. В текущем году сэкономленные средства учреждение планирует использовать в целях увеличения заработной платы работников.
Учредителем принято решение о неутверждении Плана ФХД*(1), предусматривающего использование экономии на выплату заработной платы. На сумму экономии уменьшена субсидия текущего года, размер которой изначально был определен в общеустановленном порядке.
Анализ ситуации:
1. Уменьшение субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения задания, в объеме неиспользованных остатков (экономии) на 1 января текущего года противоречит законодательству (письма Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28, от 07.11.2014 N 02-01-09/56124).
2. Экономия средств субсидии может быть направлена на осуществление незапланированных (не учтенных при определении нормативных затрат) расходов (письма Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
Не использованные в текущем году остатки средств субсидий используются в очередном году для достижения целей, ради которых созданы учреждения (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ; ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
3. Закон не обязывает учредителя принимать любые предложения учреждения по расходованию экономии и утверждать соответствующие изменения в План ФХД. В то же время учреждение не обязано перечислять экономию в доход бюджета.
Если по вопросу расходования экономии между учреждением и учредителем возникли противоречия, урегулировать их придется самостоятельно - процедура разрешения подобных споров правовыми актами не установлена.
Ситуация 2: В ходе контрольного мероприятия, организованного учредителем, установлено: бухгалтер бюджетного учреждения в прошедшем году осуществил оплату услуг по утилизации списанного оборудования за счет средств субсидии на выполнение задания, несмотря на наличие у учреждения средств по приносящей доход деятельности.
Учредителем принято решение: либо на сумму данных расходов будет уменьшена субсидия на выполнение задания следующего года, либо соответствующая сумма должна быть отнесена к расходам от приносящей доход деятельности.
Анализ ситуации:
1. Средства субсидии, предоставляемой учредителем, являются, по сути, целевыми - они предоставляются на финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания исходя из нормативных затрат на оказание госуслуг и содержание имущества (абзац первый п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Кроме того, согласно письму Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694 превышение произведенных учреждением расходов над соответствующими плановыми назначениями в ходе контрольных мероприятий может быть квалифицировано в качестве нарушения требований действующих нормативных правовых актов.
Соответственно, во избежание претензий контролирующих органов, расходы должны осуществляться согласно условиям Соглашения о предоставлении субсидии и Плана ФХД. При этом желательно предусмотреть возможность осуществления расходов в явном виде в Плане ФХД или приложениях к нему.
Таким образом, у учредителя нет достаточных оснований квалифицировать расходы в качестве нецелевого использования субсидии, если:
- задание выполнено в полном объеме и с должным качеством;
- осуществление расходов не нарушает каких-либо положений Соглашения о предоставлении субсидии и Плана ФХД.
Порядок возврата сумм, которые все-таки квалифицированы в качестве нецелевого использования средств субсидии, может быть определен Соглашением.
2. Независимо от квалификации указанных в вопросе расходов в качестве нецелевого использования субсидии, расходы по выполнению задания в очередном году должны быть профинансированы в полном объеме - исходя из показателей задания на этот год (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Как видим, учредитель не имеет права произвольно уменьшать сумму субсидии на очередной год, размер которой изначально был определен в общеустановленном порядке. Впрочем, в его распоряжении остается достаточно других инструментов, позволяющих снижать годовой объем субсидии - речь о показателях задания (объем, качество, нормативные затраты), которые могут быть установлены в меньших чем в прошлом году размерах.
По итогам года задание может быть выполнено частично, то есть объем его фактического выполнения может быть меньше, чем планировалось. Самый очевидный вариант действий учредителя - это корректировка задания по итогам года*(2) и истребование соответствующих сумм у учреждения, однако на практике по различным причинам он применяется не всегда. В некоторых случаях учредители учитывают факт недовыполнения задания при определении нормативных затрат и объема (содержания) услуг (работ) на очередной год (плановый период)*(3).
В ряде случаев по различным причинам учредитель не имеет возможности точно определить отдельные показатели задания (например, при формировании задания для детских дошкольных учреждений). Вместе с тем незначительное отклонение фактического значения этих показателей от планового значения не является существенным и не влияет на объем средств, необходимых для выполнения задания. В подобных случаях в государственном задании может быть установлен процент недовыполнения задания, при котором это задание будет считаться выполненным, однако уменьшать размер субсидии не потребуется (см. п. 3 Положения N 640).
На федеральном уровне предусмотрено перечисление субсидии в соответствии с графиком, с учетом установленных ограничений. При этом перечисление платежа, завершающего выплату субсидии, в IV квартале производится только после предоставления предварительного отчета о выполнении государственного задания за соответствующий финансовый год (п. 46 Положения N 640). Если показатели объема по предварительному отчету меньше показателей, установленных в задании (с учетом допустимых отклонений), то задание подлежит уточнению.
Соответственно, уже в конце года после уменьшения задания учреждению может быть уменьшен итоговый объем полагающейся субсидии.
Таким образом, независимо от фактического расходования денежных средств в прошлом году, в том числе от наличия остатка по состоянию на 1 января, субсидия на текущий финансовый год должная быть доведена в полном объеме.
Изменение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в текущем году возможно только при соответствующем изменении самого задания.
______________________________
*(1) Здесь и далее приводится сокращенное наименование Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения - План ФХД.
*(2) На возможность корректировки госзадания по итогам года в целях уменьшения годового размера субсидии указывают и специалисты финансового ведомства (см., например, абзац пятый письма Минфина России от 24.04.2013 N 02-13-09/14197).
*(3) См., например:
- п. 12 Порядка, утв. приказом Минкультуры России от 05.12.2011 N 1122;
- п. 2.27 Порядка, утв. постановлением Министерства спорта и туризма Астраханской области от 11.10.2012 N 29-п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности